Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

«Из операционной — в красную зону». Врач-хирург с 20-летним стажем Алексей Астахов рассказал «СА», почему одним из первых сделал прививку от ковида и как инфекция влияет на психологическое состояние людей.«Из операционной — в красную зону». Врач-хирург с 20-летним стажем Алексей Астахов рассказал «СА», почему одним из первых сделал прививку от ковида и как инфекция влияет на психологическое состояние людей.

Человек дела

Алексей Астахов работает в отделении гнойной хирургии Майкопской городской клинической больницы. За особый вклад в борьбу с коронавирусной инфекцией указом главы республики он удостоен почетного звания «Заслуженный работник здравоохранения». Врач говорит, что для него это стало неожиданностью. Он относится к той категории людей, которые меньше говорят, а больше делают. Ведь для хирурга, по его мнению, наряду со скоростью мышления и решительностью важно выполнять работу качественно, потому что спасти «сложного» пациента может только мастерство врача.

Он вырос в семье медиков, мама и отец были терапевтами. Младшая сестра — врач-косметолог, а брат Павел Астахов — анестезиолог-реаниматолог и трудится вместе с Алексеем в инфекционном госпитале.

— Летом была острая нехватка персонала, поэтому в июле оставил родное отделение и пошел на подмогу коллегам в госпиталь. Несколько месяцев фактически жили на работе, дежурили сутки через сутки, — рассказывает доктор.

Он говорит, что не задумывался — опасно ли, сложно ли будет на новом месте. Просто потребовалась его помощь, и он пошел.

Во время и после болезни

Сегодня Алексей Астахов — врач третьего пульмонологического отделения. Здесь лежат около 60 человек. Своих пациентов он взял за правило запоминать по именам.

— Много пожилых людей, и первым почему-то в память врезается отчество. Большая часть больных лежат в стационаре недолго — для выздоровления достаточно семи-десяти дней. Люди с тяжелыми формами задерживаются на несколько недель, а иногда и на месяц, — говорит Алексей.

По словам врача, пациенты госпиталя отличаются от хирургических больных депрессивностью.

— Мышечная слабость, характерная для этого вируса, упадок сил, сниженная сатурация вызывают апатию, — поясняет он.

Психологические проблемы возникают и из-за постоянного нахождения в замкнутом пространстве, отсутствия возможности свободно передвигаться по отделению.

Во время обхода врач ищет для каждого подопечного приободряющие слова — чтобы человек «не раскис», а был замотивирован на лечение. Тогда, по мнению доктора, и процесс восстановления ускорится.

— Нередко встречаются запущенные случаи. Например, молодежь долго не придает значения болезни. Как думают молодые люди: покашляю, и все пройдет. Только не с новым типом коронавируса. С первых симптомов ОРВИ необходимо себя обезопасить, вызвать врача, а не «назначать» лечение самостоятельно, — говорит доктор.

Коронавирус может приводить к разным последствиям, и не всегда выписка из больницы говорит о том, что человек полностью здоров.

— Пациенты, перенесшие болезнь, могут страдать постковидным синдромом. Для него характерны, к примеру, такие симптомы, как усталость, головные боли, нарушение сна и когнитивных функций. У человека, переболевшего в тяжелой форме, может быть одышка. Это связано с тем, что при большом проценте поражения легких какая-то их часть не восстанавливается и замещается рубцом, который не дышит. Поэтому таким пациентам после стационара требуется медицинская реабилитация. При небольших участках поражения ткани легких со временем полностью восстановятся, — рассказывает Алексей Астахов.

Фото архив Алексея Астахова
Фото архив Алексея Астахова

Чтобы не заразиться самому, он сделал прививку от коронавируса, как только появилась такая возможность.

— Чем больше людей привьется, тем скорее прервутся цепи передач, и мы распрощаемся с этой инфекцией надолго. По предварительным расчетам, отечественная вакцина, в отличие от импортных, обеспечивает иммунитетом на 1,5-2 года. Кроме того, не выявлено еще ни одного серьезного осложнения. Хотя в интернете множество фейков на эту тему. В России высочайшего уровня школа вакцинации, которая всегда была на шаг впереди зарубежных, — рассказывает Алексей.

Как стать профессионалом?

О времени до пандемии и работе в хирургии врач вспоминает с ностальгией. По его словам, за два десятка лет он ни разу не пожалел о выбранной профессии, не устал и, главное, не потерял желания работать. Каждый больной для него — уникален, каждый случай — интересен.

— В гнойную хирургию попадают сложные пациенты — с инфекционными поражениями кожных покровов, мышц, костей, ожогами, с осложнениями при диабете и пневмонии. Часто людям с подобными диагнозами требуется не одна, а несколько операций. Гнойная хирургия — отрасль распространенная, а специалистов не так много, — говорит доктор.

К тому же стать профессиональным хирургом можно только через несколько лет постоянной практики в больнице. По словам Алексея, каждый молодой специалист проходит этап становления. Сначала ординатор ориентируется на опыт старших коллег и только потом опирается на свой собственный.

— Однако, даже набравшись профессионализма, необходимо постоянно консультироваться с коллегами и обмениваться знаниями, в нашей сфере без этого никуда, — отмечает врач.

И добавляет: главное — любить свое дело, тогда находятся и силы, и энергия, чтобы продолжать профессиональный путь.

 

23.12.2020 в 11:52
Возрастная категория материалов: 16+