Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Молодые композиторы Артем Пысь и Мурат Кабардоков стали лауреатами престижного всероссийского конкурса «Партитура». И хотя один из них представлял Москву, а второй — Санкт-Петербург, их победам рукоплескали культурные сообщества Адыгеи и Кабардино-Балкарии. О творческом пути музыкантов, которые своим примером доказывают, что классическая музыка жива и популярна у молодежи, и являются достойными продолжателями славных традиций композиторского искусства, рассказывает «СА».

Талантливые артисты давно стали столичными жителями, однако на малой родине их прекрасно помнят как педагоги, так и поклонники, гордясь успехами земляков на музыкальной арене.

Первый всероссийский конкурс молодых композиторов «Партитура» собрал сильнейших исполнителей в различных классических жанрах. В шорт-лист вошли 35 исполнителей. Из них экспертный совет выбрал семерых победителей в семи номинациях. Сюита «В Присутствии Любви и Смерти» Артема Пыся признана лучшей среди эстрадно-симфонических произведений. Мурату Кабардокову победа отдана в номинации «Киномузыка» за музыку к фильму «Человек с киноаппаратом».

Оценивали произведения выдающиеся деятели музыкальной арены — главный дирижер Московского государственного академического симфонического оркестра Павел Коган, композиторы Алексей Рыбников и Рашид Калимуллин, худрук театра «Геликон-опера» Дмитрий Берг­ман, музыкальный критик и журналист Петр Поспелов и другие.

Эстрадно-симфонический микс

Артем Пысь пришел в музыку благодаря своей маме Наталье Борисовне — преподавателю детской школы искусств №5 станицы Ханской. В Адыгейском республиканском колледже искусств имени Умара Тхабисимова он окончил сразу два отделения — оркестровых духовых инструментов и теории музыки. К окончанию колледжа за его спиной были многочисленные победы в региональных и всероссийских конкурсах и олимпиадах.

В 2007 году Артем стал лауреатом всероссийского конкурса и обладателем гранта «Молодые дарования России» Министерства культуры РФ. Уже студентом он проявлял особый интерес к композиторскому искусству и достиг выдающихся успехов по музыкально-теоретическим дисциплинам «сольфеджио», «гармония», «музыкальная литература», «композиция».

В 2010 году Артем Пысь поступил в Московскую государственную консерваторию имени П.И.Чайковского. В студенческие годы стал лауреатом международного фортепианного конкурса «LetoilesdeParis» в Париже, лауреатом XII фестиваля художественного творчества педагогов города Москвы в номинации «Мастер-виртуоз» и лауреатом премии Правительства Москвы в номинации «Лучший молодой специалист культуры».

Артем Пысь выступал на престижных сценах Москвы: в концертном зале имени П.И.Чайковского, Большом, Малом, Рахманиновском залах консерватории, международном Доме музыки, музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе и других. Как пианист-аккомпаниатор работал концертмейстером в Большом театре России, музыкальной школе имени Глазунова, в Московском государственном университете культуры и искусства и Российской государственной специализированной академии искусств, сотрудничал с Фондом Микаэла Таривердиева, принимал участие в концертных мероприятиях фонда, занимался редактурой произведений композитора.

В 2013 году как пианист-концертмейстер и музыкальный редактор принимал участие в постановке музыкальной сказки М.Таривердиева «Король-Олень» с участием популярных российских киноактеров Гоши Куценко, Михаила Ефремова, Полины Агуреевой, Евгения Дятлова и Государственного оркестра кинематографии под управлением заслуженного артиста России С.Скрипки, Государственной хоровой капеллы имени А.Юрлова.

После окончания Московской консерватории он продолжил учебу в аспирантуре, а также стал работать в альма-матер — уже в качестве педагога. Под руководством ректора вуза Александра Соколова пишет научную работу на кафедре теории музыки, является членом Союза композиторов России.

Сюита «В Присутствии Любви и Смерти» является частью двухчасовой одноименной оперы. Работу над ней Артем Пысь начал еще студентом последнего курса консерватории. В основу легли произведения американского писателя Джерома Сэлинджера, а либретто Артем Пысь писал совместно с другом и коллегой Артемом Кавериным. Фрагменты из оперы уже не раз звучали на московских площадках.

— Это довольно объемное сочинение. Несмотря на то, что оно заявлено как симфоническое, в основу большей части музыки легли рок, джаз, современные эстрадные фрагменты. Решение создать микс обусловлено текстами Сэлинджера и его пристрастием к работе в разных стилях и жанрах. Мне близка идея синтеза в крупных произведениях. Где, к примеру, в опере скрепляются элементы нетипичных для этого жанра звучаний, — рассказывает Артем Пысь.

Конкурс «Партитура», по мнению молодого композитора, особенный не только своим масштабом — в нем соревновалось более 300 участников, но и особым форматом судейства. Жюри определяло победителей тайным голосованием, не зная имен участников, а исходя только из прослушанных произведений.

По условиям конкурса произведение не должно было превышать 20 минут, поэтому автор выбрал отдельную сюиту, которая и стала лучшей в номинации «Эстрадно-симфоническое произведение».

— Я считаю свою победу большим достижением и достоянием Адыгеи, где я учился и сделал первые успешные шаги в композиторском искусстве, — поделился с «СА» Артем Пысь.

