Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото kp.ruФото kp.ru

В одной из онкологических клиник Москвы на 85-м году жизни умер шансонье Вилли Токарев. Печальную новость прессе сообщил сын артиста Антон. Мало кто знает, что российский автор и исполнитель песен в жанре шансон родился в хуторе Чернышев Шовгеновского района Адыгейской автономной области в 1934 году. В 2013 году шансонье впервые за почти 70 лет посетил свою родину – Адыгею. Его визит был связан со съемками  документального фильма «Мой Вилли», который к его 80-летнему юбилею планировали снять его супруга и продюсер артиста Юлия Бединская и американский режиссер Ави Абрамов. «СА» публикует материал «А жизнь всегда прекрасна!», подготовленный редакцией после визита Вилли Токарева на малую родину.

Здравствуй, родина!

Приезда именитого земляка в Чернышеве ждали с нетерпением. Хутор прославило немало образованных, предприимчивых уроженцев, но только Вилли Ивановичу удалось достичь мировой известности — по обе стороны Атлантического океана. Визит на свою малую родину для Вилли Ивановича не случаен: в будущем году ему исполнится 80 лет. К юбилею мэтра российского шансона его супруга Юлия Бединская и режиссер Ави Абрамов решили снять документальный фильм под рабочим названием «Мой Вилли».

— Главным при этом является слово «мой» — каждый из нас хранит в сердце своего Вилли Токарева, — говорит жена и продюсер артиста.

По ее словам, съемки охватывают многие страны.

— Это Россия, Украина, США, Япония, Германия, Великобритания, Финляндия. Но особое место в фильме займут кадры, отснятые в Адыгее, — в его родном хуторе Чернышеве, — говорит Юлия Бединская. — Кроме того, будущая картина о судьбе Вилли Токарева будет участвовать в конкурсном показе Нью-Йоркского кинофестиваля российского кино в будущем году.

Но не только ради съемок фильма приехал Вилли Иванович в Чернышев. Встречи с ним ждала и его многочисленная родня по линии его мамы — Марии Николаевны, урожденной Подколзиной. Многочисленный род Подколзиных разросся за многие десятилетия, на нем появилось много новых веточек. И сегодня на хуторе помимо двух двою¬родных братьев Василия Ивановича и Николая Семеновича Подколзиных, а также двоюродной сестры Зинаиды Ивановны Желтобрюх живут многочисленные внучатые племянники, внуки и правнуки певца.

Когда Вилли Иванович въехал в Чернышев, его взору открылась огромная гладь чернышевского пруда на реке с немудреным названием Грязнуха. Он не смог проехать мимо такого простора и далей. И здесь он произнес свои сокровенные слова, которые многие годы хранил в душе:

 — Здравствуй, родина! Я вернулся к тебе.

 От Чернышева до Нью-Йорка и обратно

Отец будущей звезды Иван Васильевич Токарев был уроженцем соседней казачьей станицы Тенгинской, что раскинулась на крутом косогоре над говорливой Лабой, в четырех верстах от Чернышева. В начале 30-х годов прошлого века бравый казак, успевший освоить редкую по тем временам профессию шофера, подался в Чернышев, где стал чуть ли не первым в истории хутора водителем грузовика. Здесь он и повстречал свою суженую — Марию Подколзину. Она была из большого крестьянского рода Подколзиных, осевшего на хуторе в далеком 1882 году. Вскоре после женитьбы на свет появился сын, которого родители нарекли модным в то время именем — Вилен, в честь советского вождя Владимира Ильича Ленина.

На вопрос, что дает ему силы и энергию, бодрость и жизнелюбие, артист своим неподражаемым, с хрипотцой голосом говорит: Это все от родной земли. От этих просторов, синего бездонного неба. Во мне звучит поэзия и музыка родной земли!

Семья Токаревых трудилась в колхозе, подрастал Виля, как звали его на хуторе. Перед Великой Отечественной войной в семье родилась дочь Люба. Когда пришла черная весть о начале войны, Иван Васильевич Токарев одним из первых в хуторе надел солдатскую шинель, в которой прошагал пол-Европы до самой Победы. А Мария Николаевна осталась на хуторе с двумя детьми. Будущему певцу в свои детские годы довелось пережить и оккупацию, и голод, и холод послевоенной разрухи.

