Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото Татьяна ДубовикФото Татьяна Дубовик

Подполковник запаса Юрий Лукин уже подростком не видел себя вне армии, тем более перед глазами всегда был пример — отец.
Сын майора

Важную роль в моей жизни и будущей карьере офицера Вооруженных сил сыграло Майкопское отделение ДОСААФ — занимался там парашютным спортом. Мальчишкой я — сын майора автомобильной службы — грезил об офицерских погонах и именно тогда принял решение посвятить себя службе Родине, — вспоминает сегодня уже подполковник запаса Юрий Лукин.

После окончания 10-го класса он поступил в Орджоникидзевское общевойсковое высшее военное командное училище, осуществил свою мечту — надел погоны, пока еще курсантские. Много занимался самоподготовкой, читал специальную литературу, изучал различные аспекты боевой службы — готовился стать настоящим офицером.

Когда Юрий узнал, что его отец направлен в Афганистан, то сразу понял: вот где она — настоящая боевая служба. Курсант выпускного, 4-го курса написал рапорт командованию — отправить его для дальнейшего прохождения службы и выполнения интернационального долга в Афганистан. Незадолго до приказа о направлении к месту службы Лукины — старший и младший — встретились во время отпуска.

Отец посмеялся: «Ну что, выпускник, поедешь, наверное, служить за границу — Венгрия, Чехословакия?» «Да, за границу! А куда — посмотрим!» — ответил я, — вспоминает офицер.

Некоторое время он был в распоряжении командующего Туркестанским военным округом, и вот лейтенанта встречает «заграница» — столичный город Кабул. Столица Афганистана запомнилась молодому офицеру тогда изнуряющей осенней жарой, пыльными улицами, одним светофором и единственным троллейбусом на весь город, который ездил по кольцевому маршруту.

Боевая служба

Для каждого участника боевых действий первый бой запоминается навсегда.

Не скажу, что это было настоящим боем, это был боевой выход. В соседней части пропал солдат, и наше подразделение, в числе многих других, было поднято по тревоге. Мы совершили марш-бросок по ночному Афганистану. Окружили кишлак, переводчики через мегафон передали наши требования о выдаче солдата. В ответ нам прокричали на фарси о том, что его нет в кишлаке. По дороге в расположение на мине подорвалась БМП, нас обстреляли из темноты, к счастью, никто не погиб и не был ранен, — делится воспоминаниями подполковник.

Служба была напряженной, наполнена постоянной учебой. Ведь, по признанию офицера, боевая подготовка — залог здоровья и жизни подчиненных. Через три «афганских» месяца молодой лейтенант стал заместителем командира роты, а еще через три получил роту под командование.

— Я служил вместе с Русланом Аушевым, тогда еще майором. Он был начальником штаба. Хороший офицер, правильный — у него было чему поучиться. Потом, видя, как мой вчерашний сослуживец стал Героем Советского Союза, руководил Республикой Ингушетия, я, как никто другой, знал — он этого достоин! — отмечает офицер.

Лейтенант Лукин нередко встречался с отцом, тот служил в автобате — на другом конце Кабула. Возвращаясь из боевых выходов, сопровождения колонн, он нередко заезжал к отцу, чтобы просто посидеть и поговорить по-мужски.

Когда заканчивалась афганская командировка, на кителе молодого офицера уже алел орден Красной Звезды — настоящая боевая награда. Его бойцы сейчас живут в разных регионах страны, но 15 февраля — в день вывода советских войск из Афганистана — они обязательно созваниваются, вспоминая свою боевую службу.

Надежный тыл

Капитан Лукин вернулся в Майкоп, в 9-ю дивизию, а через некоторое время получил новое назначение — должность командира разведроты в Германии. Западная группа советских войск буквально находилась на острие самого главного стратегического направления, и в случае перехода холодной войны в горячую фазу именно им надлежало оборонять Отечество на дальних рубежах.

— Служба в Германии запомнилась мне постоянной учебой — ночью, днем учения, тренировки, показательные выступления. Лично ездил по мотострелковым подразделениям, отбирал спортивных, подготовленных, мотивированных солдат, поэтому мои бойцы были настоящей элитой советских войск, — с гордостью рассказывает офицер.

После вывода войск из Германии Юрий Лукин вернулся в Майкоп, стал начальником отдела боевой подготовки мотострелковой бригады, служил на разных должностях в Чечне и Карачаево-Черкесии, в Грузии.

Выйдя в запас в 2009 году, так и не смог оставить ставшую родной армию, продолжил работать в военном комиссариате республики, а последние шесть лет он — сотрудник Управления по чрезвычайным ситуациям республиканской столицы.
Надежный тыл подполковнику запаса всегда обеспечивала его жена Галина. Они были знакомы еще со школы, а на втором курсе курсант Лукин сделал предложение любимой. О том, что он стал отцом, молодой лейтенант узнал в Афганистане.

Письмо в Афганистан шло два с половиной месяца. Представьте себе мою радость, когда я увидел написанные дорогой рукой строки: «У нас — дочь!» Это была настоящая награда, не боевая, но семейная. Кстати, о рождении второй дочери я узнал тоже в Кабуле, и тоже спустя два месяца, — вспоминает Юрий Лукин.

Недавно Лукины отметили 40-летие совместной жизни. Дочери уже взрослые, по примеру мамы вышли замуж за военных. Настоящая радость для офицера запаса — внук Максим, который уже проявляет интерес к военной службе. Подполковник Лукин уверен, глядя на внука, что если бывших офицеров не бывает, то и будущий офицер спецназа уже есть!

Владимир Левитин

23.02.2022 в 09:00
Возрастная категория материалов: 16+