Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото пресс-служба ОНФФото пресс-служба ОНФ

Аккредитация для вузов станет бессрочной с 2022 года, заявила сопредседатель ОНФ, руководитель Образовательного центра «Сириус» на стратегической сессии «Реализация партийных проектов» в Челябинске.

В ходе обсуждения ситуации в образовании участники сессии подняли проблему субъективного подхода при проведении процедуры аккредитации. Действующие требования могут лишить вуза лицензии, даже если причины противоречат здравому смыслу. В результате в проигрыше оказываются студенты, которые не могут закончить обучение и вынуждены решать проблемы с переводом в другие учебные заведения.

Елена Шмелева отметила, что среди аккредитационных требований существует много таких, которые никак не относятся к качеству преподавания и, по сути, работают сами на себя. Тем не менее, вузы вынуждены тратить огромное количество времени и сил на то, чтобы соответствовать им и иметь возможность продолжать работать.

— В ряде случаев мерилом соответствия ФГОС являются очень субъективные вещи. Например, на титульном листе программы было указано «основная образовательная программа» вместо «основная профессиональная образовательная программа». Это признавалось нарушением ФГОС, — отметила Шмелева.

Мнением на тему аккредитации вузов поделилась директор по образовательной деятельности Адыгейского государственного университета Надежда Ильинова:

— Государственная аккредитация образовательной деятельности как выражение доверия государства образовательной организации в подготовке специалистов с высшим образованием — такой подход давно ушел в прошлое. Сегодня аккредитация для вуза — проверка на прочность, умение убедить эксперта в своей правоте и продемонстрировать искусность подготовки документов, но не качество обучения студента. ФГОС 3 поколения, изменяясь в большей степени по форме, обрушивали на преподавателей лавину работы с документами, отвлекая их силы и внимание от таких важных, базовых для преподавателя, процессов, как образование и научная деятельность. Сегодня университетское сообщество готовится к бессрочной аккредитации, но где гарантии того, что она будет проводиться по адекватным критериям? Все участники образовательного процесса задаются вопросом: удастся ли при введении новых форм аккредитации избежать субъективности в оценке деятельности вуза, учесть специфику его работы: научно-исследовательский, федеральный или небольшой региональный вуз.

Шмелева заверила, что разработка адекватных аккредитационных показателей уже производится. Они будут максимально приближены к целям качественного преподавания, а не для формальной отчетности.

— Важно, чтобы каждый включился в ту работу, которую мы сейчас можем начать на платформе ОНФ. Мы бы хотели, чтобы сбор показателей не был связан с заполнением форм, а автоматически генерировался из мониторингов вузов. Это во многом снизит нагрузку на коллективы, которые занимаются тем, чтобы соответствовать существующим сегодня показателям, — сказала Елена Шмелева

Помимо вопросов аккредитации вузов Елена Шмелева заявила о необходимости снижения критического уровня бюрократизации в образовании. Яркий пример — обновленные правила размещения информации на сайтах образовательных организаций. Подготовленный Минобрнауки проект постановления Правительства о Правилах размещения информации на сайте образовательной организации, в частности, предполагал публикацию данных о кадастровых номерах зданий, сведения о каждой преподаваемой сотрудником дисциплине с указанием кодов направлений подготовки.

— Многая информация просто избыточна: места практики должны быть опубликованы, а это несколько сотен договоров с предприятиями, раздел с указанием педагогов и полным перечнем модулей, которые они реализуют. Все это нужно собрать и опубликовать на сайте. Зачем? Этим загружают педагогов, которые должны заниматься студентами и школьниками. Мы будем выступать за то, чтобы выводы о качестве образования делали не на основании этих формальных требований, — заявила Шмелева.

О бюрократизации в действии и ее негативном проявлении рассказала директор по образовательной деятельности Адыгейского государственного университета Надежда Ильинова:

— Еще одной бедой для университета является запредельно высокий уровень бюрократизации управления образованием. Вузу необходимо ежедневно сдавать великое множество всевозможных форм и отчетов. Подчас, запрашиваемая разными ведомствами, информация дублируется. Для своевременного реагирования на раздутый документооборот, университет вынужден «держать» штат сотрудников, которые запрашивают у преподавателей различную информацию, компонуют практически одни и те же сведения под разные запросы, отслеживают актуальность представленной на сайте информации о преподавателях (повышение ими квалификации, изменение должности, стаж работы и т.д.), о базах практик (договоры, которых любая образовательная организация насчитывает сотни). Даже федеральные государственные образовательные стандарты необходимо выставлять на сайте вуза, хотя к их утверждению и изменению университет не имеет никакого отношения. Очевидно, что выполнение целей национального развития в области образования по повышению качества образовательной деятельности и конкурентоспособности российских вузов на международном рынке образовательных услуг невозможно без сокращения уровня бюрократической нагрузки на вузы, освобождения преподавателей от необходимости заполнения множества форм и отчетов.

Елена Шмелева также поддержала инициативу строительства межвузовских кампусов мирового уровня. В Год науки и технологий власти РФ начинают масштабный проект по созданию сети университетских кампусов мирового уровня. На эти цели кабмин РФ направит 36 млрд. рублей. Деньги будут выделены в течение четырех лет.

— За право создать кампусы мирового уровня будут бороться многие университеты и субъекты РФ. Они уже активно включились в эту работу, — заявил премьер-министр Михаил Мишустин на заседании правительства.

К настоящему времени подано 30 заявок, а в ближайшее время власти приступят к реализации трех проектов. Как уточнил премьер-министр, по данной программе планируется построить не менее 30 кампусов, где смогут разместиться свыше 150 тысяч человек.

 — Яркий пример – проект современного и прекрасно оборудованного межуниверситетского кампуса на базе двух вузов в Челябинске. Это уникальный проект, который приведет в регион, в том числе, большое количество иностранных студентов. Необходимо тиражировать по всей России практику создания таких кампусов с привлечением частных инвестиций, так как самостоятельная реализация такого проекта зачастую не по силам вузам с финансовой точки зрения. Вообще закладывание инфраструктурных лабораторий как центров коллективного пользования – это основа развития, – сказала Елена Шмелева.

Адыгейский государственный университет активно поддерживает политику кампусной инфраструктуры.

— Необходимость создания сети университетских кампусов лежит на поверхности. Это большой и правильный шаг в развитии университетов. На сегодняшний день — это одна из немногих возможностей для вуза «прирасти» квадратными метрами, создать полноценную воспитательную среду и современную инфраструктуру для получения студентами образования. В этом году мы получили возможность провести капитальный ремонт одного из общежитий университета и завершили ремонт учебного корпуса, в котором располагается лишь один из факультетов. Для нас это значимые события, но, конечно, не достаточные для решения всех задач, которые мы ставим перед собой. В планах университета — развитие кампуса, но для этого требуется время и значительные финансовые вложения, — прокомментировал проректор по управлению университетским кампусом АГУ Александр Юров.

 

 

 

 

16.08.2021 в 09:53
Возрастная категория материалов: 16+