— Конечно, за десятилетия многое стерлось из памяти, но сегодня эти воспоминания ожили, всколыхнулись с новой силой. Хутор сильно изменился, но кое-что угадывается и сегодня — те же улицы, та же речка. Из детства вспоминается большая русская печь, которую мама топила соломой и бурьяном, пекла в ней хлеб. На ней же мы спали зимой, — вспоминает Вилли Иванович.

Едва освободили Кубань от немецких оккупантов, в Чернышеве заработала школа, в которую пошел и Виля Токарев. Был он любознательным, подвижным. Однажды умудрился на уроке русского языка поправить учительницу, которая на доске написала слово «парашут»… А еще с детства в его жизнь вошла песня.

— В семье, да и в хуторе всегда пели, хоть за работой, хоть по праздникам, — говорит артист.

Наблюдая за родителями и хуторянами на посиделках, маленький Виля, едва освоивший тогда балалайку, собрал из своих сверстников детский хор, с которым успешно «гастролировал» по хутору. Вскоре с фронта вернулся, к радости семьи, живой и здоровый Иван Васильевич Токарев.

— В хуторе тогда было голодно, и отец решил податься в Дагестан, к фронтовым друзьям, в город Каспийск, — говорит Вилли Иванович.

Так, в победном 1945 году семья Токаревых покинула хутор Чернышев в поисках лучшей доли, а для маленького Вили Токарева отъезд стал целым открытием мира, который он увидел во всей красе.

В Дагестане Вилен Токарев «заболел» морем и решил посвятить ему свою жизнь. На Каспии он вышел в свое первое морское плавание, в роли кочегара. Потом служил в армии, в войсках связи, а после службы переехал в Ленинград, где и получил высшее музыкальное образование и стремительно вошел в элиту отечественной песенной эстрады как талантливый джазовый контрабасист, отличный аккомпаниатор и интерпретатор легкой музыки, а также автор песен, которые очень быстро становились популярными. Вилли Токарев окончил музыкальное училище при Ленинградской консерватории имени Римского-Корсакова по классу контрабаса. За время учебы он успел поработать в таких известных русских биг-бендах, как оркестр Анатолия Кролла, симфоджаз Жана Татляна, ансамбль Бориса Рычкова, под аккомпанемент которого пела Гюли Чохели. Позже он был приглашен в самый звездный по тем временам ансамбль «Дружба» под руководством Александра Броневицкого с солисткой Эдитой Пьехой.

В течение всего ленинградского периода Вилли Токарев писал песни, в основном музыку, но и тексты тоже. Был приглашен в оркестр Ленинградского радио и телевидения, которым руководил известный джазовый музыкант Давид Голощекин. Между тем это был печально известный период гонений на джаз.

— Это стало для меня последней каплей, а не мое «диссидентство», как думали многие. Поэтому я и решил сменить статусную музыкальную столицу на Мурманск, где имелось больше возможностей быть самим собой, — говорит певец.

Именно в этом северном городе произошло массовое признание Вилли Токарева как автора и исполнителя собственных песен. Одна из них — хит 1973 года «Мурманчаночка», первое исполнение которой сразу сделало его своего рода «героем Кольского полуострова». Но Вилли Токареву было этого мало: он искал по всему русскому миру слушателя для своих социальных куплетов и баллад, сюжеты которых брал из газет, уличных встреч и разговоров о советской жизни. Но в рамки не вписался. Редакторы на радио и ТВ отказывали в эфирах, мотивируя тем, что его песни — «поклеп на советскую действительность».

Почти в сорок лет он решается на отъезд из страны. В 1974-м он эмигрирует в Нью-Йорк, где проходит долгий путь от разнорабочего, почтальона и таксиста до кумира русскоязычной эстрады и звезды тогдашнего Брайтона. Именно воспоминаниям о тех днях посвящен один из его хитов «Небоскребы, небоскребы, а я маленький такой».

Спустя несколько лет после отъезда артист, наконец, начал зарабатывать на жизнь музыкой. Его первым постоянным местом работы стал ночной клуб «Los Madrilos» на Бродвее. В 1979 году в Америке вышла его первая кассета «А жизнь, она всегда прекрасна», которая прошла относительно незамеченной, а в 1981-м следующая — «В шумном балагане», которая принесла ему в самом буквальном смысле слова шумную известность.

В начале 80-х годов Вилли Токарев стал широко известен среди русской эмиграции в Америке, выступая сначала в одном из первых русских брайтонских ресторанов «Садко», а потом в не менее знаменитых ресторанах «Приморский» и «Одесса». Тогда же его стали называть «почетным евреем Брайтона». В Америке он записал около двадцати альбомов. В это же время его песни, несмотря на запреты, звучали в СССР везде.

