Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото intercircass.org. Юрий Калмыков в ауле Хабез, Карачаево-Черкесия.1957г.Фото intercircass.org. Юрий Калмыков в ауле Хабез, Карачаево-Черкесия.1957г.

Череда новогодних праздников 2019-го завершилась ярким событием — в первый рабочий день в газете «Советская Адыгея» вышла статья председателя Комитета Государственной думы по государственному строительству и законодательству Павла Крашенинникова «Вспоминая Юрия Калмыкова». Содержательную и искреннюю публикацию автор посвятил своему именитому наставнику, которому 1 января исполнилось бы 85 лет. Павел Владимирович пишет о Калмыкове не впервые, но с годами, видимо, по-особому начинает проступать у знавших юбиляра людей глубина личности Юрия Хамзатовича, его высокое человеческое достоинство, служение закону и праву, вера в торжество справедливости. Также в «СА» опубликована статья председателя Верховного суда Республики Адыгея Аслана Трахова «Линия жизни Юрия Калмыкова» — очень яркое, насыщенное интересными фактами повествование, проникнутое уважением и теплотой к Юрию Хамзатовичу.

Многочисленные друзья, соратники, коллеги не теряют внимания к имени выдающегося российского правоведа, государственного и общественного деятеля, успешно прививая интерес к его профессиональному и гуманитарному наследию подрастающим поколениям отечественных юристов.

Звезда по имени Кони

Жизненный путь Юрия Хамзатовича Калмыкова условно можно разделить на две большие части — науку и политику. В этих объемных, сложных, порой противоречивых сферах жизнедеятельности он сумел остаться принципиальным и последовательным человеком. «Остаться» — потому что характер, убеждения, взгляды Калмыкова сформировались задолго до его научной и политической карьеры благодаря полученному воспитанию в семье черкесских интеллигентов (родители были школьными учителями).

Обучаясь на юридическом факультете Ленинградского государственного университета (1952-1957 гг.), Юрий Хам­затович сблизился с ведущими правоведами-цивилистами того времени: Борисом Борисовичем Черепахиным, Олимпиадом Соломоновичем Иоффе, Юрием Кирилловичем Толстым, которых сплачивала не только общая профессия, но и ярко выраженная привязанность к личности и трудам видного российского юриста Анатолия Федоровича Кони. Старшие товарищи увлекли этим и молодого коллегу. Имя Кони и его кредо — исключительной ценности права для человека стало важным жизненным и профессиональным ориентиром Калмыкова. Главным качеством юриста Кони считал беспристрастность и объективность в толковании и применении закона, и Юрий Хамзатович в полной мере сумел соответствовать этому высокому требованию. Маленький настольный бюст А.Ф.Кони сопровождал рабочие кабинеты Юрия Калмыкова. Незаслуженное многолетнее забвение имени выдающегося отечественного юриста было прервано целым комплексом различных мероприятий в 1994 году, посвященных 150-летию А.Ф.Кони, главным организатором которых был Юрий Калмыков, занимавший в то время должность министра юстиции Российской Федерации. В своей замечательной статье «Возвращение судьи и гражданина» («Российские вести», 12.02.1994 г.) Юрий Хамзатович писал о Кони: «Кем же он был, изумительный сын России? Прежде всего, он был высокообразованным, культурным и глубоко порядочным человеком, с обостренным чувством справедливости, из тех, кто чувствует чужую боль острее собственной… На всех занимаемых постах Кони оставался самим собой, руководствовался собственным же девизом: «Быть слугою, а не лакеем правосудия». Таких же взглядов и убеждений придерживался всю жизнь и сам Калмыков.

Становление на волжских просторах

Общение в вузе с признанными цивилистами определило область приложения сил выпускника юрфака — ею стало гражданское право. Проработав после окончания вуза два года народным судьей Хабезского района Карачаево-Черкесии, Калмыков в 1959 году поступил в очную аспирантуру Саратовского юридического института имени Д.И.Курского. Спустя три года начал работу на кафедре гражданского права и процесса этого же вуза и продолжал трудиться на ней 27 лет, пройдя все должности от ассистента до заведующего. За почти три десятка лет Юрий Хамзатович стал одним из ведущих специалистов в Советском Союзе по гражданскому праву, создав хорошо известную в стране и за ее пределами саратовскую научную школу цивилистики. Он воспитал не один десяток кандидатов и докторов наук, его деятельность как ученого, педагога, воспитателя научной молодежи была широко известна не только в России, но и в других республиках бывшего СССР. Студенты и аспиранты Калмыкова сейчас работают в Казахстане и Таджикистане, в Узбекистане и Украине, в Белоруссии и прибалтийских государствах.

