Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото Артур Лаутеншлегер/САФото Артур Лаутеншлегер/СА

Ее детство и юность прошли в окружении детсадовских малышей —подопечных бабушки, которая работала воспитательницей. Так были выбран жизненный путь и определена профессия. Спустя время Марина стала социальным педагогом, отдав свое сердце детям в трудной жизненной ситуации, детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам. «СА» рассказывает о девушке с необычайно добрым сердцем Марине Котовой.

Социальный педагог

— Бабушка всегда была для меня примером, поэтому я пошла по ее стопам. Выбрала для себя направление коррекционной работы, потому что мне хотелось заниматься с особыми детьми, помогать им. Так я, окончив факультет педагогики, психологии и коммуникативистики Кубанского госуниверситета, стала социальным педагогом, — вспоминает заведующая организационно-методическим отделением центра «Доверие» Красногвардейского района Марина Котова.

В центре ежегодно около 500 ребят из Адыгеи в возрасте от 4 до 18 лет проходят курс реабилитации, получая медицинскую и социально-педагогическую помощь.

— В нашем стационаре проживают 22 ребенка и еще 20 ежедневно посещают отделение реабилитации. Здесь они лепят, шьют, рисуют, занимаются с логопедом, дефектологом, ходят на медицинские процедуры. У нас разработан целый комплекс реабилитации, — рассказывает о своей работе Марина.

Выполнением своих рабочих обязанностей она не ограничивается. Девушка постоянно придумывает интересные проекты, занимается волонтерской деятельностью и всеми силами старается украсить жизнь своих маленьких подопечных.

Как пришла идея 

В 2012 году Марина создала проект под названием «Мульттерапия — средство реабилитации детей с ограниченными возможностями». Он занял первое место в Республиканском конкурсе программ и проектов превентивной, коррекционно-реабилитационной работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

— Так в нашем центре открылась студия пластилиновой анимации. Сама идея была несколько спонтанной — увидела в одной телепередаче, как с детьми создают пластилиновые мультики. Мне понравилось, и я начала искать пути реализации этой идеи. Читала в интернете, пробовала что-то делать сама, выбирала, в какой компьютерной программе детям будет проще всего монтировать свои мультфильмы. Мы с коллегами сами соорудили домик, в котором снимали эти мультики. Сейчас у нас уже многое получается, знаний и опыта накопилось достаточно, и я обучила еще одного специалиста, который теперь работает в студии анимации с ребятами, — рассказала Марина.

Своим опытом она с удовольствием делится с коллегами из Адыгеи и других регионов России.

— Однажды мы были в Ставрополе на форуме Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Там я провела мастер-класс по пластилиновой анимации для специалистов со всей России и просто родителей, которые самостоятельно занимаются со своими детьми-инвалидами. Всем было очень интересно. Они участвовали, задавали много вопросов, учились у меня. Также мы выпустили методическое пособие, где описана работа студии пластилиновой анимации со всеми деталями и хитростями, и раздавали его специалистам нашей республики, — говорит Марина Котова.

Суть проекта

Мульттерапия изначально была направлена на решение психологических и физических проблем у детей с ограниченными возможностями здоровья. 

— В процессе мы увидели, что этот проект подходит всем, потому что у любого ребенка могут быть свои внутренние проблемы, и мульттерапия помогает их решать, — пояснила Марина Котова.

Во время занятий дети общаются с педагогом и между собой. За их работой наблюдает психолог. То, какой сюжет выбрал ребенок, как он лепит и озвучивает свой мультфильм, говорит о его внутренних конфликтах ярче любых слов.

— Если в мультике кто-то ругается, то это идет из личного опыта ребенка, из его жизни. А если мультик добрый, то у него все хорошо. Детям с физическими проблемами лепка тоже помогает. Для них большое значение имеют тактильные ощущения — они напрямую связаны с мелкой моторикой, работой нервной системы и мозговой деятельностью. На таких занятиях ребята становятся спокойнее, общительнее, раскрываются и социализируются. Они поглощены процессом, увлекаются, погружаются в работу с головой. И сближаются в своем детском коллективе, ведь у них есть общее дело и они хотят получить результат, — перечисляет преимущества мульттерапии Марина Котова.

На создание одной минуты пластилинового мультфильма у детей уходит 18 дней — ровно столько длится курс их реабилитации.