Счастлив тем, что мне спустя много-много лет удалось встретиться с малой родиной. А в то, что у России будет все хорошо, я верю. Без веры нельзя, верить нужно обязательно

В 1989 году он впервые за много лет прилетел в СССР с концертами по приглашению Госконцерта СССР. Почву в Союзе для первого после эмиграции его турне по стране подготовила Алла Пугачева. В итоге — 70 триумфальных концертов по СССР — об этом мечтали многие советские «звезды» эстрады. На его концерты было практически невозможно достать билеты. В рамках этих гастролей в 1990 году он впервые увиделся с родственниками из Чернышева.

«Во мне звучит поэзия родной земли…»

В свой нынешний визит в хутор Вилли Иванович не переставал удивляться тому теплу и интересу, с которым встретили его земляки. Кроме экскурсии по родным местам, его ждал накрытый родственниками большой семейный стол в саду у двоюродной племянницы артиста директора здешней школы Галины Потешкиной.

На вопрос, что дает ему силы и энергию, бодрость и жизнелюбие, он своим неподражаемым, с хрипотцой голосом говорит:

— Это все от родной земли. От этих просторов, синего бездонного неба. Во мне звучит поэзия и музыка родной земли.

А затем Вилли Иванович дал для собравшихся на встречу с ним хуторян большой концерт. Дал он его под открытым небом — во дворе Чернышевской школы, благо погода была как на заказ — словно вернулось лето. Его хитам подпевал и стар и млад. А когда Вилли Иванович решил подарить всем присутствующим свои диски с новым альбомом, да еще и авторским автографом, — восторгу собравшихся не было предела.

Уже после концерта, когда на хутор опустились сумерки, Вилли Иванович посетил семейное подворье, на котором живет сегодня его двоюродная сестра Зинаида Ивановна Желтобрюх, тоже из рода Подколзиных. Войдя в скромный хуторской дворик, Вилли Иванович оживился и принялся вспоминать, где стоял отчий дом, где были перелазы к соседям.

— Я очень благодарен Америке за то, что она меня приютила, дала возможность состояться как музыканту и человеку. Тем не менее родину я не променяю ни на какие деньги и ни на какие условия. Сейчас я живу в России, хотя теоретически могу и в Нью-Йорке, — говорит он.

А на второй день своего визита он побывал в своей бывшей школе — местном храме. С интересом узнал о его истории, помолился и пообещал помочь с его газификацией.

В ходе концерта для хуторян Вилли Иванович поведал и о своих планах. Они не глобальны — дарить радость от общения с музыкой и его песнями миллионам поклонников. Краснодар, Сургут — далее везде, плюс продолжение съемок фильма. Нельзя было удержаться, чтобы не спросить о его секрете оптимизма и молодости.

— Все довольно просто. Не унывать, не делать людям зла, — говорит он. — Но, конечно, главный смысл жизни для меня, помимо творчества, это любимая жена и дети — Милен и Эвилина.

Эвилина живет с родителями в Москве. Занимается музыкой (играет на гитаре), балетом, живописью и изучает русскую культуру. Младший Милен, как и все дети шансонье, с уважением относится к хорошей музыке. Жена Юлия, кинематографист по образованию, — сегодня его ангел-хранитель. Несмотря на большую разницу в возрасте (Вилли Токарев старше супруги на 43 года), они прекрасно понимают друг друга. У артиста есть и другие дети от прежних браков. Старшему Антону уже 47 лет, живет в Санкт-Петербурге, работает на радиостанции «Русский шансон». В юности он был даже одним из солистов группы «Ласковый май», талантливый музыкант. Средний сын, 20-летний Алекс, живет в США.

На вопрос, счастлив ли он, Вилли Иванович отвечает своей знаменитой улыбкой из-под своих не менее знаменитых токаревских усов:

— Теперь уже да, потому что живу в стране, которую очень люблю, и надеюсь дожить до того времени, когда она станет одним из самых могущественных государств мира с высокой культурой и моралью. Счастлив тем, что мне спустя много-много лет удалось встретиться с малой родиной. А в то, что у России будет все хорошо, я верю. Без веры нельзя, верить нужно обязательно.

И тут же добавляет словами собственной песни:

 

— А жизнь — она всегда прекрасна и не стареет никогда. И не проходят в ней напрасно ни день, ни ночь, ни все года.

05.08.2019 в 11:18
Возрастная категория материалов: 16+