Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото Алла ЗагуменноваФото Алла Загуменнова

В летную профессию приходят по-разному. Один с детства мечтает покорять небесные просторы. У другого перед глазами пример отца-летчика. А третий вдохновляется героями фильма «В бой идут одни старики». Но бывает и так, что в авиацию приводит случай. Именно так было с Павлом Шабашовым, теперь уже капитаном, старшим летчиком-инструктором учебной авиационной базы Майкопа, который не раз доказывал свою приверженность небесным рубежам Отчизны.

О профессии летчика Павел в детстве не мечтал. Он рос в небольшом поселке Волгоградской области, и авиация, как и космос, казалась ему чем-то далеким и запредельным. Почти на исходе был 9 класс, а юноша все раздумывал, что делать дальше. Выбор был невелик — либо в нефтяной техникум, к чему совсем не лежала душа, либо и дальше тянуть школьную лямку. А тут от знакомых узнал, что в городе Ахтубинске идет набор в спецшколу-интернат с первоначальной летной подготовкой как раз на 10–11 классы. Школа предлагала помимо общеобразовательных еще и спецпредметы. Решил попробовать: сдал экзамены, физподготовку и прошел по конкурсу.

За партой. Летающей

Начались почти армейские будни — подъем в шесть утра, зарядка, построение, уроки, завтрак, обед и ужин по расписанию, курс молодого бойца. И так день за днем. Вот когда вспомнились родительский дом и мамина забота. Поначалу было сложно и непривычно, а потом Павел втянулся в эту новую жизнь, появились друзья, интерес. Год пролетел, а летом вместо каникул ждала практика на аэродроме поселка Средняя Ахтуба Волгоградской области.

Прежде чем получить допуск к полетам, нужно было пройти наземную подготовку. Это сегодня курсанты, которых обучает Павел, проходят обучение на специальных тренажерах, которые имитируют настоящий полет. А тогда подспорьем парням на аэродроме Ахтубинска служил только макет самолета да многочасовая теория, которую они усердно изучали. Наконец от теории перешли к практике. Обучение молодых курсантов проходило на учебно-тренировочном самолете Як-52, который сами летчики называют летающей партой для пилотов.

Первый полет был ознакомительным, Павел только запускал самолет, а вел его инструктор — рулил, показывал, на что обращать внимание. В каждый последующий полет юноше предоставлялось все больше и больше самостоятельности в пилотировании. Постепенно он овладевал нужными навыками, которые затем отрабатывал до автоматизма.

Ощущения от первых полетов очень трудно передать. Прежде мне не доводилось летать на самолете вообще, даже гражданском. А теперь я летел сам. Мне было странно, что, никогда прежде не мечтавший об авиации, управляю самолетом, вижу землю с высоты птичьего полета, выполняю фигуры пилотажа. Именно тогда у меня впервые появилось настоящее осознание профессии летчика, гордость от сопричастности к ней. И это новое ощущение требовало определенной ответственности — марку профессии нужно держать высоко. Хотя назвать меня летчиком можно было лишь с большой натяжкой, я только прикоснулся к авиации, — рассказывает Павел Шабашов.

Взлетная полоса

Второй год учебы пролетел незаметно. Кто-то из выпускников ушел в гражданские вузы, кто-то в военные. В 2004 году Павел написал рапорт на поступление в Краснодарское высшее военное авиационное училище (КВВАУЛ).

Стать летчиком мечтают многие юноши, но в профессии остаются далеко не все. Сначала отсев проходит на уровне вступительных испытаний. Потом — в ходе учебной подготовки и даже тогда, когда, казалось бы, научился летать. Кому-то стать летчиком просто не дано от природы, человек может знать все в теории и быть отличником, но не чувствовать самолет или иметь слабую реакцию.

— Каждый полет всегда неординарен. Не бывает идеальных условий, они всегда разные. Необходимо осмысливать и анализировать ситуацию в небе буквально каждую секунду и на основе этого анализа совершать правильные действия. Времени на долгие раздумья просто нет, — говорит капитан Шабашов.

Еще один немаловажный фактор — страх перед небом. Не каждый курсант с ним справляется: он может отлично выполнять взлет, посадку, фигуры пилотажа, если в кабине с ним летит инструктор, а вот летать в одиночку боится. Такие люди не остаются в авиации. Но бывает и так, что страх отсутствует совсем. В этом случае полеты порой заканчиваются плачевно. Такое случалось даже с опытными летчиками, которые стали общаться с небом на «ты» и уже не возвращались из полета. Осторожность — лучшая часть мужества, уверен Павел.

