Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото Артур Лаутеншлегер/САФото Артур Лаутеншлегер/СА

Около 40 лет она преподавала детям, а сейчас ей предстоит обучать учителей. Чем отличаются маленькие ученики от взрослых, каким должен быть учитель будущего и почему настоящему педагогу не приходится скучать? Об этом «СА» поговорила с председателем республиканского клуба «Учитель года», руководителем Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Людмилой Кесебежевой.

Заслуженный работник народного образования республики, народный учитель Адыгеи и почетный работник общего образования РФ — самые значимые звания Людмилы Анатольевны. Однако народный учитель она, безусловно, не только по званию, но и по сути. Выпустила сотни учеников, каждому не только дала знания, но и подарила частицу душевного тепла.

Роль, которой живешь

Почти все годы педагогического стажа Людмилы Кесебежевой связаны с одним местом работы — гиагинской средней школой №4, а потому расставание было особенно тяжелым.

— Был бы у меня сейчас второй или третий класс, точно бы не ушла. Но как-то все совпало: выпустила четвертый класс, а в министерстве предложили новую роль — наставника. Я не ушла из учительства. Я просто заняла другую нишу в этой профессии, — говорит Людмила Анатольевна.

Кто такой учитель будущего? Тот, кто идет в ногу со временем, немного даже опережая его. В любые времена учитель должен быть авторитетом для своих учеников, а значит, должен знать больше. И в то же время место учителя рядом с учеником

Людмила Кесебежева вспоминает: в педагоги пошла работать не случайно. До сих пор, спустя столько лет, бывшие одноклассники вспоминают, как она, маленькая еще ученица, играла в учителя, мастерила книжечки и тетрадочки. А еще ее тайным желанием, как, наверное, и у многих девчонок, было стать актрисой.

— Думаю, тут я нисколько не ошиблась, потому что хороший учитель — артист в своем роде. Иногда класс мне напоминает театральную сцену. Если дети слушают открыв рот, значит не просто разглядывают мои мимику и жесты — они вникают в суть. Учитель— это особый талант: быть и актером, и наставником, и мамой, и бабушкой— все роли в одном лице, — улыбается педагог.

Роль учителя Людмила Кесебежева не проигрывает, а проживает уже 37 лет. Люди, далекие от педагогики, подумают: как это скучно — из года в год, из класса в класс повторять одни и те же азбучные истины, заново учить детей читать и писать. Людмила Анатольевна знает: повторения не бывает даже в той же самой работе. Прибавляется опыт, а с ним профессионализм — понимание того, как надо учить, как это делать правильно.

— Сегодня молодые педагоги выходят из вуза или педколледжа не совсем подготовленными практически. В мои студенческие годы у нас было очень много практики. Нас заставляли переписывать планы уроков по несколько раз, придирались к каждому слову, к каждой букве. Тут ты упустил что-то, тут перескочил с мысли на мысль. А потом мы давали открытые уроки, которые смотрели педагоги и однокурсники. Сейчас методическая работа в учебных учреждениях как-то провисает. Молодой учитель приходит в школу, а у него элементарная последовательность урока не сложена в голове. С годами это приходит. Я очень хорошо знаю, что буду делать с первого по четвертый класс. Я не упущу ничего. Это практика, конечно, профессионализм, — говорит Людмила Кесебежева.

Педагог рассказывает, что за всю свою профессиональную деятельность ни разу не воспользовалась прошлогодними учебными планами. Меняется система образования,

меняются программы, учебники, приходят другие дети. Как можно в новой ситуации взять старый план? Нет, каждый раз это новая подготовка к уроку, индивидуальный подход к каждому ученику. Поэтому профессия не надоедает. Да и ощутить результаты своего труда учитель начальных классов может, как никто другой.

Людмила Анатольевна признается, что обожает проверять ученические тетрадки. Да-да! То, на что часто жалуются другие педагоги, для нее в удовольствие. Не верится? Но это же плоды ее учительского труда. Еще вчера у ребенка был один результат, а сегодня уже другой.

