Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото МРФ «Юг» ПАО «Ростелеком»Фото МРФ «Юг» ПАО «Ростелеком»

Какие технологии могут сделать город максимально безопасным и комфортным для жизни? Как работают системы, на 98% снижающие суммы общедомовых нужд и какие функции могут быть у домофона, кроме стандартного средства открывания двери. Ответы на эти вопросы прозвучали в презентации руководителя департамента прикладных проектов МРФ «Юг» компании «Ростелеком» Павла Лысенко, озвученном на форуме Южного медиаклуба #ВСЕТИ.

Умные сервисы

Понятие «умного города» уже прописаны в стандартах Минстроя, и элементы умных городов внедрены «Ростелекомом» в десятках городов России.

Какие «умные решения» уже работают? Системы управления технологическими процессами, которые обеспечивают контроль состояния любых предприятий. Есть сервисы по отслеживанию состояния дорог. Отдельное направление – экологический мониторинг окружающей среды с возможностью автоматического начисления штрафов загрязнителям. Востребованное направление – городское видеонаблюдение.

— У  нас есть видеоплатформы, которые позволяют организовать  наблюдение за любыми объектами. Условно — человека можно «вести» от остановки общественного транспорта до места его проживания, не теряя из виду. Где это применимо? В работе коммунальных служб  — для контроля уборки территории, вывоза мусора, работы дворников. Это сервис для наблюдения за парковочными местами, детскими площадками. Причем главный смысл в том, что каждая эта система может быть одновременно использована сразу несколькими службами, что резко сокращает затраты. То есть, к примеру, она может использоваться и для обеспечения безопасности дома, и для контроля за благоустройством, — рассказал Павел Лысенко.

Эффективное ЖКХ

«Умными» и полезными функциями могут оснащаться самые банальные вещи. К примеру, современные технологии позволяют перейти на цифровые домофоны. Помимо того, что жильцы смогут открывать двери в подъезд со сматрфона, в домофон встраивается кнопка экстренного вызова, есть возможность цифрового оповещения людей в случае ЧС и придомового наблюдения.

Многие сервисы помогают жильцам экономить. Показательный пример в этом плане — город Димитровград Ульяновской области, в котором максимально опробированы все «умные технологии». В частности, 50 школ и детских садов города были оснащены погодозависимыми системами, которые дали 40%-ную экономию по тепловой составляющей – самой затратной строке в платежах за ЖКХ. Внедренные в многоэтажках технологичные энергосервисы позволили на 98% сократить платежи за общедомовые нужды.

В Адыгее стартует похожий пилотный проект. В четырех многоэтажках Майкопа планируется  установить систему погодного регулирования, которая позволит контролировать подачу тепла в дом в зависимости от температуры воздуха на улице. Установка узлов регулирования будет осуществляться  с учетом предоставления финансовой поддержки Фонда содействия  реформированию ЖКХ. Реализация проекта должна привести к уменьшению расходов на оплату коммунальных ресурсов в размере не менее 10% по каждому многоквартирному дому.

Активный гражданин

Еще один сервис – единый ситуационный центр руководителя. Информация из всех источников – транспорт, система ЖКХ, сеть медицинских и образовательных учреждений – попадает на единую платфому аналитики, доступ к которой имеет глава региона или мэр города. Если в какой-то зоне есть проблема, она «подсвечивается», и руководитель понимает, что там нужно какое-то решение. В эту платформу заложена также система регулирующего воздействия: можно оценить, как отреагировали на проблему и насколько оперативно она была решена.

Похожий сервис – цифровая система взаимодействия с жителями. В стандартах Минстроя РФ она прописана к внедрению в 2019 году в ряде пилотных регионов России.  Такие платформы, как «Активный гражданин», позволяют вовлекать население в управление городом: выступать с инициативами, видеть, что озвученная проблема услышана. 

 — Когда человек понимает, что от него зависит состояние города, он ощущает, что он живет в комфортной среде. Это наша главная задача. Чтобы, к примеру, управляющие компании доносили до людей информацию в простой и удобной форме, — рассказывает Павел Лысенко.

Такую возможность дает внедрение городского  диспетчерско-мониторингового центра, считающегося основой создания «умного города». Такой центр уже появился в соседнем городе Белореченске. Суть его работы в том, что создается единая точка приема заявок от жителей с контролем их  исполнения и  отчетом.

 — Простой и показательный пример: я могу в режиме реального времени отследить работу дворников. Условно – он вышел на работу в 7 утра, сделал фотографию на рабочем месте, отправил – система поняла, что он начал работу. Убрал территорию – снова щелкнул себя, и система фиксирует, что работа выполнена. Фиксируется дата, время, геопозиция. Если кто-то не начал вовремя работу, зона подсвечивается, и на эту территорию направляется ближайший свободный дворник, который сразу же получает за это соответствующую плату. В Белореченске результатом действия этой системы стала смена 70% дворников, которые работали недобросовестно. Естественно, качество уборки улучшилось, — рассказал Павел Лысенко.

С помощью этой системы можно контролировать практически все. Если брать статистку по Москве, количество заявок по аварийным и пожарным ситуациям со 130 тысяч сократилось до 2 тысяч в сутки, поскольку критичных ситуация стало меньше.

 — Что провоцирует критичные ситуации? Элементарно – не вывозимый в течение нескольких дней мусор может стать причиной пожара. Система просто не допустит, чтобы этот мусор копился, — говорит Павел Лысенко.

Все эти «умные» сервисы могут быть внедрены абсолютно в любом городе. Более того, они могут появляться сначала в отдельных микрорайонах, а затем масштабироваться на муниципальный и даже региональный уровни. Все новые технологии интегрируются в уже существующую инфраструктуру. Проект «Умный город» реализуется в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» и национальной программы «Цифровая экономика».

 

13.05.2019 в 17:23
Возрастная категория материалов: 16+