— На первом занятии мы рассказываем детям, что такое пластилиновая анимация, включаем мультик про пластилиновую ворону, потом мультики, которые снимали наши воспитанники. И тогда дети тоже хотят сделать свой собственный мультфильм. Вначале ребята придумывают сюжет, потом лепят пластилиновых героев и покадрово снимают каждое движение. Например, поднятие руки — это около 30 движений. В итоге выходит около 3000 кадров на один мультфильм. Это очень длительный процесс, — делится тонкостями работы Марина Котова.

В процессе создания и оживления персонажей у детей развиваются мелкая моторика, усидчивость, терпение, внимание, память, мышление. Интересно то, что ребенок выполняет всю работу самостоятельно, включая видеомонтаж и озвучку. Но рядом всегда находится педагог — на всякий случай.

Семейный помощник

Благодаря гранту от Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, центр «Доверие» получил средства на реализацию проекта «Семейный помощник». Это дало возможность модернизировать студию пластилиновой анимации, которую так полюбили дети.

— Сейчас мы приобрели специальное оборудование для плоскостной и объемной анимации. Плоскостная наиболее хороша для детей, у которых нарушены двигательные навыки, им легче передвигать плоские фигурки по столу, чем заниматься с объемными. К тому же работать в этом случае можно с любыми подручными материалами, а не только с пластилином, — пояснила Марина Котова.

Лучшие мультфильмы, созданные руками детей центра «Доверие», ежегодно отправляются на Всероссийский конкурс детской предметной анимации «Мульт-горой». 

— Дети получают дипломы, радуются, испытывают внутренний подъем, начинают верить в себя и свои силы. Среди наших воспитанников есть и победители этого конкурса — за время существования студии около 10 ребятишек взяли призовые места, — поделилась девушка.

На реабилитацию в центр «Доверие» приезжают дети со всей республики, многие не по одному разу.

— Когда они снова возвращаются, мы замечаем, что многие лепили дома — у них виден прогресс в работе, появляются более интересные сюжеты. Когда я вижу успехи детей — чувствую гордость за них, понимаю, что не зря занимаюсь своим делом, не зря когда-то вообще начала этот проект. И радуюсь вместе с ними каждому успеху, — улыбается Марина Котова.

Добрые дела

На студии пластилиновой анимации Марина не остановилась. Каждый год она организует для детей костюмированные поздравления с Новым годом в рамках благотворительной акции «Волшебство с доставкой на дом».

Весной 2019 года Марина запустила проект «Православное волонтерство», который получил грант Фонда поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество». В клубе «Родительская академия» Марина вместе со специалистами центра «Доверие» оказывает психологическую помощь семьям, воспитывающим детей с особенностями развития. Совместно с представителями духовенства она организует мероприятия по укреплению внутрисемейных отношений. 

Под ее руководством успешно реализуется проект «Семейный помощник», в рамках которого волонтеры помогают родителям детей с ОВЗ от 3 до 18 лет, если несколько часов нужно присмотреть за ребенком. Обучением добровольцев и формированием волонтерского отряда центра «Доверие» Марина занимается самостоятельно.

— Из сотрудников нашего центра создан волонтерский отряд. Мы организуем благотворительные акции, конкурсы, мастер-классы, в которых могут принять участие вообще все желающие дети, — рассказывает Марина.

Премия «МИР»

В ноябре она стала финалисткой IX общероссийской премии «МИР», которая вручается гражданам России и соотечественникам за добрые дела, общественные инициативы, волонтерство, благотворительность и другую деятельность на благо общества. Марина была выбрана народным голосованием из более чем тысячи участников России и 17 стран мира.

— Я рада, что вышла в финал в числе 70 лучших конкурсантов. Мне было интересно представить широкой публике свой опыт работы и увидеть, что делают другие люди. В своей номинации «Здравая инициатива» я познакомилась с портфолио каждого участника и узнала, что еще можно сделать для улучшения здоровья и качества жизни людей с ограниченными возможностями здоровья и дополнительными потребностями. Некоторые идеи планирую применить в своей работе, — поделилась Марина Котова.

В планах у девушки — развивать направление мастер-классов на базе центра «Доверие», чтобы все желающие дети могли прийти без оформления и позаниматься творчеством. Есть идеи и других добрых проектов, о которых мы узнаем совсем скоро, а пока это маленький секрет.

 

18.11.2020 в 10:10
Возрастная категория материалов: 16+