В жизни и профессии Людмила Кесебежева идеалист. Уверена, что ребенок должен сам выбрать первого учителя. Ребенок, который приходит в школу первый раз, еще не понимает, хороший у него учитель или нет. Но он реагирует на голос, манеру общения и таким образом формирует отношение к педагогу.

— Тяжело приходится ребенку, который болезненно реагирует на повышенный голос. Этот ученик никогда не будет слушать учителя. Возможно, это звучит утопически — подбирать учителя по тембру голоса, по манере говорить, но это очень важно. В нашей школе такая возможность была — дошколята перед первым классом могли приходить, знакомиться с будущим учителем, — рассказывает Людмила Кесебежева.

Сейчас такое время, когда приобнять ребенка или погладить по голове педагогу чревато. Это могут расценить как унижение достоинства ребенка. Но в этом возрасте детям еще очень нужны тактильные ощущения, уверена педагог. Они ведь только-только оторвались от мамы и ищут ее в педагоге. Очень часто можно видеть первоклашек, обступивших учителя, ждущих доброго слова или тепла. Если ребенок начинает испытывать такую привязанность к учителю, он потом воспринимает его как педагога.

Но, несмотря на материнскую доброту и мягкость, Людмила Анатольевна — строгий учитель, у которого в классе стоит рабочая тишина.

— Вот говорят — рабочий шум на уроке. Такого не бывает. Если ученик работает, то работает, а если шумит, значит, отвлекся и болтает. Чем продуманнее урок, тем меньше на нем шума. Я всегда говорила детям — если ты пропустил слово учителя, то уже что-то потерял. Просто так я не разговариваю, всегда по делу. Поэтому дети внимательно меня слушают, — рассказывает педагог.

Вызывать родителей в школу и устраивать разбирательства по поводу оценок Людмила Кесебежева не привыкла. За свою многолетнюю практику по пальцам может пересчитать случаи, когда вынуждена была прибегать к этому методу.

— Если я сама не дам ума ребенку, какая мама мне придет помогать? Исписывать красным цветом дневник тоже не люблю. Ребенок открывает его прочитать домашнее задание, а там замечания красной пастой. Это может напрочь отбить желание что-то делать. Вообще, все, что делается резко и насильственно, не приносит пользы. Если ты занял позицию «Я так сказал — и все!», ничего хорошего после можно не ожидать. Надо выстраивать отношения с учениками на перспективу, на несколько лет, тогда будет толк, — говорит Людмила Анатольевна.

Трудных учеников и ребят, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в профессиональной деятельности Людмилы Кесебежевой тоже хватало. Для них она становилась наставником, у которого можно было найти поддержку.

— Помню, как-то мальчика из моего класса обвинили в воровстве, а я его поддержала, поверила, что он не обманывает. И он на всю жизнь это запомнил и, став взрослым, всегда здоровался со мной даже через улицу. Я давно заметила, что так называемые трудные дети самые благодарные. И наоборот, бывает, что успешные ученики как-то меньше ценят тот труд, который ты в них вкладываешь, — делится Людмила Анатольевна.

Клубная работа

Параллельно с учительской работой Людмила Кесебежева развивает деятельность республиканского клуба «Учитель года».

— Я очень благодарна людям, которые появились в моей жизни и помогли определиться. Среди таких людей — Нина Бондаренко, возглавлявшая методкабинет в Гиагинском районе, которая направила меня в этот клуб. Это и Вера Сырмолотова, в свое время ведущий специалист минобра, основавшая клуб и принявшая туда меня. Порой учителя надо подтолкнуть к такой деятельности, пригласить поучаствовать в мероприятиях или конкурсах, дать уверенность в том, что он на многое способен, — говорит Людмила Кесебежева.

