Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото Артур ЛаутеншлегерФото Артур Лаутеншлегер

IT-сфера стремительно развивается. Если обратиться к любой аналитике, то IT-специальности всегда находятся в тройке лидеров среди самых востребованных. Айтишник может работать удаленно из любой точки мира на компании разного масштаба. Такие перспективы интересны многим современным школьникам. В Адыгее создаются все условия для обучения и развития в данном направлении. «СА» побывала в Центре цифрового образования «IT-Куб» Республиканской естественно-математической школы, который в этом учебном году открыл свои двери для двухсот учащихся.

Своя траектория

Центр «IT-Куб» расположен на базе Адыгейского государственного университета. Он создан за счет федеральных средств в рамках проекта «Цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование». Центр проводит обучение по семи направлениям: программирование на Python, мобильная разработка, основы алгоритмики и логики, разработка VR/AR-приложений, программирование роботов, системное администрирование, кибергигиена и работа с большими данными.

Здесь обучаются ученики 5-11 классов. Своими знаниями и навыками с ними делится команда педагогов, которая состоит из одиннадцати человек. Коллектив молодой — возраст преподавателей до 35 лет. Это выпускники технических факультетов АГУ и двое студентов. Многие из них — практикующие специалисты в своей сфере.

Когда человек молод, он полон энтузиазма, готов что-то менять, создавать. Да и сами технологии — молодые, поэтому никто лучше молодежи владеть ими не научит, — рассказывает руководитель центра Марат Алиев. — Мы даем базовый набор знаний в области IT-технологий, знакомим с кибернетикой как наукой в целом, чтобы ученик мог владеть наиболее современными методами не только в части пользования, но и разработки.

Здесь решают и профориентационные задачи. Ребенок знакомится с профессией с раннего школьного возраста. У него достаточно времени, чтобы понять — видит он себя в этой сфере или же ему хочется стать, например, врачом, юристом или психологом.

Сегодня в майкопских школах количество учеников, которые имеют представление об IT-профессиях, исчисляется десятками, а мы хотим, чтобы эта цифра выросла как минимум до тысячи человек. При этом важно, чтобы родители не заставляли ребенка ходить к нам, если школьник по истечении, например, года обучения поймет, что ему нравится совсем другое направление. Это не возбраняется. Напротив. Мы хотим работать только с теми, кому действительно интересно, — говорит Марат Вячеславович.

Он отмечает, что учиться школьник в «IT-Кубе» может год, а может все шесть лет до окончания школы. При этом образовательная программа будет строиться по индивидуальной траектории.

Фото Артур Лаутеншлегер
Фото Артур Лаутеншлегер

Азы для айтишников

Занятия в центре начинаются после 15.00, когда заканчиваются уроки в школе. Кабинеты «IT-Куба» расположены на пятом этаже главного корпуса АГУ. Мы заглянули к самым младшим ребятам. Пятиклассников учат языку программирования Scratch (Скретч), который разработан специально для детей и подростков. Название произошло от слова scratching — техники, используемой хип-хоп-диджеями, которые крутят виниловые пластинки вперед-назад руками для того, чтобы смешивать музыкальные темы.

Это не просто язык программирования, но еще и интеллектуальная среда, где результаты действий визуализированы, что делает работу с программой понятной, интересной и увлекательной. Отличительная особенность Скретча — возможность создавать мультфильмы, анимацию и даже простейшие игры.

Дети учатся логически мыслить, создавать программы, и все это проходит в игровой форме. Среда Scratch создана на основе цветных кубиков Лего, которые любят все ребята, а потому им не составляет труда освоить этот язык программирования, — рассказывает преподаватель Марина Репенко.

В соседнем кабинете ученики постарше осваивают другой язык программирования — Python. Он считается одним из самых популярных в мире и применяется в YouTube, NASA, Яндексе.

С языками программирования я познакомился в этом году на летней школе, которую проводил «IT-Куб». Мне интересно изучить эту тему глубже, потому что хотелось бы получить профессию, связанную с IT-технологиями, — делится 9-классник Дамир Хокон.

