Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: Татьяна ДубовикФото: Татьяна Дубовик

С 1 апреля коммунальщики скорректировали свои подходы к порядку информирования граждан об оплате коммунальных услуг, а также уменьшили величину пеней за просрочку платежей. Данные изменения в сфере ЖКХ произошли по инициативе Правительства РФ и Роспотребнадзора. В чем их суть, разбиралась «СА».

Бумажные квитанции обязательны

Согласно Жилищному кодексу РФ, собственники обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Однако перед тем, как производить оплату, владельцы недвижимости имеют право узнать, за какой именно объем потребленных ресурсов и предоставленных услуг они должны заплатить.

Как отметила руководитель регионального Центра контроля в сфере ЖКХ, председатель комиссии по ЖКХ и жилищной политике Общественной палаты РА Татьяна Гоголева, на этот вопрос должен отвечать платежный документ, единая форма которого была специально утверждена приказом Минстроя РФ.

Любой потребитель коммунальных услуг имеет право требовать предоставить ему счет на бумажном носителе, и размещение сведений в ГИС ЖКХ не освобождает исполнителя коммунальных услуг от такой обязанности

— Правда, некоторые исполнители коммунальных услуг в многоквартирных домах предпочитают выставлять счета плательщикам не в бумажном виде, а путем размещения этой информации на сайте ГИС ЖКХ. О том, что подобный способ информирования делает затруднительным составление любых официальных претензий, управляющие компании, конечно, знают. Но это, видимо, их устраивает. Более того, они, как правило, утверждают, что раз платежные документы в электронном виде в ГИС ЖКХ были вовремя помещены, то закон не нарушен, — прокомментировала Татьяна Гоголева.

По ее словам, с таким подходом не согласился Роспотребнадзор, который усмотрел в подобных действиях нарушение прав потребителей и привлек к ответственности фирму, управлявшую многоквартирным домом в Ставропольском крае. Правильность выводов ведомства подтвердил Верховный суд РФ.

— Любой потребитель коммунальных услуг имеет право требовать предоставить ему счет на бумажном носителе, и размещение сведений в ГИС ЖКХ не освобождает исполнителя коммунальных услуг от такой обязанности. Однако надо иметь в виду, что некоторые коммунальщики вносят пункт о порядке информирования в договор, который они заключают с собственниками квартир. И если этим порядком предусмотрены исключительно электронные счета, то без специального заявления счет в бумажном виде не получить, — разъясняет руководитель регионального центра.

Пени стали меньше

Правительство РФ получило право самостоятельно определять особенности начисления платы за коммунальные услуги (это установлено законом  №58-ФЗ от 14.03.2022). И одним из недавних решений стало ограничение размера неустойки за коммунальные долги. Как отметила Татьяна Гоголева, по всем платежам, которые были начислены после 27 февраля текущего года, включая пени на задолженность по оплате коммунальных услуг и капитального ремонта, изменена формула расчета неустойки.

В соответствии с решением Правительства РФ, пени начисляют до полного погашения долга, но по ставке ЦБ РФ, которая действовала до 28 февраля, то есть 9,5 процента

До указанной даты действовало правило, согласно которому, если счет за коммунальные услуги не был оплачен вовремя, начисляли пени в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки начиная с 31-го дня после наступления срока платежа, а если долг не погашен и на 91-й день, то неустойка повышалась до 1/130 ставки ЦБ РФ. С учетом того, что с 27 февраля ставка ЦБ поднялась до 20 процентов, тем, у кого образовалась длительная задолженность, могло грозить взыскание, превышающее месячный платеж.

По словам Татьяны Гоголевой, теперь, в соответствии с решением Правительства РФ, пени начисляют до полного погашения долга, но по ставке ЦБ РФ, которая действовала до 28 февраля, то есть 9,5 процента. И такой порядок будет действовать до 1 января 2023 года.

— Уменьшение размера пеней, возможно, не обрадовало коммунальщиков. Но в современных условиях это необходимый шаг для поддержки обычных россиян. Он является логичным в связи с фактическим мораторием на взыскания (введен постановлением Правительства РФ №497), который будет действовать до 1 октября 2022 года, — пояснила Татьяна Гоголева.

В рассрочку

По российскому законодательству установка счетчиков воды является обязательной для всех собственников жилых помещений в многоквартирных домах. А с 2018 года такие приборы учета должны быть установлены не только в квартирах, но и в каждом частном доме, подключенном к централизованной системе водоснабжения.

В новых многоэтажках, как правило, все эти приборы устанавливаются сразу при вводе здания в эксплуатацию. А вот в домах старого жилого фонда счетчиков на воду может и не быть. И в этом случае вода оплачивается по нормативу, что невыгодно собственнику с точки зрения тарифов, которые заметно выше.

Как отметила Татьяна Гоголева, по закону договор на установку счетчика, который собственник квартиры или частного дома заключает со специализированной уполномоченной организацией, должен предусматривать условие о возможности оплаты стоимости самого прибора и работ, связанных с его установкой, равными частями в течение пяти лет. Но на практике такой подход раньше применялся редко, в частности в связи со сложностью расчетов возможной рассрочки.

— Теперь установлено, что рассрочка может быть предоставлена не бесплатно, а по ставке 9,5 процента (постановление Правительства РФ №474). Если замену водосчетчиков будет выполнять компания, которая осуществляет управление многоквартирным домом, то она имеет право включать платежи по рассрочке в квитанцию по оплате коммунальных услуг, но делать это отдельной строкой. Такое правило будет действовать до конца года. И оно применимо ко всем счетчикам, которые устанавливаются за счет собственников, — прокомментировала руководитель регионального центра.

По закону договор на установку счетчика должен предусматривать условие о возможности оплаты стоимости самого прибора и работ, связанных с его установкой, равными частями в течение пяти лет

Татьяна Гоголева обращает внимание собственников и на то, что в некоторых квитанциях появилась строка «повышающий коэффициент». Эти начисления могут возникнуть у тех, кто не имеет индивидуального счетчика.

— В этом случае необходимо помнить, что если у вас старый жилой фонд и индивидуальных счетчиков нет потому, что установить их невозможно по техническим причинам, то необходимо обратиться в управляющую компанию с требованием о составлении об этом акта. При наличии такого документа устанавливать повышающий коэффициент коммунальщики не вправе, — разъясняет руководитель регио­нального центра.

Владимир КИСЕЛЕВ

20.04.2022 в 10:05