В 2006 году Людмила Анатольевна пришла в клуб как участник, а спустя всего два года сама стала его руководителем.Возглавлять клуб и привлекать в него новых и новых педагогов, конечно, нелегко. Ведь сюда приходят уже состоявшиеся учителя — победители профессиональных конкурсов, которые сами могут научить других. Увлечь их, удержать общим интересом непросто, но Людмиле Анатольевне удается это уже более 10 лет. Актив клуба — 20 человек, но ежегодно в его работе и мероприятиях участвуют до 500 педагогов республики, каждый находит что-то нужное и полезное для себя.

— В отличие от методобъединений или курсов повышения квалификации мы изучаем технологии, общие для всех. Мы можем вместе слушать физика, химика, музыканта и находить что-то интересное, что может пригодиться на уроке литератора или математика,— говорит Людмила Анатольевна.

Именно клуб, по признанию педагога, придал ей уверенности в своих силах. В 2007 году Людмила Кесебежева приняла участие в республиканском конкурсе «Учитель года Адыгеи» и сразу заняла второе место. В том же году выиграла конкурс лучших учителей России на денежное поощрение. Всего она выигрывала этот грант 5 раз — как на республиканском, так и на всероссийском уровне. В этом году Людмила Анатольевна вновь завоевала федеральный грант.

— Денежное поощрение, конечно, значимо, но для меня всегда важнее было другое. Участие в конкурсе помогает упорядочить мою деятельность как педагога. Когда ты собираешь материалы для конкурса по определенным критериям за несколько лет работы, то словно раскладываешь свою деятельность по полочкам. После того, как все упорядочил, начинаешь четко видеть траекторию своей деятельности. Возникает понимание, где ты что-то упустил или недоработал. И затем начинаешь восполнять пробелы. К следующему гранту у меня уже не было этих провалов. Когда ты можешь четко упорядочить свою деятельность — это гарант успеха, — говорит педагог.

Взгляд в будущее

Сегодня педагог достигла того уровня, когда, открывая тетрадку ученика начальной школы, сразу видит пробелы и ошибки. Но не ученика, а учителя. Наверное, именно поэтому Людмила Анатольевна посчитала возможным в этом году уйти из школы и стать учителем и наставником других учителей. По предложению Министерства образования и науки республики педагог возглавила недавно созданный в Адыгее Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках федерального проекта «Учитель будущего».

— Я поменяла должность, но не призвание. Учить ведь можно не только маленьких детей. Учить учителей сложнее и ответственнее. В презентации проекта мы специально использовали рисунок, изображающий учителя, который ведет за руку коллегу. Он его наставник и помощник. Кто-то спрашивает, в чем разница между центром и курсами повышения квалификации. Курсы мы проходим раз в три года, в остальное время педагоги остаются один на один со своими вопросами и проблемами. А ведь процесс образования идет вперед семимильными шагами. Если ты вчера не услышал какую-то новость, сегодня ты уже отстал. Наша задача — создать условия для карьерного роста учителей, создавать для них индивидуальные маршруты, помогать восполнить пробелы, — рассказывает Людмила Кесебежева.

— Кто такой учитель будущего? — спрашиваем у педагога.

— Тот, кто идет в ногу со временем, немного даже опережая его. В любые времена учитель должен быть авторитетом для своих учеников, а значит, должен знать больше. И в то же время место учителя рядом с учеником. Возможно, что скоро мы можем перейти к роботизации, но живого учителя никто никогда не заменит. Только в нем есть душевное тепло, материнская рука. Это самые важные вещи, — отвечает Людмила Анатольевна.

Несмотря на гранты, клубную работу и новую руководящую должность, самым большим своим достижением Людмила Кесебежева считает успехи детей, среди которых сегодня известные врачи, учителя и просто хорошие люди. Да, потом они учились и у других педагогов, но основы основ в них заложила она.

 

05.10.2019 в 16:54
Возрастная категория материалов: 16+