Кроме программирования, в Центре цифрового образования он занимается еще и физикой в РЕМШ.

Это нереально

Одним из самых перспективных и бурно развивающихся направлений в России и мире является виртуальная реальность. В «IT-Кубе» будущие виарщики не просто изучают программирование и моделирование, но и будут самостоятельно придумывать приложения на интересную им тему. Для занятий центр закупил самое современное оборудование. Здесь есть как любительские очки и шлемы, так и профессиональные. У последних явные преимущества — высокая точность перемещения, хорошее разрешение, простота управления.

Виртуальная реальность — созданный техническими средствами мир. Где это может пригодиться? Например в игровой индустрии. Часто используется в качестве тренажеров для представителей опасных профессий, например в космической отрасли, МЧС. Сегодня многие компании переходят на дистанционную работу и актуальны так называемые виртуальные офисы. Сотрудник с помощью специального оборудования попадает в виртуальное пространство вместе со своими коллегами, где может с ними взаимодействовать. То есть с помощью шлема воссоздается офисная обстановка, — рассказывает заместитель руководителя центра Екатерина Мацола.

Преподаватели этого направления — самые молодые в команде «IT-куба» — студенты факультета прикладной математики АГУ Виктория Свистунова и Аведис Пегливонян.

В течение года мы будем давать теорию и отрабатывать ее на практике, а по завершении курса у каждого ученика будет собственный проект. На его разработку отводится специальное время. Самые лучшие работы смогут участвовать в различных конкурсах, их даже могут купить заинтересованные компании, — рассказывают Виктория и Аведис.

Важная профессия

Программиста-универсала готовят на курсе «системное администрирование». Здесь учатся не только школьники, но и студенты средних профессиональных учебных заведений. Системный администратор — специалист, который поддерживает правильную работу компьютерной техники и программного обеспечения, отвечает за информационную безопасность организации.

Сейчас быть системным администратором выгодно и престижно, поскольку потребность рынка в таких специалистах высока. Главное — обладать фундаментальными знаниями, уметь применять их на практике, отслеживать и осваивать постоянно появляющиеся технические новинки, — рассказывает Екатерина Мацола.

Никита Сафронов и Даниил Литвак — студенты МГГТК АГУ. Они учатся на отделении обеспечения информационной безопасности. В «IT-Куб» парни пришли, чтобы расширить свои знания.

Системные администраторы — люди, которых часто не замечают, но они необходимы в любой организации. Чем реже сотрудники и руководство видят админов, тем лучше они выполняют свои обязанности. Мы планируем подготовить универсалов, которые умеют работать и в сетях, и с операционными системами, и с облачными технологиями, — рассказывает преподаватель Роман Пашкевич.

Его коллега Роман Босенко ведет занятия по системному администрированию у школьников. Он считает, что знания, которые они дают, доступны для ребенка с любым складом мышления. Особенно полезны технические направления для гуманитариев — у них развиваются новые нейронные связи, меняется мышление.

Даже если ученик не понимает что-то, все равно будет такая тема, за которую он зацепится, и это станет своеобразным толчком к дальнейшему изучению. Здесь дети получают навыки, которые пригодятся им в любой сфере. Даже если их профессия не будет связана с программированием, они будут знать намного больше, чем средний пользователь компьютера, — говорит Роман Босенко.

Планы на будущее

«IT-Куб» работает всего второй месяц. На будущий год здесь планируют обучать уже в два раза больше детей. Кроме того, уже с этого года будут проводить проектные олимпиады, хакатоны, мастер-классы от различных спикеров и другие мероприятия по тематике современных цифровых технологий и информатике, знакомить с технологиями искусственного интеллекта, вести просветительскую работу по цифровой грамотности и безопасности. Многое будет доступно для широкой аудитории на YouTube-канале Центра цифрового образования.

27.10.2021 в 10:01
Возрастная категория материалов: 16+