Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото Артур Лаутеншлегер/САФото Артур Лаутеншлегер/СА

В Адыгее продолжается строительство самого крупного в России ветропарка. Проект реализуется на территории Шовгеновского и Гиагинского районов. Поскольку для региона это новый опыт, возникает масса мифов о влиянии ветроэнергетики на человека. Может ли работа ветропарка отразиться на здоровье жителей рядом расположенных населенных пунктов или, к примеру, на урожайности полей? «СА» приводит мнение независимого эксперта.

Влияние на здоровье

Работа ветроэнергетической установки и ветровой электростанции в целом не связана с выбросами вредных веществ в атмосферу. В этом плане ветроэнергетика безопасна для человека, экологии и климата, заявляет директор информационно-аналитического центра «Новая энергетика» Владимир Сидорович. Однако масса источников утверждает, что ветроэнергетика все же потенциально может воздействовать на человека — в связи с так называемым шумовым загрязнением. Это шум, инфразвук, мерцание теней от вращения лопастей, сигнальные огни в ночное время.

— Что такое ветрогенератор? Это механизм с движущимися частями. Всякий механизм шумит, однако уровень шума от ветровой турбины намного ниже, чем, скажем, от газовой турбины или другого генерирующего устройства, работающего на основе сжигания топлива. Шум от промышленной ветровой турбины непосредственно у генератора по количеству децибел сопоставим с шумом работающей бытовой бензиновой газонокосилки, — говорит эксперт.

Уровень громкости снижается по мере удаления от ветровой турбины. На расстоянии 400 метров, например, уровень звука сопоставим с шумом обычного бытового холодильника. Причем шум от нескольких ветровых турбин не сум­мируется.

Зеленая энергетика  — это существенный приток инвестиций и сокращение энергодефицита. В Адыгее, например, ожидается, что этот показатель снизится на 20%

Если две одинаковые турбины, работающие с тем же уровнем звука, расположены на равном расстоянии от здания, общий уровень звука может быть лишь на 3 дБ выше, чем у отдельной турбины.

— Приведу показательный пример. Всемирная организация здравоохранения сформулировала рекомендации по вопросам звукового излучения в различных повседневных ситуациях. В своем докладе ВОЗ рассматривает «звуковое загрязнение» для случаев дорожного движения, железнодорожного транспорта, авиации. Так вот, если рекомендации по уровню шума в перечисленных сферах относятся к обязательным, то ветроэнергетика является второстепенным и малозначимым источником шума, — комментирует Владимир Сидорович.

Аналогичная ситуация с инфразвуком. Немецкие ученые провели исследование уровня инфразвука вблизи ветровых ферм. По итогам замеров сделаны выводы о том, что никаких научных доказательств того, что инфразвук от ветровых турбин может вызвать последствия для здоровья, нет. Инфразвук, исходящий от ветровых турбин, ниже порога человеческого восприятия. А значит, вредного воздействия на благополучие и здоровье людей ветряные турбины не оказывают.

Не существует в мире и единой нормы, которая бы устанавливала минимальное расстояние между ветряной турбиной и жилыми домами. Этот вопрос регулируется на уровне государств или регионов. Во многих странах или регионах, где развивается ветроэнергетика, такая норма отсутствует в законодательстве, а минимальные расстояния должны устанавливаться отдельно в каждом конкретном случае.

— Достаточно длительное время в разных странах обсуждается так называемая тема «10H». Речь идет о размещении ветрогенераторов на минимальном расстоянии от жилых районов, равном высоте ветрогенератора, помноженной на десять. Например, если высота устройства по верхней точке лопасти составляет 150 метров, то такое расстояние равняется 1500 метрам. Данное десятикратное расстояние выбрано произвольно, «с запасом», видимо, по той причине, что десять является круглой цифрой. На сегодняшний день данная часто предлагаемая норма утверждена лишь в небольшом числе стран и регионов. В Ирландии, например, минимальное расстояние ветряной турбины от жилых зданий составляет всего 500 метров, — рассказывает Владимир Сидорович.

Мерцание лопастей и эпилепсия

Ветрогенератор — это высотное сооружение, лопасти которого вращаются. В солнечную погоду лопасти отбрасывают движущуюся тень, создавая эффект мерцания. Как это может повлиять на здоровье человека? Канадские ученые провели на эту тему исследование. Выяснилось, что около 3% людей, страдающих эпилепсией, действительно являются светочувствительными к частоте мерцания между 5 и 30 Гц. Частота же мерцания от турбины находится в диапазоне 0,6-1,0 Гц. То есть не представляет риска для возникновения судорог.

— Однако нормы, ограничивающие продолжительность мерцания, существуют. И они учитываются при планировании размещения объектов ветро­энергетики. Эти правила вызваны не медицинскими соображениями, а заботой о комфорте граждан, проживающих в непосредственной близости от ветряных турбин. Например, Датское агентство по охране природы рекомендует ограничивать продолжительность мерцания 10 часами в течение года. В Германии максимальная рекомендованная продолжительность мерцания составляет 30 часов в год и 30 минут в день, — говорит эксперт.

