Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото Артур Лаутеншлегер/САФото Артур Лаутеншлегер/СА

Моздокские кабардинцы — представители адыгского народа со смешанным мусульманским и христианским вероисповеданием — проживают на территории Моздокского района Северной Осетии и Курского района Ставропольского края. На землях, расположенных вдоль левобережья Терека, кабардинцы живут со дня основания крепости Моздок. И вот уже два с половиной столетия они следуют традициям, сохраняют адыгэ хабзэ — законы, заложенные их предками в древние века.

Страницы истории

В 1763 году по указу Екатерины II появляется крепость Моздок. К этому времени в Малой Кабарде уходят из жизни сильные и влиятельные князья Адильгирей и Кончоко Гилахстановы из рода Мударовых. У Кончоко остался сын — Кургоко, который решает уйти от притеснений князей Большой Кабарды. Он обращается с просьбой к императрице разрешить вместе с подданными заселиться в урочище Терека близ Моздока, тем самым оказаться под защитой русского правительства.

— Впервые в документах в связи с Моздоком прозвучала кабардинская фамилия Кончокина, когда он вместе с четырьмя племянниками появляется в Санкт-Петербурге. В посольском приказе отмечено, что они приехали просить земли в урочище Моздок. Они прожили там два года, — говорит историк из г.Моздока Любовь Прокопова.

Императрица ходатайствовала перед Сенатом, назвав переселение Кургоко Кончокина делом «весьма полезным». Кроме стратегической задачи укрепления на юге, Российская империя видела в заселении левобережья Терека развитие в крае сельского хозяйства и торговли. Князь обещал склонить к переселению и других кабардинцев, в доказательство намерений принял христианство. А Екатерина подписала грамоту, разрешающую поселиться Кургоко Кончокину в урочище Моздок.

— Кургоко Кончокин — это основатель Моздока, князь Малой Кабарды был очень известным человеком, это историческая личность. Он практически выполнял апостольскую миссию, сам принял православие и обратил своих близких в христианство, — рассказывает протоиерей Артемий Пономаренко — благочинный Моздокского церковного округа.

Князя нарекли Андреем Ивановичем Черкасским-Кончокиным, жену назвали Верой, дочерей — Надеждой и Любовью. Крещеному Кургоко дали чин подполковника и определили жалованье в 500 рублей. Вслед за кабардинским князем в укреплении Моздока стали расселяться и другие зажиточные семьи из Кабарды. Но основную часть переселенцев составили беглые кабардинские крестьяне. Некоторые из них меняли свои фамилии на русские и принимали крещение, тем самым освобождаясь от власти своих владельцев, некоторые так и оставались в служении феодалам. Таким образом, кабардинцы явились первыми поселенцами нового города Моздок, получившего свое название от местности. На месте поселения кабардинцев был лес, который называли Мэздэгу, что в переводе с адыгского означает «глухой лес».

В 1764 году в Моздоке уже проживало 200 человек. Большинство из них были новокрещеными кабардинцами. За первые три года существования военной крепости кабардинские князья лишились еще 26 крестьянских семейств. Поток переселенцев невозможно было остановить. В Моздоке человек получал землю, семена и мог вести свое подсобное хозяйство.

— Религия была где-то мусульманская, где-то христианская, но сюда в это время селили только христиан, условия были такие: получаешь землю, получаешь какую-то сумму, принимаешь христианство и живешь, — объяснил председатель Союза моздокских кабардинцев Валерий Дербитов.

По словам историка жителя г.Моздока Вячеслава Серебрякова, постоянные набеги со стороны воинственных соседей привели к тому, что население Малой Кабарды было практически уничтожено.

— В период 50-60-х годов XVIII века разразилась чума. Они хотели спасти от уничтожения себя и своих подданных. И поэтому без раздумий меняли веру. Они были больше в своей вере, в адыгской. Им важно было остаться верными традициям адыгского этикета, — говорит Вячеслав Серебряков.

В 1785 году на землях Моздока уже было 116 кабардинских семей. Все они проживали на одной улице — Кабардинской.

Кабардинцы получили заветные участки земель в собственность, построили дома, начали заниматься сельским хозяйством. И как ни старались князья Кабарды вернуть своих крестьян, им это никак не удавалось. Тем более что со временем процесс обращения мусульман в христиан был приостановлен.

— Тут мы живем более двух веков. Но наши предки всегда были мусульманами. Селились они компактно. Несколько дворов могли образовать одно село. Но впоследствии маленькие поселения объединились и образовали одно большое село, — рассказывает имам мусульман с.Серноводское Борис Губжоков.

Фото Артур Лаутеншлегер/СА
Фото Артур Лаутеншлегер/СА

Моздокский кабардинец, он родился и проживает в селе Серноводское Курского района Ставропольского края. При въезде в его село гостей встречают «Черкес и черкешенка» — монумент, олицетворяющий гостеприимство адыгов. Название Серноводское поселение получило в 1959 году, но кабардинцы живут здесь более двух столетий. На одной улице села стоит мечеть, на другой — церковь. Здесь проживают и мусульмане, и православные. Но, что удивительно, и те и другие молитву произносят на адыгском языке.

— Живем прекрасно. Начинается все со школьной скамьи: становимся друзьями и так вырастаем. И лишь во взрослой жизни узнаем, у кого какая религия. Обычаи у нас одинаковые, единственное различие — в религии. Мы общаемся, традиции свои сохраняем, — отмечает глава администрации Серноводского сельсовета Мурат Бегереев.

