Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото Артур Лаутеншлегер / CАФото Артур Лаутеншлегер / CА

Меньше месяца остается до главного школьного испытания — государственной итоговой аттестации. В помощь выпускникам «СА» продолжает рубрику «Лайфхаки для ЕГЭ». Очередные наши советы посвящены обществознанию. Это самый популярный предмет по выбору на протяжении многих лет. В этом году его выбрали 65% выпускников республики.

Обществознанию отдают предпочтение многие школьники из-за его универсальности: оно необходимо на многие направления подготовки для поступления в гуманитарные вузы. Также предмет выбирают и те ученики, которые пока не смогли определиться, в какой вуз будут поступать. С другой стороны, сдать ЕГЭ по обществознанию успешно — задача непростая. Этот предмет объединяет несколько гуманитарных наук: право, экономику, социологию, политологию, философию. А значит, нужно усвоить большое количество информации.

Советы, как справиться с заданиями и набрать высокие баллы, дает член экспертной комиссии по проверке заданий ЕГЭ по обществознанию, старший методист Адыгейского республиканского института повышения квалификации Сергей Булгаков.

1. Самое главное — быть очень внимательным. Как показывает практика, 50% ошибок на ЕГЭ совершаются не от незнания, а от невнимательности. Часто от спешки или волнения ученик неправильно трактует задание и дает на него неверный ответ. Внимательно читайте задание, чтобы понять, что от вас требуют авторы КИМов (контрольно-измерительных материалов).

Текст надо читать как минимум три раза: первый раз просто пробежать глазами, второй раз вдумчиво, третий — по абзацам.

Сдающий экзамен должен четко понимать, что очень важна точность формулировок и точность оформления. К примеру, в первой части КИМ необходимо из предложенного перечня позиций выбрать несколько верных и записать их в порядке возрастания. Выполнение этого блока заданий проверяет компьютерная программа, где четко заложена последовательность правильных ответов, например: «135». Если ученик напишет в экзаменационном листе «153», ответ будет засчитан как ошибочный.

2. Задания ЕГЭ значительно шире, чем материал любого учебника. Ни одно школьное пособие не содержит полной информации, а зачастую в нем нет и четких определений. Поэтому при подготовке нужно пользоваться дополнительными источниками. Ребенок должен четко знать определения, в которых есть родовое понятие, признаки и т.д. Если этих элементов нет, его ответ будет оцениваться низко. Если пропустишь одно-два слова в определении, оно не будет засчитано при ответе.

3. Ученики должны знать критерии оценки всех заданий. Существует большое количество вебинаров, проводимых как ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений), так и Рособрнадзором. Там даются конкретные разъяснения — что требуется от выпускника в том или ином конкретном задании.

Самое главное — быть очень внимательным. Как показывает практика, 50 процентов ошибок на ЕГЭ совершаются не от незнания, а от невнимательности

Советую познакомиться с банком заданий на сайте ФИПИ. Он состоит из реальных контрольно-измерительных материалов прошлых лет. Сегодня издается очень много литературы, в том числе авторами, которые не имеют отношения к составлению КИМов. На основе рекомендаций ФИПИ, Рособрнадзора они создают свои тесты, однако не всегда логика их заданий соответствует логике заданий, которые есть в ЕГЭ. Получается, что школьник, готовясь по таким материалам, привыкает к логике этого автора, его формулировкам, а когда получает КИМ, теряется. И перестроиться на другую логику, особенно в условиях экзамена, весьма проблематично. Поэтому внимательно подходите к выбору пособий и ориентируйтесь, прежде всего, на сайт ФИПИ.

4. Обязательно нужно уметь приводить примеры. К сожалению, практика показывает, что многие школьники, сдающие обществознание, не умеют приводить примеры, не имеют навыков обобщения и детализации, за счет чего теряют баллы.

Ученик должен помнить, что пример — это некая конкретная информация. Например, во второй части дается задание привести пример такой тенденции развития образования, как интернационализация. Например, гражданин А получил образование в стране В и со своим дипломом приехал в страну С и был свободно принят на работу по специальности. Это конкретная ситуация. А то, что человек может учиться в любой стране, примером являться не будет.

5. Составление развернутого плана — одно из самых сложных заданий. Дело в том, что в этом вопросе есть такой критерий, как полнота раскрытия темы, а что составители КИМов посчитают главным при составлении пунктов, какие позиции сочтут важными, мы не знаем. Сами эксперты это узнают только в процессе проверки.

Мой универсальный совет при составлении плана — делать как можно больше пунктов и чаще проводить детализацию, то есть делать подпункты. Я привожу детям такой метафорический образ. Перед вами пруд, есть леска. Вы должны из нее связать сеть, но не знаете, какая рыба попадется — большая или маленькая и в какой части пруда она находится. Поэтому нужно связать сеть как можно более длинную, чтобы она перегородила весь пруд, а ячейки мелкие, чтобы застряла и небольшая рыбка. Иными словами, нужно больше пунктов по данной теме и детализированных подпунктов. При этом важно не уходить далеко от темы.

Фото rabochij.ru
Фото rabochij.ru

6. Еще одно сложное задание — написание эссе на заданную тему. Задания формулируются в виде коротких высказываний различных деятелей науки, общественных деятелей, представителей культуры и науки. Каждое высказывание можно соотнести с одним из подразделов курса — права, экономики, философии или политологии. Ученик выбирает одну из пяти тем.

При помощи этого задания проверяются знания и умения экзаменуемого. Ученик должен точно раскрыть смысл предложенного суждения. При этом не забывайте указывать источник информации. Например: «как мы помним из курса обществознания», «как я недавно прочитал в газете» или «на прошлой неделе я наткнулся на статью в интернете…» и так далее. Другими словами, ребенок должен показать, что он умеет находить информацию и умеет пользоваться различными ее источниками: читает книги, газеты. Источники должны быть разными. Не обязательно указывать автора статьи или название сайта или газеты. Если источники не указаны, по критериям снижают баллы.

Конечно, в эссе должна быть научность, какие-то определения, связанные с этой темой, классификация и обязательно примеры. Например, если тема касается инфляции, ученик должен дать ее определение, типы, привести примеры, которые должны играть на раскрытие темы. Например: «Сейчас в Венесуэле, как мы видим из сюжетов по телевидению, идет гиперинфляция. Люди не пользуются наличными деньгами, поскольку для того, чтобы купить хлеб, человек должен принести денег по весу больше, чем эта буханка. Поэтому они пользуются карточками». Или такой пример: «Из истории мы помним фотоснимок, сделанный в Германии после I Мировой войны, когда из-за гиперинфляции дети делали домики из пачек денег, потому что они ничего не стоили». Еще один пример: «В Афганистане после вывода советских войск деньги не считали, а просто взвешивали на весах».

Обществознание самый сложный предмет, потому что его нужно не только знать, но и вла­деть универсальными учебными действиями — приводить примеры, выявлять главное, обладать навыками дедуктивного и индуктивного мышления. Должна быть широкая эрудиция, хорошо развитые логические навыки аргументирования, доказательства своего мнения.

14.05.2019 в 09:28
Возрастная категория материалов: 16+