Сфера АПК

 Еще один вопрос — влияние ветроэнергетики на сельскохозяйственную отрасль. В подавляющем большинстве стран, где строятся ветровые электростанции, земли, на которых они располагаются, не выводятся из сельскохозяйственного оборота. Пространство между ветряными турбинами используется как для пахотного земледелия, так и для выпаса скота. Например, в Германии, где установленная мощность наземной ветроэнергетики превышает 40 ГВт, большая часть ветряных турбин стоит как раз на сельхозземлях.

— С экономической точки зрения подобное сосуществование имеет неоспоримые преимущества — одни и те же земельные ресурсы используются для двух разных видов деятельности. Доходы сельхозпредприятий подвержены сезонности, зависят от природных явлений и конъюнктуры рынков. Ветровые электростанции обеспечивают владельцам земельных участков стабильный дополнительный поток доходов, — говорит Владимир Сидорович.

По его словам, объекты ветроэнергетики не оказывают существенного влияния на плодородные характеристики почвы и урожайность сельскохозяйственных культур.

— В СМИ иногда можно услышать, что ветряные турбины как-то негативно влияют на земляных червей — они якобы выползают из земли. Однако вопрос вредного влияния ветроэнергетики на земляных червей в науке не описан. Не существует научных, статистических доказательств такого влияния. Подобные высказывания — миф, — говорит эксперт.

Теоретически незначительный эффект на урожайность можно ожидать от изменения микроклимата — движения воздушных потоков — на территории ветровой электростанции.

— Эта гипотеза подтверждается в ряде научных работ. Например, в этом году в одном научном журнале была опубликована статья, в которой ученый из Колорадского университета рассматривает «новый побочный эффект ветровых электростанций на урожайность местных культур». Автор нашел убедительные доказательства того, что в округах с повышенным развитием ветроэнергетики наблюдается увеличение урожайности кукурузы и других культур — дополнительные 100 МВт мощности ветроэнергетики увеличивают урожайность примерно на 1%, — рассказывает эксперт.

К аналогичным выводам приходят исследователи из Университета Айовы. Ученые-агрономы анализировали влияние ветроэнергетики на урожайность кукурузы и сои с 2009 года. Они пришли к выводу, что ветряные электростанции в целом оказывают позитивное влияние на урожайность. Положительный эффект связывается с небольшими изменениями воздушных потоков и процессов переноса влаги в районе ветряных ферм.

То есть научных доказательств именно негативного влияния ветроэнергетики на плодородие почв и урожайность сельскохозяйственных культур нет. Как нет и аналогичных доказательств воздействия на животноводческую сферу.

— Опыт Австралии и других стран показывает, что домашний скот будет пастись даже у оснований ветряных турбин. Более того — часто использует их в качестве чесала или тени, — рассказывает Владимир Сидорович.

В 2014 году в Польше было проведено первое в своем роде ветеринарное исследование, в котором была предпринята попытка определить влияние ветряной турбины на выращивание домашней птицы. В исследовании сравнивалось влияние ветряной турбины на здоровье двух групп растущих гусей. Предварительные результаты показали, что гуси, выращиваемые в пределах 50 метров от ветряных турбин, набрали меньший вес и имели более высокую концентрацию гормона стресса кортизола в крови, чем выращиваемые на расстоянии 500 метров.

В исследовании шведского агентства по охране окружающей среды отмечается, что шум от ветряных турбин теоретически может раздражать или вводить в состояние стресса как диких животных, так и домашний скот. Однако практического подтверждения этим доводам также нет.

— Приведу еще один пример. На острове Тасмания в Австралии на территории фермы по разведению мясных коров строится ветровая электростанция, состоящая из 31 ветряной турбины высотой 200 метров каждая. Предполагается, что крупный рогатый скот по окончании строительства будет пастись прямо под турбинами, — рассказывает Владимир Сидорович.

Ветроэнергетика начинала свое развитие в странах и регионах, где действуют жесткие экологические стандарты, а общественные организации по охране окружающей среды сильны. Поэтому вопросы влияния солнечной и ветровой энергетики на экологию, экосистему, окружающую среду, климат, пространственные аспекты размещения объектов генерации основательно изучены и описаны в научной литературе. О чем говорят эти исследования? О том, что большая часть мнений о каком-либо негативном воздействии от ветропарков не более чем мифы. А вот влияние на экономику однозначно позитивное. Это существенный приток инвестиций и сокращение энергодефицита. В Адыгее, например, ожидается, что этот показатель снизится более чем существенно — на 20%.

 

24.09.2019 в 13:20
Возрастная категория материалов: 16+