Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото Артур Лаутеншлегер/САФото Артур Лаутеншлегер/СА

В Межпоселенческом центре народной культуры в станице Гиагинской более тридцати лет трудится режиссер Народного театра «КоМмуналка» и его детского спутника «Театруля» Светлана Выдайко. В конце прошлого года она была удостоена почетного звания заслуженного работника культуры Адыгеи. В преддверии Дня работника культуры России Светлана Петровна рассказала «СА» о престиже профессии, отличительных качествах культработника и востребованных зрителем направлениях.

На сцене — с детства

Светлана с малых лет росла в творческой атмосфере. Ее отец, заслуженный работник культуры РА, почетный гражданин станицы Гиагинской Петр Афанасов начинал свой профессиональный путь в клубе маленького хутора Вольно-Веселый, где крутил кино, а его жена продавала билеты. Затем семья переехала в станицу Дондуковскую. В местном клубе отец Светланы трудился художником, а после стал директором районного Дома культуры в Гиагинской. Маленькая Света участвовала во всех мероприятиях, посещала различные кружки, но больше других ее занимал драмкружок. Сцена ей была знакома и близка с детства. По окончании школы она точно знала, куда хочет поступить — в Краснодарский государственный институт культуры. Светлана окончила отделение театральной режиссуры, получила квалификацию режиссера самодеятельного театрального коллектива и вернулась в родной гиагинский Дом культуры молодым специалистом.

— Кем только не работала. Занималась постановкой агитбригад, была методистом по досугу. А вот работать по призванию и образованию — режиссером — стала позже. Еще во время написания сценария я уже представляю, как это будет выглядеть на сцене. Мне может послужить идеей обрывок фразы, даже одно слово. Делаю домашние дела и слышу по телевизору песню, отталкиваюсь от нее и придумываю что-то новое, свое, — рассказывает Светлана Петровна.

От сказки до военно-патриотической темы

В ее архиве стоят пачки сценариев. Одна из самых ярких — постановка «Заходите к нам на анекдот», созданная к первому апреля. Дело происходит в кафе, куда заходят разные посетители — персонажи известных анекдотов. Этот шуточный спектакль участвовал в Международном фестивале малых форм в Туапсе.

Ребята не просто разучивают свои роли, песни или стихи, а получают нечто большее. Светлана Петровна старается привить детям хороший музыкальный вкус, работает над их манерами, рассказывает о праздниках и значимых датах, делая акцент на истории их возникновения

Из больших постановок в репертуаре Народного театра «КоМмуналка» — «За двумя зайцами» по пьесе Михаила Старицкого, «Свадьба» по произведению Михаила Зощенко.

По мнению режиссера, театру лучше других удаются работы на серьезную военную тематику. Например, композиция «Песня, опаленная войной», посвященная 60-летию Великой Победы, за которую Светлану Выдайко наградили как режиссера. Еще одна сильная постановка — «Ржаное поле, поле брани», где рассказывается о хлебе как оружии в голодные военные годы.

— Специфика нашего театра такова, что мы не ставим больших спектаклей — это нецелесообразно с финансовой точки зрения. Мы делаем театральные постановки, прологи к концертам, инсценировки, миниатюры, композиции. Отдаем предпочтение мобильным постановкам, не требующим громоздких декораций. Любой концерт, митинг обязательно начинается или заканчивается театрализованным прологом. И зрители по достоинству оценивают такой подход, — рассказывает Светлана Выдайко.

Режиссер отмечает, что крупные постановки долго не живут. Это проблема не только сельского театра, но и в целом провинциальных театров по всей стране. А вот детские сказки пользуются популярностью. Народный театр с успехом ставил и показывал такие сказки, как «Шиндры-бындры, или Невероятные превращения Бабы-яги», «Кошкин дом», «Летучий корабль». Из последних работ — новогоднее представление «Волшебный посох». В зале был аншлаг, актеры играли по два спектакля в день. Сказку посмотрели дети из всех школ и детских садов станицы Гиагинской и других населенных пунктов района.

Светлана Петровна, говоря в целом о профессии, считает, что важна не столько финансовая мотивация, сколько изначальная заинтересованность и рвение молодого человека работать в сфере культуры. Когда есть большое желание, то важность денег уходит на второй план. Но хотя достойная оплата и не стоит на первом месте, все же является одним из ключевых факторов, влияющих на престиж.

— Сфера культуры испытывает голод в молодых специалистах. У нас, например, нет художника, поэтому с декорациями приходится нелегко. Прежде всего не хватает инициативных молодых людей, таких, которые горят своим делом, живут им. Тогда даже из ничего можно создать продукт, интересный зрителям, — отмечает Светлана Петровна.

Запишите в актеры

Режиссер Светлана Выдайко растит юных актеров начиная с 5-летнего возраста. Именно во столько берут ребят в детский театр «Театруля». Последний набор прошел прошлой весной, попробовать себя пришли все желающие от 5 до 15 лет.

— В рамках набора попросила каждого выйти на сцену и рассказать о себе — кто ты, что любишь, рассказать о родителях. Сразу видно, как ребенок зашел на сцену, насколько раскрепощен, какая у него дикция. Но мы работаем со всеми, и со временем те, кто не тянет или понимает, что это не его, отсеиваются. Другие же, наоборот, раскрываются и вырастают на глазах. Например, мама привела одного мальчика — зажатого, тихого. А сейчас мы не можем им налюбоваться. Всего за год с ним произошла большая трансформация. Он раскрылся благодаря сцене, стал совершенно другим ребенком. Из робкого и застенчивого превратился в уверенного и раскрепощенного. Собирается поступать в театральный, — рассказывает Светлана Выдайко.

Сегодня в «Театруле» занимаются восемнадцать детей. В прошлом году театр стал одним из лауреатов республиканского Фестиваля-конкурса детских любительских театров, заработав диплом первой степени. 

Здесь ребята не просто разучивают свои роли, песни или стихи, а получают нечто большее. Светлана Петровна старается привить детям хороший музыкальный вкус, работает над их манерами, рассказывает о праздниках и значимых датах, делая акцент на истории их возникновения.

— Например, репетиция совпала с Днем вывода советских войск из Афганистана. Я обязательно рассказываю об этом дне. Или сегодня день освобождения станицы от фашистских захватчиков, спрашиваю, что они знают об этом? Вкладываю в их головы информацию, но не в назидательной форме, а легко — в процессе творчества. Работаю над лексикой ребят, останавливаю внимание на ударениях в словах, на походке, осанке. Все это пригодится им в дальнейшей жизни, — говорит режиссер.

Сейчас Светлана Петровна занята подготовкой к ежегодному конкурсу на звание лучшего культработника. В условиях режима повышенной готовности в республике, в связи с пандемией вируса, условия конкурса изменились. Выступления будут представлены на оценку жюри в записи. Конечно, такая форма необычна, видео не передает энергии выступления, но Светлана Выдайко не расстраивается. Она считает, что настоящий культ­работник приспособится к любой ситуации.

 

25.03.2020 в 10:10
Возрастная категория материалов: 16+