Это уже вторая опера в творческом багаже Артема, в которой также присутствуют доля эксперимента и смешение жанров. Несмотря на активную деятельность в столице, молодой композитор не теряет связь с родной республикой. Песни на музыку в его обработке пополнили репертуар музыкантов Детской школы искусств №1 Майкопа и Адыгейского колледжа искусств имени Умара Тхабисимова.

Он выступал с концертом на сцене родного колледжа. А в этом году вышел в свет сборник произведений композитора Умара Тхабисимова «Орэдыр о зигъэгъус. Пусть песня останется с тобой», приуроченный к 100-летию со дня рождения классика. Обработку наследия основоположника современной адыгской музыки выполнил Артем Пысь, а памятный вечер с вручением издания прошел в Постоянном представительстве Адыгеи в Москве.

Музыка к фильму

Народный артист КБР Мурат Кабардоков хорошо знаком в Адыгее почитателям классической музыки. Он окончил Кабардино-Балкарский колледж культуры и искусств, затем сразу два отделения — «фортепиано» и «композиции» Северо-Кавказского государственного института искусств. Учился у выдающегося музыканта, заслуженного деятеля искусств России композитора Джабраила Хаупа. С 2009 по 2012 год обучался в аспирантуре Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова, там же работал концертмейстером, состоит в Союзе композиторов России.

Его вклад в культуру был отмечен на высшем уровне — в свое время он стал самым молодым народным артистом КБР. Руководство республики оценило проект «Симфонии Кавказа», который был записан с радиожурналистом Марианной Теуважуковой и петербургским дирижером Михаилом Голиковым. В четыре диска адыгской музыки вошли произведения композиторов Кабардино-Балкарии, а также российских и советских композиторов, писавших на адыгские темы. Исполнял музыку международный симфонический оркестр «Таврический».

Мурат Кабардоков работает в самых разных направлениях. В его творческом багаже классические произведения, саундтреки к кинофильмам, музыка в современных стилях. Он автор таких произведений, как «Черкесский концерт для арфы с оркестром», «OST-сюита», «3 баллады на слова Роберта Бернса», симфоническая поэма «Мстислав и Ридада», сюиты, сонаты, романсы и другие произведения. Он автор оперы «Русалочка» по мотивам знаменитой сказки Андерсена. Ее исполняют артисты Санкт-Петербургской государственной филармонии для детей и юношества в сопровождении симфонического оркестра.

Как пианист выступает с коллективом «Клевер-квартет». Одна из последних совместных работ с этим коллективом — альбом, в который вошла музыка к пьесе Хавы Ахмадовой «Выше гор» для чеченского драматического театра имени Нурадилова.

Музыкант живет и работает в Санкт-Петербурге, не забывая при этом о родном Кавказе. Конечно, чаще он выступает на родине — в Кабардино-Балкарии, однако и в Адыгее бывает нередко. Неоднократно выступал на сцене Государственной филармонии как концертирующий пианист, проводил мастер-классы для молодых музыкантов. Является членом попечительского совета «Полярис-Адыгея» при Адыгейском госуниверситете.

Отдельная грань композиторского творчества Мурата Кабардокова — создание музыки к кинолентам, как документальным, так и художественным.

Его первый саундтрек к полнометражному фильму «Цурцула» режиссера Алексея Тельнова был написан в 2014 году. Затем последовала «Франкофония» режиссера, народного артиста РФ Александра Сокурова и кинооператора Бруно Дельбоннель, снимавшего «Гарри Поттера», «Амели», «Мрачные тени», «Дом странных детей мисс Перегрин».

По признанию Мурата Кабардокова, именно на совместной работе с «мастодонтами» киноискусства он значительно вырос как композитор. Саундтрек записывался со сборным оркестром лучших исполнителей Голландии. В 2015 году на 72-м Венецианском кинофестивале «Франкофония» получила награду за лучший евро-средиземноморский фильм.

Без его участия не обошлось и создание саундтрека к первой кавказской мелодраме «По небу босиком» режиссера Султана Хажирокова, вышедшей на широкий экран в 2015 году.

Победу в конкурсе «Партитура» ему принесла музыка к фильму «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова.

— Эта документальная лента 1929 года входит в золотой фонд мирового кинематографа. Впервые за долгое время картина должна была выйти к зрителю в отреставрированном виде и с музыкальным сопровождением. Задача осложнялась тем, что предложение написать музыку я получил буквально за полтора месяца до планируемой премьеры, а хронометраж фильма составил 1,5 часа, — рассказывает Мурат Кабардоков.

Преодолев первое волнение, композитор успешно справился с поставленной задачей. Особую благодарность за помощь в работе над произведением молодой композитор выражает симфоническому оркестру «Таврический» во главе с дирижером народным артистом КБР Михаилом Голиковым. В этой музыке переплетается классика и авангард, а фортепиано и другие классические инструменты сочетаются с современным звучанием синтезатора.

Премьера этого фильма состоялась в сентябре 2017 года в Санкт-Петербурге в рамках фестиваля «Послание к человеку» на Дворцовой площади в сопровождении живой симфонической музыки. Сочинение Мурата Кабардокова высоко оценил президент фестиваля кинорежиссер Алексей Учитель.

Произведения победителей будут изданы в сборнике партитур, записаны на студии звукозаписи, изданы на диске и отправлены в музыкальные библиотеки и учебные заведения России.

 

14.04.2020 в 13:05
Возрастная категория материалов: 16+