Обряды

Традиции разных религий — с одной стороны, а с другой — непривычные нацио­нальные обычаи. Моздокские кабардинцы особенные и в своих обрядах. Например, обряд «Хьалджи», когда они пекут три пышки, произносят молитву, режут их треугольниками и раздают во благо присутствующим за столом, увидишь только здесь.

— Три пышки означают землю, небеса и солнце. Мы их печем по особым случаям. Православные — в день Успения Богородицы, а мусульмане — в день окончания Ураза-байрама. А еще в эти праздничные дни на столе обязательно окажется жертвенный индюк,— поделился Валерий Дербитов.

Перед тем, как разрезать священные пышки, старший произносит молитву. Затем дает попробовать младшему, ему же достается крыло индейки, которое по традиции лежит сверху пышек. В этом тоже есть преемственность поколений. Старшие таким образом учат молодых, как соблюдать традиции и обряды.

Вслед за ритуалом раздачи пышек моздокские адыги разделывают индюка. Это тоже особенная церемония местных кабардинцев. Индюк делится на 18 анатомических частей. Разделывающий должен держать птицу за ножки в левой руке и всю церемонию не отпускать. Это особое мастерство, которым владеет каждый моздокский кабардинец.

Еще один интересный ритуал касается разрезания желудочка разделанного индюка. Тамада стола делит его на 7 частей и раздает присутствующим, выбирая на свое усмотрение, кому достанется кусок. Его должны сохранить до конца застолья. Тот, у кого не окажется заветного куска, накрывает очередной стол. И все это делается ради веселья и забавы.

Сохранять, приумножая

Сохранению культуры, традиций, языка адыги Моздока уделяют большое внимание. Оторванные от своего этноса, они больше всего боятся раствориться в чужой среде.

— В нашей школе всегда преподавался кабардинский язык факультативно, есть курс адыгского этикета. С 2019 года в реестре образовательного стандарта появилось изучение кабардинского, что нас, конечно, очень радует, и на сегодняшний день изучение родного языка включено в образовательный план, — отмечает директор школы с.Серноводское Асиет Ахметова.

— Конечно, проблема угрозы исчезновения родного языка, как и для всего адыгского народа, коснулась и нас. Дети мало на нем говорят, между собой в основном общаются на русском, а еще литературный кабардинский из учебников дается сложно. И мы преподаем его с разъяснениями. Наш диалект немного отличается. Всего в неделю на родной язык у нас отводится один час, — рассказала учитель кабардино-черкесского языка Марина Губжокова.

Фото Артур Лаутеншлегер/СА
Фото Артур Лаутеншлегер/СА

Моздокские адыги мечтают издать учебники, по которым можно было бы изучать язык моздокских кабардинцев. По словам директора школы Асиет Ахметовой, эта проблема решается. Кабардино-Балкарский университет готовит специальную программу обучения для адыгов Моздока.

Пока учебники разрабатываются, ребята учат родной язык через прекрасные стихи кабардинских писателей. Учат в семье, в общении с родными.

Так получилось, что моздокские кабардинцы оказались вдалеке от Джылахъстаней — Малой Кабарды. В решении задачи сохранения и развития народа в большом маногонациональном регионе важную роль играют образовательные учреждения. Они получают государственную поддержку для реализации нацпроектов. Всего в Курском и Моздокском районах проживают 6 тыс. адыгов. Вопросами сохранения их национальной идентичности занимается Союз моздокских кабардинцев.

— Союзу исполнилось 27 лет. Он объединил адыгов Моздокского и Курского районов Осетии и Ставрополья. Вместе мы решаем главную задачу — сохранить этническую самобытность, богатую национальную культуру черкесского народа и растить достойную молодежь. Мы наладили сотрудничество с общественными организациями «Адыгэ Хасэ» Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Краснодарского края, с Черкесским культурным центром «Адыги» Ставропольского края, вошли в состав МЧА, — рассказал председатель Союза моз­докских кабардинцев Валерий Дербитов.

Сегодня все чаще звучит голос моздокских кабардинцев.

— Мы с радостью принимаем приглашения для участия в национально-культурных торжествах, проводимых в адыгских республиках. Так сложилось, что мы живем поодаль от своей исторической малой родины. Но мы часть адыгского мира и хотим, чтобы о нас не забывали, — говорит заместитель председателя Союза моздокских кабардинцев Вячеслав Хабитов.

Справка

На региональных телеканалах Северного Кавказа состоялась премьера документального фильма «Вековые традиции моздокских кабардинцев». Сейчас он доступен и на ютьюбе. Картина повествует об истории кабардинских князей и их подданных из Малой Кабарды, поселившихся 250 лет назад на левом берегу Терека в урочище Моздок; рассказывает о жизни и быте современных адыгов Моздока, о взаимоотношениях кабардинцев со смешанным христианским и мусульманским вероисповеданием, о том, как моздокские кабардинцы сохраняют язык, культуру и традиции народа.

Фильм снят по инициативе руководителя Черкесского культурного центра «Адыги» Юрия Шебзухова при содействии Комитета по национальным делам и казачеству Ставропольского края. Автор и режиссер фильма — Светлана Тешева, операторы — Александр Никанов, Артур Лаутеншлегер, монтаж Артура Лаутеншлегера, музыка Ангелины Лаутеншлегер. Хронометраж фильма — 70 минут.

29.12.2020 в 12:41
Возрастная категория материалов: 16+