Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото Управление культуры Тахтамукайского районаФото Управление культуры Тахтамукайского района

Лауреаты III Всероссийского фестиваля-конкурса любительских творческих коллективов «Традиция» собрались в Москве на гала-концерт, который прошел в театре «Русская песня». Каждый из 20 финалистов конкурса представлял свой родной регион. В их числе — коллектив из Тахтамукайского района Республики Адыгея «Удж».

Наши — среди лучших

Государственный российский дом народного творчества имени В.Д.Поленова в рамках национального проекта «Культура» уже третий год организует масштабный фестиваль-конкурс. 20 лауреатов ежегодно получают гранты в размере 2 млн. рублей. Порядка 60% этих средств коллективы направляют на совершенствование своей материально-технической базы: покупку инструментов, аппаратуры, костюмов, улучшение условий для репетиций.

— Каждый может принять участие. Но не просто каждый, а тот, кто уже обладает званием либо «заслуженный коллектив народного творчества», либо «народный», либо «образцовый» коллектив. То есть мы выбираем лучших из лучших, — рассказывает директор Государственного российского дома народного творчества имени В.Д.Поленова Тамара Пуртова.

Всего за три года существования фестиваля в нем приняли участие почти 770 ансамблей (порядка 10 тыс. человек). В масштабах страны это капля в море — менее 0,1% ансамблей, подведомственных Минкультуры РФ. В то же время коллективам из Адыгеи удалось дважды стать лауреатами фестиваля. И оба — из Тахтамукайского района. В 2019 году в финал конкурса вышел танцевальный ансамбль «Адыги». В 2021 году грант получил Народный ансамбль адыгских музыкальных инструментов (НААМИ) «Удж».

Коллектив был создан в 1993 году. Им руководит заслуженный артист Республики Адыгея Инвер Калакуток. 2021 год для ансамбля — особенный. В этом году он стал обладателем звания «Народный самодеятельный коллектив», лауреатом Всероссийского фестиваля-конкурса любительских творческих коллективов и получил грант в размере 2 млн. рублей. На полученные средства приобрел концертное оборудование, с которым выступал на IV Международном форуме древних городов «Культурный код древнего города» в Рязани, на концерте «Фольклор народов России и Турции», который проходил в Стамбуле, и в концертных программах в рамках Дней духовной культуры России в Боснии и Герцеговине.

«Удж» выступал на сцене с лучшими российскими любительскими коллективами из Марий Эл, Забайкалья, Московской области, Бурятии, Мордовии, Татарстана, Тывы, Чечни, Чувашии, Белгородской, Волгоградской, Воронежской, Иркутской областей, Кургана, Ленинградской области, Омска, Орла, Пензы и Челябинской области. География фестиваля-конкурса постоянно растет.

— Это свидетельствует о той весомой большой работе, которую проводят органы управления культуры на местах. Министерствам, местным департаментам низкий поклон за то, что они внимательно к этому относятся. Эта поддержка всегда сторицей воздается в таких моментах, — считает Тамара Пуртова.

— Безусловно, мы стараемся поддерживать и развивать таланты, создавать условия для того, чтобы они могли реализовать свой творческий потенциал. И несмотря на то, что в данном фестивале-конкурсе участвуют любительские коллективы, выступают они на высоком уровне. Мы стараемся расширять географию гастролей, выезжать в другие регионы России и за рубеж. Это не только способствует росту профессионализма исполнителей, но и демонстрирует богатство традиционной культуры нашего народа, — говорит руководитель Управления культуры Тахтамукайского района Рустам Ачмиз.

Видеоприветствие участникам направила министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова.

— Фестиваль — дружное сообщество единомышленников и большая лаборатория народной культуры, где соединились методика, практика, исполнительское искусство и многообразие народных ремесел, — отметила Ольга Любимова.

В церемонии награждения приняла участие заместитель министра культуры Российской Федерации Алла Манилова.