Несмотря на относительно молодой возраст защиты кандидатской (декабрь 1963 г., тема «Возмещение вреда, причиненного имуществу») и докторской (октябрь 1971 г., тема «Гражданско-правовые проблемы хозрасчета промышленного предприятия») диссертаций, имя Калмыкова звучало в одном ряду с видными советскими специалистами гражданского права того времени: Вениамина Петровича Грибанова (МГУ), Октября Алексеевича Красавчикова (Свердловский юридический институт), Юрия Григорьевича Басина (Казахский государственный университет), Виктора Аркадьевича Ойгензихта (Таджикский государственный университет).

Заслуженное признание коллег сопровождалось большим авторитетом Юрия Хамзатовича в студенческой среде. На занятиях Калмыкова всегда были переполненные аудитории. Профессиональное владение своим предметом Юрий Хамзатович сочетал с увлекательной и тщательно отработанной формой подачи материала. В 1979 году в научно-методическом сборнике Саратовского университета вышла статья Калмыкова «Методика подготовки и чтения лекций по правовым вопросам», в которой содержатся адресованные лекторам ценные рекомендации. Обращено внимание не только на эрудицию и научный уровень преподавателя, что, конечно, во многом предопределяет успех лекции. «Интересное и глубокое содержание должно получить доходчивую и яркую форму», — пишет Юрий Хамзатович. Для этого он призывает лекторов отрабатывать свою речь, совершенствовать навыки установления надлежащего контакта с аудиторией, в том числе визуального, следить за своей осанкой за кафедрой, жестикуляцией, уделять важное внимание опрятному внешнему виду (одежда и обувь).

И самый главный вывод автора — к любой лекции нужно всегда и тщательно готовиться! Допуская легкое волнение перед любым публичным выступлением, он тем не менее ссылается на слова своего духовного наставника А.Ф.Кони, отмечавшего, что «размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду». Можно только позавидовать студентам, посещавшим лекции такого Учителя.

Юридическое сообщество страны уважало Калмыкова не только за его научные достижения, но и за высокую принципиальность и мужество. Профессор Ю.Г.Басин пишет, что Юрий Хамзатович не допускал никаких компромиссов с непорядочностью. В 1980 году из СССР фактически был изгнан профессор Ленинградского государственного университета, крупнейший ученый и фактический лидер цивилистов Советского Союза, учитель и впоследствии близкий друг Калмыкова Олимпиад Соломонович Иоффе (его дочь вышла замуж за гражданина США). Многие из немалого числа «друзей» отвернулись от О.С.Иоффе. Юрий Хамзатович, напротив, нисколько не изменил отношения к своему другу, всячески поддерживал его и ни от кого этого не скрывал.

На фото Юрий Хамзатович с женой Октябриной Рамазановной
На фото Юрий Хамзатович с женой Октябриной Рамазановной

Державник

Обстоятельства своего прихода в большую политику Юрий Хамзатович скромно называл неожиданными. Хотя вряд ли здесь было место случайности: человек-труженик, хорошо знавший и любивший свое дело, живший не по лжи, всегда выделялся в своем окружении. Зрелое, веское слово Калмыкова ценили в Саратовском юридическом институте, и когда вуз оказался вовлечен в перипетии политических процессов с возможностью выдвижения своего кандидата в народные депутаты СССР, мнение общего собрания преподавателей и сотрудников института было практически единодушным: им должен стать Калмыков. Коллеги не только оказали ему доверие быть кандидатом в депутаты, но и действенно помогали в течение всей предвыборной гонки, которая была отнюдь не простой: конкуренцию Юрию Хамзатовичу составлял руководитель крупного производственного объединения, имевший в своем активе, помимо прочего, административную поддержку властей. Но симпатии избирателей оказались на стороне профессора Калмыкова: людям нравились его продуманные, обстоятельные выступления, в нем видели человека с четким пониманием статуса, полномочий и компетенций народного избранника.

