Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото Артур Лаутеншлегер/САФото Артур Лаутеншлегер/СА

Натырбовский дом-интернат для престарелых и инвалидов с началом пандемии ушел на карантин и до сих пор находится в режиме самоизоляции. Мы пообщались с его постояльцами и узнали об их жизни.

Вход на территорию строго воспрещен — на проходной нас встречает охранник и по телефону связывается с заведующей. После недолгих переговоров нас пропускают, но предупреждают, что дальше фойе заходить нельзя. Столь серьезные меры — вынужденная необходимость: постояльцы дома-интерната все как один находятся в зоне риска заражения коронавирусом.

В фойе чисто и светло. Белый кафель, комнатные цветы и яркие занавески создают уютную атмосферу. С соблюдением большой дистанции нам разрешают поговорить с несколькими жителями.

Нашел свое счастье

На диванчике сидят двое — старичок со старушкой. Увидев нас, бабушка ушла к себе, а ее собеседник, с интересом поглядывая в нашу сторону, начал свой рассказ.

— Я уже 13 лет живу в доме престарелых. Коротаю тут свой век, отдыхаю. Сначала был в Майкопе, там познакомился с замечательной женщиной. Людмилой ее звали. Понравились мы друг другу. Затем я переехал в Натырбово и ее за собой увез, а здесь мы поженились и стали семьей. К сожалению, вот уже четыре года как ее нет со мной, — вспоминает 82-летний Алексей Гайдедеев.

Вообще, романтические отношения в доме-интернате — вполне обычное явление. Независимо от возраста, человек нуждается в том, чтобы рядом был кто-то свой, родной и любимый, с кем можно поговорить и скоротать время. Поэтому постояльцы и тянутся друг к другу.

— Он заботился о ней так мило, ухаживал, покупки разные делал, порядок наводил в их комнате. Было так удивительно это наблюдать! Они всегда вместе гуляли, в парк ходили. Это были очень романтичные отношения. Иной раз посмотришь — и позавидуешь такой светлой любви, — рассказывает заведующая Натырбовского дома-интерната Асият Меретукова.

По правилам дома-интерната, если пара регистрирует свой брак, то им выделяется отдельная комната. По этой причине некоторые договариваются быть вместе, чтобы решить жилищный вопрос и жить без соседей. Но за такое решение здесь не осуждают — все понимают, что иметь семью всегда хорошо.

С позитивом

Еще до его прихода сотрудницы интерната предупредили, что он хохотун и весельчак. Так и оказалось. Эдуарду Рафаэловичу всего 57 лет, он инвалид 1 группы, потому что лишился кистей на обеих руках. И, несмотря на это, мужчина просто заряжает всех присутствующих своей энергией.

Я не люблю и не хочу быть обузой своей семье, поэтому живу здесь. Они приезжают, помогают, но я считаю, что близкие и любимые люди не должны страдать. С ними лучше оставаться на расстоянии. До пандемии я регулярно ездил к ним в гости на несколько дней, и этого было достаточно. Здесь великолепный уход, великолепный персонал — и это я не льщу. Коллектив очень хороший! Созданы все условия для саморазвития — есть прекрасная библиотека. Человек, который хочет развиваться, имеет для этого все возможности. Есть телевизоры и концертные залы. Жаль только, из-за коронавируса пострадала культурная жизнь — все концерты отменили, — рассказывает Эдуард Арустамян.

Фото Артур Лаутеншлегер/СА
Фото Артур Лаутеншлегер/СА

Жизнь в интернате

Условия для проживания здесь хорошие. В палатах, кроме кроватей и тумбочек, есть шкафы и столы со стульями. В новом корпусе, где живут те, кто может сам за собой ухаживать, в каждой палате есть свой санузел с ванной.

— В комнатах живут по 2-3 человека. Мы стараемся селить их по совместимости характеров. Когда к нам поступает новый человек, он живет изолированно. А мы в это время к нему присматриваемся, стараемся определить, с кем он лучше уживется. Бывает, приходится расселять соседей, если что-то не ладится у них, — поясняет Асият Меретукова.

