Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото МРФ «Юг» ПАО «Ростелеком»Фото МРФ «Юг» ПАО «Ростелеком»

Киберугрозы от телевизора, обслуживание в банке или в аэропорте по сетчатке глаза или рисунку сосудов ладони и высокоскоростной интернет в населенных пунктах, в которых единственным транспортом являются ослы. Все это не сюжеты фантастических фильмов, а реальные проекты компании «Ростелеком», которые реализуются сегодня во многих регионах Юга России. Самые интересные из них были представлены на форуме Южного медиаклуба #ВСЕТИ.

Сеть расширяется

«Ростелеком», как и многие госкомпании сегодня, начал глобальную трансформацию, наращивая выручку, заявил вице-президент – директор МРФ «Юг» ПАО «Ростелеком» Денис Лысов. Всего в 2019 году на юге России телекоммуникационные операторы заработали 197 млрд. рублей. Доля «Ростелекома» составила 16%. Компания остается лидером в цифровом ТВ – 70% и проводном интернете – здесь доля составляет 55%.

 — У нас есть развитая инфраструктура, разветвленная оптическая сеть, Компания проложила 6,5 тысячи километров оптических сетей, подключив к интернету более 3 миллионов домов. И сейчас ту базу, которую мы исторически накапливали, мы переводим на современные технологии, чтобы процесс цифровизации ускорялся, — прокомментировал Денис Лысов.

По программе устранения цифрового неравенства в прошлом году на юге компания обеспечила интернетом свыше тысячи сельских населенных пунктов. Один из глобальных проектов, реализованных в 2018-м, — подключение к высокоскоростной сети более тысячи лечебных учреждений. Проект был реализован всего за 4 месяца.

— На практике таких прорывов еще не было —  чтобы за 4 месяца появилась такая разветвленная сеть. Это нереальный масштаб, местами – труднодоступная горная местность. В Дагестане, к примеру, далеко не везде, где мы прокладывали сети, проходит транспорт. Нам приходилось завозить оборудование на ишаках, — сказал Денис Лысов.

Масштабный проект был реализован и в Адыгее. «Ростелеком» подключил к высокоскоростному интернету компанию по выращиванию яблоневых садов «ЮМИКС». Оптика прокладывалась в труднодоступной предгорной зоне, где скальная порода залегает на глубине полуметра от поверхности земли. При выполнении строительно-монтажных работ приходилось использовать метод горизонтально направленного бурения и прокладывать волоконно-оптический кабель с помощью спецтехники. Появление интернета позволило предприятию провести серьезную модернизацию производства, а также обеспечило телекоммуникациями жителей расположенных рядом населенных пунктов.

В 2019 году работа продолжится. Высокоскоростной интернет должен появиться еще в 1,5 тыс. селах регионов Южного и Северо-Кавказского федерального округов. В Адыгее проект устранения цифрового неравенства реализуется в 37 сельских населенных пунктах. В 2018 году компания завершила строительно-монтажные работы по прокладке оптоволоконных сетей в 25 самых отдаленных селах республики. В 2019 году планируется охватить скоростным интернетом 12 поселков.

Параллельно компания развивает новые проекты. Один из них – «Умный город». За 2018 год на юге страны на умных технологиях «Ростелеком» нарастила выручку на 17%. Здесь драйвером остаются системы видеонаблюдения, видеоаналитики. Этот сервис весьма успешно работает в Москве. Он позволяет в десятки раз снизить нагрузку на людей, к примеру, в сфере вывоза мусора. В 2018-м появились первые проекты по энергоэффективности, которые позволяют проводить полный анализ энергопотребления и оптимизацию.

— Муниципалитеты, которые понимают потенциал этих сервисов, получают эффект моментальный. Уверен, в ближайшие три года эта волна захлестнет все территории юга страны, — сказал Денис Лысов.

Биометрия

Еще один новый продукт, также запущенный в 2018-м году, — биометрия. Эта система позволяет распознать данные человека по сетчатке глаза, отпечаткам пальцев или голосу.

По словам директора проектного офиса «Единая биометрическая система» Олега Ковпака, часть банков в регионах Юга России уже внедрила эту систему и может идентифицировать клиентов по биометрическим параметрам. Что это дает? Дополнительную защиту личных данных, возможность круглосуточного обслуживания, в том числе удаленного, и оперативное получение услуг.

Система использует так называемую поведенческую аналитику. Уже сегодня по силе нажатия на экран, тому, как человек размещает в руке смартфон, можно определить, —  это его владелец или мошенник. Сейчас помимо традиционных биометрических данных внедряются абсолютно новые. Такие как, например, рисунок вен ладони, который считывается в инфракрасном спектре.

Где это применимо? В первую очередь в финансовом секторе. Если клиент уже однажды был зарегистрирован и прошел идентификацию, он может совершать абсолютно все услуги дистанционно. Применимо это к сфере нотариальных услуг, телемедицины, в аэропортах.

Кибербезопасность

Вместе с ростом технологий, обеспечивающих безопасность данных, растет и число киберугороз. Поэтому одно из направлений, реализуемых компанией, — обеспечение кибербезопасности. По словам спикера форума — руководителя группы экспертного пресейла сервисов Solar JSOC «Ростелекома» Алексея Павлова, тенденции последних лет показывают, что интенсивность хакерских атак возросла в 80 раз, вредоносные программы наносят миллиардные убытки. И если в прошлые годы большинство фиксируемых атак были направлены против банковского сектора, то сейчас вектор смешается в сторону промышленности, ТЭК, органов госвласти. Причем раньше у хакеров была задача проникнуть в инфраструктуру и требовать выкуп, сейчас цель – сбор информации.

Растет интенсивность сетевых угроз — DDoS-атак. В конце 2018-го «Ростелеком» отразил одну из мощнейших —  на сервис телеком-оператора Dtel.ru. Несколько месяцев назад была зафиксирована хакерская атака на систему «112». Атаку вовремя нейтрализовали, и она не отразилась на работе значимой службы.

 — Сейчас хакеры делают ставку даже не на крупные компании, а на простых людей. Растет число писем с вредоносными вложениями. Здесь срабатывает человеческий фактор: люди на работе просматривают какой-то контент, им приходит рассылка с зараженной ссылкой. По статистике, каждый седьмой пользователь ее откроет, — рассказывает Алексей Павлов.

Компания проводила киберучения. Банковским сотрудникам разослали письмо с купоном на скидку. Не проверив информацию, большинство переслали это письмо своим знакомым, многократно размножив таким образом вредоносный файл. Более того, многие пользователи писали ответное письмо с жалобой на то, что ссылка не активна и они не могут получить заявленную скидку.

Сегодня вопрос кибербезопасности касается каждого, уверен Алексей Павлов. Сейчас хакеры могут получить доступ к информации даже через смарт-телевизоры, имеющие доступ к вай-фай. Человек просто выходит с ТВ в интернет, и вредоносные файлы распространяются на все устройства, подключенные к той же точке доступа. Включая, например, компьютер или смартфон, с которых человек входит в интернет-банк.  Поэтому задача «Ростелекома»  — повышать грамотность людей в этих вопросах. Для этого, в частности, есть сервисы с интернет-курсами по киберугрозам.

13.05.2019 в 16:30
Возрастная категория материалов: 16+