26 марта 1989 года Юрий Хамзатович стал народным депутатом СССР, началась политическая карьера, которая под стать его научным достижениям была такой же яркой и содержательной. Первый съезд народных депутатов в мае 1989 года избрал равноправный двухпалатный Верховный Совет СССР, в одну из палат — Совет Союза — вошел Юрий Хамзатович. Он оказался в числе членов ключевого органа Верховного Совета — комитета по вопросам законодательства, законности и правопорядка (причем сразу на должности заместителя председателя), а уже в феврале 1990 года Калмыков его возглавил.

Неполные восемь лет его пребывания в политике были наполнены огромным количеством важнейших исторических событий, главным из которых сам Юрий Хамзатович определял распад СССР. Он вспоминал, что комитет по вопросам законодательства, законности и правопорядка прилагал огромные усилия по минимизации потери единого государства. Был подготовлен целый комплекс актов по взаимоотношениям центра и союзных республик, в который входили законы «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации», «Об общих началах руководства экономикой и социальной сферой в союзных и автономных республиках», «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик», «О порядке разрешения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» и многие другие. Однако, как признавал с горечью Юрий Хамзатович, этот труд оказался напрасным, так как центробежные силы в то время были гораздо могущественнее.

Должность руководителя комитета парламента Советского Союза могла оказаться не последней для Калмыкова — в апреле 1990 года его кандидатура была выдвинута на пост председателя Совета Союза Верховного Совета СССР. В выборной процедуре ему не хватило всего 8 голосов: к тому времени еще сохранявшая силу партийная номенклатура не могла отдать эту должность настоящему избраннику народа, который за непродолжительное время работы в законодательном органе страны зарекомендовал себя принципиальным человеком и профессиональным юристом. Но сам факт выдвижения его кандидатуры депутатами весьма красноречив: он был влиятельной фигурой в корпусе парламентариев.

Видный государственный деятель, советский и российский юрист Вениамин Федорович Яковлев, много лет друживший с Калмыковым, отмечал, что «главным итогом его парламентской деятельности в Верховном Совете СССР и на Съезде народных депутатов СССР можно без преувеличения назвать работу по подготовке в 1990-1991 годах новых Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, которые являлись безусловным прорывом в развитии цивилистической науки в нашей стране. Он был не только формальным руководителем группы, созданной Президиумом Верховного Совета СССР для разработки проекта Основ, не только ее защитником и представителем во всех властных структурах, но и душой авторского коллектива ученых — юристов и практиков, непосредственно готовивших текст проекта». В числе его соратников по этой работе были легенды отечественной юриспруденции: Сергей Сергеевич Алексеев, Станислав Антонович Хохлов, Александр Львович Маковский.

Впоследствии, после распада СССР, Калмыков вместе с ними принял активное участие в создании Исследовательского центра частного права для подготовки и экспертизы проектов актов Российской Федерации о регулировании экономических отношений (распоряжение президента РСФСР Б.Н.Ельцина от 27 декабря 1991 г.). Позже была образована Российская школа частного права с отделениями в Москве и Екатеринбурге для подготовки специалистов с высшим образованием к законопроектной и преподавательской работе по вопросам частного права, ректором которой с конца 1996 года стал Юрий Хамзатович. Основатели этих двух уникальных учебных заведений сыграли большую роль в подготовке Конституции Российской Федерации и действующего Гражданского кодекса РФ.

Упразднение Верховного Совета СССР в конце 1991 года не повлекло за собой возвращения Калмыкова в Саратов: по приглашению С.С.Алексеева Юрий Хамзатович стал заместителем председателя совета Исследовательского центра частного права. Он проработал на этом месте вплоть до назначения в марте 1993 г. исполняющим обязанности министра юстиции Российской Федерации, а в августе того же года стал полноправным руководителем ведомства. Много качественной новизны за неполные два года привнес Калмыков в работу министерства, его имя как руководителя ведущего правового органа исполнительной власти благодарно вспоминают и по сей день. Главным же итогом его пребывания на этой должности стали подготовка и принятие парламентом страны самого фундаментального акта для сферы экономического оборота — Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из основных авторов которого был он.