Кроме собственной библиотеки, постояльцы пользуются услугами поселковой — книги им приносят по заказу. По соседству расположен местный Дом культуры, сотрудники которого взяли шефство над интернатом и по праздникам проводят интересные концерты. Приходят и ребята из детской школы искусств. Но из-за пандемии все массовые развлечения временно отменены, а жители дома-интерната коротают время за беседами и настольными играми.

У нас есть бабушки, которые любят петь. Собираются в холле или на улице, если погода хорошая, и поют хором. Да такие песни необычные порой, что первый раз их слышишь, — улыбается Асият Меретукова.

Сейчас в доме-интернате проживают 38 человек в возрасте от 47 до 94 лет. И большинству из них 70-80 лет. До пандемии у них была возможность свободно выходить за территорию, гулять в парке, ходить в магазины и другие общественные места, ездить к родственникам. Но, закрывшись от внешнего мира, они совершенно не страдают. В пансионате есть все для комфортного существования: здесь работает 31 сотрудник, есть собственные прачечная и пищеблок.

— В столовой кормят очень вкусно. Иногда посмотришь — дома мы этого не готовим, настолько разнообразно. У нас разработано перспективное семидневное меню. Ежедневно даем постояльцам фрукты и овощи, организовано четырехразовое питание — все собственного приготовления, ничего не закупаем. На полдник девочки пекут булочки или пирожки, — рассказывает Асият Меретукова.

Для сохранения здоровья

Среди сотрудников дома-интерната — медсестры и младший медперсонал. Своего терапевта нет, но он приходит по первому зову из местной амбулатории, которая расположена буквально через забор. Вот и сейчас он пришел, чтобы осмотреть постояльцев пансионата перед очередной вакцинацией. Оказалось, им делают прививки от коронавируса.

— Пройти вакцинацию захотели 20 человек — практически половина всех проживающих. У остальных медотвод по состоянию здоровья. Мы никого не уговаривали — они сами захотели. Наши опекаемые слушают радио, смотрят телевизор и в курсе всех мировых событий. Поэтому с энтузиазмом восприняли возможность привиться. Более того, в прошлый раз одному из постояльцев не стали ставить прививку из-за самочувствия, хотя он был в списке, — так столько возмущения было! Но сегодня он идет на вакцинацию, так что все нормально, — улыбается заведующая.

По словам медперсонала, все ранее привитые перенесли вакцину без каких-либо последствий: не было ни повышения температуры, ни недомогания. Такой же реакции ожидают и от тех, кому только предстоит сделать прививку от COVID-19.

— Мне кажется, наши опекаемые соглашаются на прививку, чтобы не заболеть коронавирусом, обрести свободу и вернуться к интересной культурной жизни. 16 постояльцев уже перенесли болезнь — к счастью в легкой форме. Сейчас они чувствуют себя прекрасно, и их здоровью ничего не угрожает, — говорит Асият Меретукова.

На вопрос, почему решили сделать прививку, наши собеседники отвечали изумленными взглядами: мол, как этого можно не понимать?

— Неужели кому-то хочется заболеть коронавирусом? Мне рассказывали, каково это, и я не хочу такого для себя. Поэтому решил перестраховаться и сделал прививку. Ни температуры, ни побочных явлений после нее не было. Видите, мы все живы-здоровы. Может, и другие, глядя на нас, поймут, что это не страшно, — рассуждает 62-летний Владимир Никитин.

Фото Артур Лаутеншлегер/СА
Фото Артур Лаутеншлегер/СА

С приходом терапевта коридоры дома-интерната наполнились оживленными голосами. Десять постояльцев с замиранием сердца ждут вердикта: быть или не быть вакцине, не будет ли в этот раз медотвода? Вопроса о том, надо ли ее делать, не возникает ни у кого.

— Я не в пустыне живу — слежу за прессой. У меня есть свой ноутбук, и я с первых дней читаю новости о вакцинации. И пока не видел от нее ни одного плохого результата. Поэтому сегодня записался на прививку сам, — говорит Эдуард Арустамян.

На этом мы попрощались с гостеприимными жителями Натырбовского дома-интерната. Их день продолжался по привычному распорядку: обед, тихие развлечения, прогулки по коридорам или просмотр телепрограмм. Как верят сами постояльцы, совсем скоро жизнь вернется в прежнее русло — иначе и быть не может.

 

03.02.2021 в 10:12
Возрастная категория материалов: 16+