Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото zaria.com.ruФото zaria.com.ru

Меньше двух месяцев остается до важного испытания в жизни выпускников 11 классов — государственной итоговой аттестации. Каждый школьник мечтает хорошо сдать ЕГЭ, ведь от этого зависит не только получение аттестата об основном общем образовании, но и шанс поступить в желанный вуз. «СА» продолжает рубрику «Лайф­хаки для ЕГЭ». Очередные наши советы посвящены второму обязательному предмету, который выпускники должны сдать для получения аттестата, — русскому языку.

Это единственный предмет, который нужен для поступления в вуз абсолютно на любое направление подготовки, будь то гуманитарный профиль, естественно-научный или технический. Поэтому высокий балл по предмету может стать преимуществом перед другими абитуриентами.

Сдать экзамен на достойном уровне вполне по силам каждому, кто поставит перед собой такую цель, уверена учитель русского языка и литературы Майкопской гимназии №22, почетный работник общего образования РФ Елена Ли. Она дает советы, как легко справиться с самыми трудными заданиями.

1. Во время подготовки к экзаменам не стоит лениться, но и не стоит работать «на износ», не жалея себя. Необходимо найти «золотую середину». Возьмите за правило регулярно решать пробные тесты, обращая внимание на задания, которые вызывают у вас трудности, углублять­ теоретический материал.

2. Одним из сложных даже для хорошистов и отличников является задание №4, связанное с орфоэпическими нормами. Как показывает анализ сдачи ЕГЭ, именно на этом задании ученики чаще всего допускают ошибки. Своим ученикам я советую — распечатайте словник, который идет в демоверсии, крупным шрифтом в нескольких версиях и развесьте по дому во всех заметных местах.

Невольно вы будете запоминать, куда падает ударение. Даже за оставшиеся неполные два месяца до экзамена вы вполне сможете натренировать память, и это сослужит вам хорошую службу.

3. Задание №5 связано с паронимами. Помните, что паронимы — это однокоренные слова, которые отличаются оттенками лексического значения. Например, благотворное воздействие — благотворительный прием, вековые сосны — вечный огонь. Мой совет — потихоньку проговорите, пусть даже прошепчите вслух предложение. Именно говорение поможет вам найти неправильный пароним. И обязательно работайте с контекстом. Прочитывайте предложение внимательно, не вырывайте слова из контекста, подбирайте однокоренные слова и обязательно найдете нужный пароним.

4. Для блока «Орфография» нужно повторить правило — не заучивать наизусть, а учиться работать на основе алгоритма и выполнять все действия последовательно, чтобы найти верный ответ на поставленный вопрос. Впрочем, этот подход касается абсолютно всех заданий блока.

5. Чтобы качественно выполнить задание №9 этого блока на знание безударных чередующихся гласных и заработать балл, нужно обязательно выучить все корни с чередованием. Мы знаем, что они делятся на две группы. Первая — чередование «е» и «и» в корне. Вторая — «о» и «а». Если вы будете четко знать все корни с чередованием, то легко справитесь с этим заданием.

6. Чтобы научиться выполнять задания из блока «Пунктуация», необходимо повторить базовые правила, которые даются в 8 классе. Тщательно повторите тему «Простое предложение»: поймите законы такого предложения, как оно может быть устроено, чем может быть осложнено. После этого будет легко выполнять задания и на сложные предложения, ведь на деле это несколько простых предложений, объединенных разными способами.

7. Первое задание пунктуационного блока — №16. Оно вызывает ряд затруднений. Ученику надо выбрать из пяти два предложения, в каждом из которых есть только одна запятая. Для начала нужно определиться, простое это предложение или сложное, для этого выделяем грамматическую основу, при этом не забывайте, что она может состоять только из сказуемого. Работайте прямо в КИМе (контрольно-измерительном материале), выделяйте основы карандашом для наглядности. Если это простое предложение, смотрите, чем оно может быть осложнено. Это могут быть однородные члены предложения, между которыми ставятся запятые. Особое внимание уделите двойным союзам — «так, как и», «не только, но и».

8. В задании №19 мы имеем дело со сложноподчиненным предложением, в котором союз дистанционно удаленный. Что это значит? То, что перед союзным словом «который», открывающим придаточную часть предложения, будет как минимум одно слово, а то и несколько. Например, «Вдали виднелась гора, у подножия которой цвели фиалки». Здесь перед союзным словом «которой» есть слова — «у подножия», запятую надо ставить перед ними, а не перед союзным словом, как часто по ошибке делают ученики. Это неправильно. Проверить себя легко. Нужно прочитать главную часть без придаточного, как простое предложение. Получится: «Вдали виднелась гора». Там, где по смыслу поставили бы точку, ставим запятую.

