Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото Артур Лаутеншлегер / CАФото Артур Лаутеншлегер / CА

В Адыгее проживают 250 ветеранов Российского флота. Среди них — Батырбий Калашаов. Он служил на противолодочном крейсере «Ленинград» Черноморского флота в 1970-е годы. Воспоминания ветерана о годах службы во время холодной войны — в материале «СА».

После окончания школы Батырбий Калашаов решил поступить в Ейское высшее авиационное училище. Не поступил, огорчился, конечно, но надеялся, что служба в армии будет близка к авиации. В какой-то мере это сбылось: его служба на флоте была непосредственно связана с противолодочными вертолетами.

В 1972 году в ходе осеннего призыва его направили в учебный отряд в Пинск (тогда Белорусская ССР) — в Пинскую флотилию, как называли «учебку» в Пинске. Здесь Батырбий получил специальность — силовой электрик.

Затем началась служба в Севастополе, на базе Черноморского флота, на флагманском корабле — противолодочном крейсере «Ленинград». Но следующие полгода его корабль находился на капремонте в доке города Николаева.

В одном из соседних доков продолжалось строительство авианосца «Киев», молодые моряки с «Ленинграда» участвовали там в различных вспомогательных работах.

Осенью 1973-го «Ленинград» покинул портовый док в Николаеве. На базу Черноморского флота в Севастополе прибыли противолодочные вертолеты, и Батырбий, назначенный командиром отделения на корабле, оценил мощь и возможности Военно-морского флота СССР. Вертолетная площадка на «Ленинграде» напомнила мечты о небе.

Вскоре на крейсер «Ленинград» прибыла высокая делегация во главе с генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Брежневым. С ним прибыли министр обороны СССР маршал Советского Союза Андрей Гречко, главнокомандующий ВМФ СССР маршал Сергей Горшков, председатель президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный.

На палубе противолодочного крейсера состоялись торжественные мероприятия, прошел концерт. Брежнев и другие высокопоставленные гости с удовольствием фотографировались на память с моряками Черноморского флота. Леонид Ильич примерил и подаренную ему бескозырку. В личном архиве Батырбия Калашаова сохранилась общая фотография, на которой в центре Леонид Брежнев в той самой бескозырке.

Во время высокого визита прошло еще одно построение с участием министра обороны Андрея Гречко. Он объявил составу крейсера «Ленинград», что моряки идут на секретное боевое задание, на боевую службу, что с этой минуты никто из них не имеет права отлучаться на берег.

— Когда мы вышли в открытое море, командование сообщило, что идем на разминирование Суэцкого канала. Крейсер шел 48 суток без остановок через Босфор, Гибралтар, пересекли экватор, — вспоминает Батырбий Хусенович.

При пересечении экватора по традиции прошел день Нептуна. Нептун искупал тех, кто впервые пересекал экватор на корабле. При строгой секретности некоторые офицеры умудрились и это событие отразить в фотоснимках, которые позже тоже вошли в дембельские альбомы тех, кто служил на «Ленинграде».

Когда прибыли в назначенное место — на вход в Суэцкий канал со стороны Красного моря, то к «Ленинграду» присоединились противолодочный корабль «Скорый» и тральщики Тихоокеанского флота (они прибыли через Индийский океан).

Экипажи противолодочных вертолетов с «Ленинграда» и тральщиков занимались разминированием. Командование боевой операцией осуществлялось с борта «Ленинграда».

В ходе разминирования произошла трагедия. Как рассказал Батырбий Калашаов, у них на глазах при уничтожении мин упали два вертолета. Вероятно, не успели уйти от взрывной волны, которая достигала высоты до 100 м. Вертолеты были подняты из воды, однако летчики погибли.

Была еще одна потеря: в ходе сильнейшего шторма за борт упал и погиб товарищ Батырбия, с которым он размещался в одном кубрике.

В те дни неоднократно объявлялись боевые тревоги. Одна из них была объявлена тогда, когда получивший в ходе разминирования пробоину советский тральщик был зажат двумя израильскими катерами. Это была откровенная попытка захвата тральщика.

Крейсер «Скорый» выдвинулся вперед, и после приказа орудия боевой части открыли предупредительный огонь. А противолодочные вертолеты накрыли небо над катерами израильтян. Те быстро ушли, освободив советский тральщик из своих тисков.

На пути домой крейсер «Ленинград» заходил в порты разных стран мира. Советские моряки побывали в Сомали, Гвинее, Сенегале, на Маврикии. Заходили в порты Югославии.

После возвращения в Севастополь Батырбий получил отпуск. Но, по его словам, он узнал, что готовится еще один выход на боевую службу, в Ливию. Так что после отпуска он мог бы не попасть на «Ленинград» — его могли направить служить на другом корабле. Потерял отпуск, но не жалел — остался служить со своими товарищами, с которыми прошел столько испытаний.

Батырбий Калашаов должен был вернуться домой к родителям, братьям и сестрам в октябре 1975 года. Но такова морская служба: наш земляк прибыл в Джерокай только в декабре, перед Новым годом.

В 1977 году он женился, жена Людмила Алексеевна работает в сфере торговли. Сын Артем отслужил в армии, учится в МГТУ на четвертом курсе. Младший Иван оканчивает Майкопский индустриальный техникум, в этом году пойдет служить в армию. Племянник моряка-черноморца Адам Калашаов, как и его дядя, достойно отслужил на Северном флоте.

Как говорит Батырбий Хусенович, в его родном ауле Джерокай ныне проживают 17 ветеранов флота разных поколений.

С теплотой вспоминает он свою поездку в Минск к сослуживцам в 1981 году. Встречали как родного человека. Батырбий Калашаов отметил, что на его корабле служили представители многих союзных республик: белорусы, украинцы, грузины, узбеки, таджики. Настоящий интернационал, скрепленный морской дружбой.

В День Черноморского флота России первым Батырбия поздравил его сослуживец Сергей Трапизонян. Они обязательно созвонятся и встретятся с Амином Зафесовым, который также был участником операции по разминированию Суэцкого канала. Еще один их близкий друг — черноморец Александр Александров, который служил на противолодочном крейсере «Москва».

14.05.2019 в 17:02
Возрастная категория материалов: 16+