— Фестиваль — одно из крупнейших мероприятий национального проекта «Культура». Он решает важные задачи государственной культурной политики, создавая условия для сохранения и популяризации нематериального культурного наследия, развития любительского искусства, — отметила заместитель министра.

Калейдоскоп культур

Каждый из 20 лауреатов фестиваля-конкурса уникален. Участники народного этнографического ансамбля «Судьбинушка» из Бурятии сохраняют распевы старообрядцев. В XVIII веке их предки пришли в Забайкалье вместе с семьями, поэтому местных жителей до сих пор зовут «семейскими». Несмотря на прошедшие века, они по-прежнему сохранили свой говор и костюмы.

— Фольклор старообрядцев — это очень сложно. Один из самых сложных распевов в России. Он изучается всеми музыкальными институтами. Мы песни поем на восемь, на девять голосов, — объясняет руководитель «Судьбинушки» Галина Чебунина.

Еще один самобытный фольклорный коллектив из Забайкальского края — «Берегиня». Его участницы выступают на сцене в головных уборах, которые достались им по наследству от бабушек и прабабушек. Некоторые из уборов передаются из поколения в поколение на протяжении веков.

Казачий «Покров» из Волгограда гордится не только своими песнями, танцами и костюмами, но и мастерством фланкировки (владения шашкой), которому они обучают молодежь.

Коронный номер от пензенских «Вензелей» — «Новгородские перезвоны». Вроде бы танец, но девушки на сцене не танцуют, а плывут.

— Наш номер показывает красоту русской женщины, — говорит участница хореографического ансамбля «Вензеля» Алина Смирнова.

Очень эмоциональным получился частушечный батл, который на сцене затеял этнограф, собиратель и исполнитель русского фольклора Сергей Старостин. Идею с радостью подхватили участники и участницы из фольклорно-этнографического ансамбля «Покров» из Волгограда, ансамбля «Цветень» и народной фольклорной группы «Берегиня» из Забайкальского края.

Завершился марафон традиций выступлением многонационального хора лауреатов и сводного фестивального оркестра народных инструментов, которые вместе с ведущей концерта Мариной Девятовой исполнили песню «Валенки».

На сцене также выступили Государственный академический русский народный хор имени М.Е.Пятницкого, фолк-группа «Партизан-FM» и другие.

Отдельного внимания заслуживают самобытные красочные национальные костюмы участников конкурса. Ими зрители гала-концерта могли любоваться не только во время выступления. Костюмы и изделия народных ремесел были представлены на выставке в фойе театра.

Онлайн-направление

Нынешний фестиваль-конкурс претерпел заметные изменения. Из-за ограничительных мер не удалось организовать площадки в «пяти столицах народного творчества». В 2019 году это были Саратов, Тверь, Ростов-на-Дону, Томск и Хабаровск. Участники фестиваля приезжали туда на живые просмотры. В нынешнем сезоне жюри работало дистанционно.

Тем не менее отказ от очных отборочных этапов фестиваля-конкурса не помешал финалистам отправиться в тур по России. По проекту «Малые гастроли» лауреаты провели более 50 концертов и творческих встреч. Важно и то, что в рамках этого этапа участники проводили мастер-классы.

То, что фестиваль начал активно развиваться онлайн, позволило увеличить число зрителей в десятки раз, считают организаторы.

— Это послужило популяризации народного искусства и знакомству широкой аудитории с образцами наследия, которые они, может, никогда бы не увидели, — подытоживает Тамара Пуртова.

Финальному гала-концерту фестиваля-конкурса в Москве предшествовал двухдневный онлайн-марафон под названием «Поддержи традиции!» на YouTube-канале народного дома и на портале Культура.рф. В нем приняли участие не только лауреаты этого года, но и победители фестиваля прошлых лет. В прямом эфире прошли телемосты с регионами России. Сам гала-концерт тоже транслировался в прямом эфире. Похоже, что и новый сезон пройдет в таких условиях. Фестиваль-конкурс-2022 будет называться «Культура — это мы», а жанр для него выбрали академический.

21.12.2021 в 10:01