9. Еще одно непростое задание — №23. Оно идет после текста и связано с типами речи: рассуждение, повествование, описание. Не все дети могут определить по предложению тип речи. Я предлагаю такой, немного игровой, прием, который реально поможет справиться с этим затруднением. Мысленно представьте в своих руках фотоаппарат. Если прочитанное предложение вы можете «запечатлеть» в нескольких кадрах, значит, перед вами повествование, т.е. цепочка последовательных событий. Если после прочтения предложения вы можете сделать один условный кадр, к примеру пейзаж или портрет человека, тогда перед вами описание. И наконец, если вы прочитаете текст, который невозможно запечатлеть фотоаппаратом, если в нем встречаются призывы к чему-то, вводные слова, мысли автора на какую-то тему, очевидно, перед вами рассуждение. Попробуйте использовать этот прием, потренируйтесь на демоверсиях, вы увидите, насколько он действенный.

10. Для того чтобы заработать хотя бы 20 баллов при написании сочинения, важно научиться тщательно редактировать уже написанный текст: поработать с черновиком и проверить чистовик. Читайте текст с ручкой, выделяйте, подчеркивайте фразы, слова, предложения, важные для понимания всего текста в целом. Выберете ОДНУ проблему, о которой говорит автор. Подберите два примера, которые будут иллюстрировать эту проблему, напишите пояснение к ним. Помните о пятиступенчатом комментарии: пример — иллюстрация, пояснение, снова пример — иллюстрация, снова пояснение, смысловая связь между примерами.

11. Пишите четко, по критериям, дайте возможность эксперту (возможно, уже уставшему и проверяющему уже тридцать пятую работу) видеть логику вашего сочинения и композиционную стройность. Эксперт из комиссии, проверяющий вашу работу, легко увидит все интересующие его пункты — так можно избежать досадных недоразумений и апелляции. Обязательно пересчитайте слова — их должно быть не менее 150! Напишите, проверьте, отредактируйте и переписывайте на чистовик, умело распределяйте свое время!

12. Осталось совсем чуть-чуть до экзамена, и мой совет — пишите сочинение не в тетрадях, а на листах А4 или распечатанных бланках. Это позволит выработать четкий почерк и понять, сколько слов вашим почерком умещается на одну или полторы страницы бланка, который выдается на экзамене. Так можно избежать волнения по поводу пересчета слов и траты времени на механическую работу. Свое время лучше потратить на редактирование.

13. На выполнение всей работы дается 3,5 часа — то есть 210 минут. Опыт сдачи экзамена говорит о том, что 70-80 минут вполне достаточно, чтобы качественно выполнить задания первой части. Прорешайте тест, тщательно проверьте и сразу перенесите ответы в бланк, а затем уже приступайте к написанию сочинения-рассуждения. Таким образом, два часа остается на выполнение задания №27 — написание сочинения-рассуждения.

14. Если на экзамене вам трудно выполнить какое-то задание, пропустите его. А после того, как выполните все остальные, вернитесь. Но при этом строго следите за временем: его должно хватить. Если вы попали в тупик и не можете выбрать правильный вариант ответа — кажется, что такого среди предложенных нет вообще, — идите от противного. Исключите все наименее вероятные пункты — шанс ответить верно вырастет в разы. В бланке заданий можно подчеркивать, выделять части, читать текст с карандашом, писать ответы и только после этого переносить их в чистовик.

15. При перенесении результатов в бланк ответов приложите любой листочек из пакета к строке, в которую вносите ответ. Еще раз сверьте, совпадает ли ответ с номером задания в бланке. Это требует особого внимания, поскольку сдвиг на одну строчку автоматически приведет к тому, что все ответы станут неверными.

И напоследок. В день экзамена залог успеха — это крепкий сон и приподнятое настроение! С утра хорошо позавтракайте, съешьте что-нибудь вкусненькое и в прекрасном настроении отправляйтесь на экзамен. Стоит поехать на экзамен вместе со всей школой, потому что в пути вы расслабитесь, посмеетесь и будете чувствовать себя увереннее! Все в ваших руках и вашей голове!

12.04.2019 в 10:15
Возрастная категория материалов: 16+