Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото Артур Лаутеншлегер/САФото Артур Лаутеншлегер/СА

Чтобы начать свое дело, ей пришлось добыть доступ к хранилищу музея, объездить многие аулы в поисках исконно адыгских рецептов и предметов интерьера. Владелица аутен­тичного кафе в адыгском стиле «Синан» Бэлла Тутаришева рассказала «СА» о своем пути в предпринимательстве, съемках для Первого канала, о том, почему в адыгейской кухне мало десертов и как ей удалось восстановить древний рецепт «адыгейских пончиков».

Сегодня Бэллу Тутаришеву можно назвать успешной бизнес-леди. Но еще несколько лет назад, как она сама шутит, она была «почти майором». И это не эпитет, а настоящий классный чин. Она немало лет работала юристом, причем в достаточно узком и специфичном профиле — энергетике. Была успешной в профессии. Но потом почувствовала необходимость кардинально изменить образ жизни. Погрузилась глубже в духовную ее часть, религию и отказалась от юриспруденции, в которой так или иначе была вынуждена становиться частью конфликта. А это противоречило ее принципам.

— Около полугода я искала себя, искала дело, которое было бы приемлемо для ислама и одновременно приносило моей семье доход, а мне лично — удовлетворение от работы. И поскольку я всегда любила готовить, решила попробовать построить бизнес в этом направлении,— рассказывает Бэлла.

Так появился маленький цех с линейкой продукции «халаяль», в котором Бэлла с несколькими помощницами занималась лепкой изделий из теста. Говорит, что даже рекламой особо не занималась — дело развивалось успешно само собой. О продукции рассказывала только через инстаграм. Так о ней узнали не только в республике, но и за ее пределами: Бэлла несколько раз становилась героиней сюжетов Первого канала о традиционной адыгской кухне. Делилась со всей страной рецептами приготовления халюжей, адыгейского сыра.

— Почему именно эту сферу выбрала? Наверное, потому, что всегда любила готовить, у меня это получалось. Единственное, что я не умею — печь хлеб. Мое глубоко субъективное мнение, что настоящий хлеб должен выпекаться в настоящей печи, при определенной температуре. Печь хлеб — это настоящее искусство. И им в совершенстве владела моя нана. Я, наверное, всегда буду помнить этот аромат и вкус, — рассказывает Бэлла.

«Синан»

Из таких теплых ностальгических воспоминаний и родилась идея создания аутентичного кафе, название которого так и переводится с адыгейского языка — «моя бабушка». Бэлла говорит, что для нее это не просто бизнес-проект, а маленькая часть истории ее семьи. И это чувствуется даже в том, как она рассказывает о своем кафе. Вот деревянная этажерка — почти такая же, как стояла в доме у ее бабушки, — с зеркалом на верхней полке, старинными кувшинами и портретами родных. Даже орнамент на обивке диванов практически полностью повторяет рисунок покрывала, которое когда-то было у бабушки.

Все дело — в деталях

Бэлла поставила задачу воссоздать в кафе интерьер старинной кунацкой. К вопросу подошла со всей серьезностью, чтобы не упустить деталей. Эти детали искала везде, где можно: объезжала аулы, общалась со старейшинами и даже добыла пропуск в святая святых Национального музея республики — хранилище, в котором собраны старинные предметы быта адыгов.

— Я спускалась туда, смотрела домашнюю утварь. В хранилище собраны очень интересные старинные предметы быта. Признаюсь, сделала немало открытий. Была приятно удивлена, например, тому, что адыги пользовались фарфором из знаменитого Кузнецовского завода. Это были большие чашки, из которых пили калмыцкий чай, в который добавляли кусочки щеляма. Считалось особым шиком иметь такую посуду, — рассказывает Бэлла.

В хранилище она отыскала и старинную мебель, точная копия которой сейчас украшает кафе. Это деревянные резные лавочки и диванная зона с золотым шитьем — именно такую она увидела в музее.

Бэлла рассказывает, что в древности адыги жили достаточно аскетично. И именно в этом состояла главная задача при создании кафе — сделать интерьер максимально простым, соответствующим тому, что было принято в адыгских домах раньше, но при этом создать эстетику и уют.

— Мы все никак не могли договориться с дизайнерами о покрытии стен, например. Я им говорю: «Хочу, чтоб выглядело старинно». А они мне предлагают венецианскую штукатурку! Что я в итоге сделала? Заказала мешок самых простых опилок. Привезла. Мне замешали раствор, я сама взяла инструменты и начала наносить его на стены. И ведь получилось то, что я хотела! — рассказывает Бэлла.

Каждая мелочь в интерьере кафе — ее идея. И, как адвокат, она решила подстраховать себя и свой проект и оформила авторские права на интерьер. В его создании ей помогал местный дизайнер Джафар Мамишев. Она сделала фото деталей, которые нашла в музее, рассказала свое видение, а профессионал уже выполнил визуализацию и расстановку.

Возвращение к истокам

Но интерес к истокам появился у Бэллы еще до создания кафе. Для себя и для души собирала старинные вещи: потертую адыгскую гармошку нашла в одном из аулов, у кого-то приобрела сохранившиеся старинные кувшины для воды. А самое ценное — золото­швейная вышивка, выполненная искусной мастерицей 200 лет назад. Вся эта коллекция старинных адыгских ценностей сегодня украшает кафе. А дополняют интерьер детали современных адыгских мастеров — шичепшин на стене, орнаментальные вышивки, знаменитые изделия единственной на Кавказе женщины-ювелира Аси Еутых и репродукция картины художника-репатрианта Айтека Дуга.

— В определенном возрасте у человека возникает тяга к познанию своих корней. Я выросла в Сочи, когда вернулась в Адыгею, почти сразу вышла замуж, появились дети — в суете жизни мы не задумываемся о многих вещах, истоках. Но потом наступает момент, когда осознание важности этого приходит. Тем более я выросла на адыгской кухне, много времени проводила у бабушки, и мне дороги эти воспоминания, — рассказывает Бэлла.

Даже блюда, которые сейчас включены в меню, — те самые, бабушкины. А мама — повар-технолог с многолетним стажем — помогла адаптировать эти рецепты под общепит. О некоторых рецептах спрашивала у хозяек в аулах. Так, например, удалось воссоздать рецепт десерта из кукурузной муки — выпечки, похожей на пончики.

— В адыгской кухне мало десертов. Культ тонкой талии и у мужчин, и у женщин не подразумевал употребления большого количества сладкого. Но те рецепты, которые сохранились, очень удачные. Мой любимый — хьэлыуэ, это адыгейская халва, — говорит Бэлла.

Она считает свой проект возможностью внести вклад в сохранение истории своего народа, ведь национальная кухня — это важная его часть.

— Будем откровенны: блюда адыгской кухни сегодня мы практически убрали со своих столов. Есть четыре-пять базовых блюд — это халюж, щелям, щипс и пастэ, которые готовим к каким-то торжественным событиям. Но ведь кухня адыгов куда более многообразна! И мое кафе — это место, где мы постарались показать это многообразие. Это место притяжения, гости которого смогут хотя бы ненадолго погрузиться в историю и быт моего народа, — говорит Бэлла.

07.03.2020 в 12:44
Возрастная категория материалов: 16+