Однако созидательную во всех отношениях работу Юрий Хамзатович был вынужден оставить в декабре 1994 года — он добровольно ушел в отставку в знак несогласия с решением ввода войск в Чечню. Настоящий гуманист Калмыков был уверен в наличии путей мирного разрешения кризиса. Свою убежденную точку зрения в таком важнейшем вопросе Юрий Хамзатович отстаивал с присущей ему принципиальной последовательностью: после ухода в отставку с поста министра он вышел и из состава фракции Партии российского единства и согласия (ПРЕС) в Государственной думе, когда она поддержала ввод войск в Чечню. Затем в составе инициативной группы депутатов принял участие в подготовке обращения в Конституционный суд на предмет соответствия указа о вводе войск Основному закону страны. Юрий Хамзатович был определен в качестве представителя депутатской группы для выступления в КС. Опубликованная стенограмма пленарных заседаний КС по этому вопросу позволяет говорить не только об исключительно высоком профессиональном уровне Калмыкова, но и о его моральном и нравственном облике как политика и гражданина.

Святая к родине любовь

Юрий Хамзатович прожил большую часть своей жизни вдали от родных мест, но не было, наверное, ни одного дня, чтобы теплая волна сыновней любви к своей земле не посещала его сердце. Калмыкова всегда интересовала и влекла история адыгского народа. Он писал, что еще в студенческие годы допоздна просиживал в Публичной библиотеке им.Салтыкова-Щедрина в Ленинграде, читая пожелтевшие страницы старых журналов и книг (повествования А.Берже, Ф.Леонтовича, Л.Люлье, Ш.Ногмова, Ф.Тарнау), посвященные судьбе адыгов (черкесов), событиям Кавказской войны. Эти ночные бдения в публичной библиотеке были для него первым соприкосновением с историей собственного народа, заложившим осознанное понимание отношения к своим корням истинного патриота, выраженное им в следующих словах:

«Я не намерен идеализировать свой народ, но, как всякий нормальный человек, люблю его, дорожу и горжусь его историей. Естественно, признаю такое же право за представителем любого другого народа, более того, с большим уважением отношусь к тем, кто, не переходя границ, не проповедуя исключительности и превосходства своего народа над другими, любит и предан своему народу. Мне кажется, без этого чувства у человека не бывает стержня, нет твердой опоры в жизни. Нет и уважения к другим народам».

Нарастающая популярность Калмыкова как политика государственного масштаба не могла оставаться незамеченной на Северном Кавказе. По приглашению земляков он принял активное участие в первом Всемирном черкесском конгрессе в мае 1991 года в Нальчике. Конгресс провозгласил создание Международной черкесской ассоциации, а Калмыков (к полной для себя неожиданности) был избран ее президентом. На этом ответственном посту в очень нелегкие времена авторитет и профессионализм Юрия Хамзатовича удержали в правовом поле многие политические процессы в Северо-Кавказском регионе.

Под руководством Калмыкова МЧА стала всемирным центром кавказских народов по оказанию всесторонней поддержки Абхазии в Отечественной войне 1992-1993 гг.

К своей деятельности на общественном поприще Юрий Хамзатович относился весьма ответственно, демонстрируя сочетание мудрости, дальновидности, решительности, терпения. Все эти качества неизменно покоились на неукоснительном следовании закону — обязательном условии любого занятия в жизни Калмыкова. Условие, никогда им не нарушенное, условие, к которому с уважением относились в числе прочих и оппоненты. Некролог его памяти начинается словами: «Ушел из жизни Юрий Хамзатович Калмыков — видный ученый-юрист и государственный деятель, человек высших принципов, мужественной гражданственности и светлой души». Список должностных лиц, подписавших этот печальный документ, открывает президент России Б.Н.Ельцин…

Спустившись январским холодным днем 1997 года с трапа самолета в Минводах на родную черкесскую землю, Юрий Хамзатович шагнул в бессмертие благодарной народной памяти, намытое им, как прилежным старателем, любовью к людям и служением праву.

16.04.2019 в 11:25
Возрастная категория материалов: 16+