Но основной чертой настоящего летчика капитан Шабашов считает даже не остроту ума или хорошую подготовку, не осторожность или скорость принятия решений, а честность.

Первые слова, которые старший летчик-инструктор адресует своим подопечным, — именно об этом качестве. Что бы ни произошло, с любой ситуацией можно справиться, разобраться, сам Павел готов в любое время дня и ночи дать совет, помочь.

— Быть честным перед собой и остальными — самое главное. На этом строятся отношения между старшим и младшим по званию, между курсантом и инструктором, между боевыми товарищами. Помимо одиночных полетов летчики выполняют фигуры пилотажа в парах и группах. Здесь особенно важно чувство плеча, уверенность в товарище. На честности и доверии держится вся наша профессия, — говорит Павел.

Летчик-инструктор

После окончания авиационного училища Павел Шабашов попал в Майкоп не сразу. Успел поработать на учебной авиа­базе станицы Кущевской Краснодарского края. Там ему довелось обучать иностранных летчиков — представителей стран ближнего и дальнего зарубежья. Отечественная профессиональная подготовка в этой отрасли очень ценится во всем мире. Теперь бывшие воспитанники Павла летают на разных типах самолетов в самых разных уголках мира. Кто-то из них даже стал главкомом ВВС в своей стране.

Каждый полет всегда неординарен. Не бывает идеальных условий, они всегда разные. Необходимо осмысливать и анализировать ситуацию в небе буквально каждую секунду и на основе этого анализа совершать правильные действия. Времени на долгие раздумья просто нет.

Сейчас Павел Шабашов обучает пилотированию учащихся КВВАУЛ. Своего инструктора, как и первого учителя, будущие летчики помнят всю жизнь. Он словно дает им путевку в небо. От него во многом зависит то, как они будут чувствовать самолет, будут ли испытывать страх в небе и насколько ответственно будут подходить к службе. В должностных обязанностях летчика-инструктора прописано, что он отвечает за своего курсанта, должен знать о нем все. Как когда-то родители воспитывали его самого, Павел пытается воспитывать и своих курсантов. Может, благодаря такой заботе будущие летчики относятся к капитану Шабашову почти как к отцу, хотя Павлу всего 32 года. Эту его строгость и в то же время опеку отмечают и старшие сослуживцы.

— Главное — наладить отношения с курсантами, не запугивать их, а по-человечески найти с ними общий язык, подобрать ключ к каждому. И еще. Не забываю напоминать, что наша профессия — Родину защищать. Это высокая честь, которую нельзя посрамить, — говорит капитан.

На учебной авиационной базе Майкопа курсанты обучаются на самолетах Л-39. А при распределении в боевые полки пересаживаются на более мощные машины, самолеты нового поколения.

— Авиация не стоит на месте. На вооружение страны поступают новые виды авиатехники. Я рад и горд за своих бывших курсантов — они имеют возможность осваивать такие типы самолетов, защищать воздушные границы нашей Родины и отстаивать интересы государства, — говорит Павел Шабашов.

Качну серебряным тебе крылом

Самолет и летчик — одно целое, уверен капитан. И с боевым аппаратом нужно уметь подружиться.

— Самолету все равно, кто в кабине — курсант или опытный летчик, главное уметь чувствовать летную машину. И тогда она тебя не подведет, — уверен Павел Шабашов.

Не зря говорят, что самолеты живут в полете. И отношение к ним у летчиков особое — как к друзьям. Перед полетом летчик обязательно осматривает свой аппарат, проверяя целостность обшивки, проводит рукой по крылу, словно гладит его.

А потом после напряженной и многочасовой смены капитан спешит домой, где его ждет другая боевая подруга — жена Анна с дочкой Софьей, которая порой спрашивает: «Папа, ты к нам надолго?»

Но, находясь в отпуске, Павел признается: начинает скучать по полетам. И когда после длительного перерыва вновь садится в самолет и взмывает ввысь, снова испытывает непередаваемое чувство единения с бескрайним воздушным океаном.

19.08.2019 в 10:08
Возрастная категория материалов: 16+