Лица «Арт-Ритона». Об актерах театра — в материале «СА»
![Фото: архив Фото: архив](https://sovetskaya-adygeya.ru/wp-content/uploads/2022/12/2256666a-386d-402a-86fa-d972cf343c43-1024x680.jpg)
Премьеры Музыкального театра Адыгейского государственного университета «Арт-Ритон» всегда проходят с аншлагом. В Адыгее творческий коллектив знают по разным проектам, которые он реализует уже более десяти лет. О том, кто играет в театре с самого начала его создания, — в материале «СА».
Алефтина Кобазева
Фото: архив "Арт-ритона"
Ее роли всегда необычные и яркие: няня, фея, мать. Алефтина Кобазева невысокого роста, неброской внешности, но голос… Сильный, пластичный, выразительный. И роли ее всегда харизматичны.
Алефтина родилась в семье музыкантов из города Усть-Лабинска. Несмотря на то, что она с пяти лет на сцене, связывать жизнь с музыкой девушка не хотела. После окончания средней школы поступила в колледж и отучилась на учителя начальных классов. Но от судьбы не уйдешь. Когда пришло время выбирать вуз для получения высшего образования, мама посоветовала Майкоп, потому что сама там училась.
— Решила поступить на отделение педагогики и пойти на работу. А тут мама говорит: «Давай попробуем на музыкальное». А я уже десять лет музыкой серьезно не занималась. Решили, что ничем не рискую, и подали документы. В результате поступила на оба отделения, — рассказывает Алефтина.
Первый год на музыкальном был сложным и непривычным, несколько раз девушка хотела бросить обучение. Но поступило предложение поучаствовать в университетском конкурсе «Молодые таланты» и в Дне студента. В нем Алефтину Кобазеву приметила режиссер «Арт-Ритона» Галина Рева и предложила роль няни в мюзикле «Ромео и Джульетта».
— Работа над проектом была интересной и даже авантюрной, в то время на сцене мюзиклы были редкостью. В компьютерном классе мы смотрели французскую постановку. Изучала примеры из других постановок различных театров: как няня двигалась, пела, вела себя. Галина Вячеславовна до сих пор шутит, что я настолько вжилась в роль, что до сих пор всех кормлю и за всеми ухаживаю в театре, — рассказывает актриса.
В те времена актеры сами себе шили костюмы для постановок. Алефтина вспоминает, что для создания сценического образа она накопила с двух стипендий деньги и за сутки со знакомой швеей они сшили платье. Так начинался «Арт-Ритон», а с ним и карьеры нескольких талантливых исполнителей. Многие из них продолжают играть на сцене даже после выпуска. Сегодня Алефтина Кобазева — солистка ансамбля «Оштен» Государственной филармонии Адыгеи, а также дает уроки вокала для начинающих исполнителей.
— «Арт-Ритон» — это часть моей души и творческой жизни. Работа в театре позволила мне вырасти в подаче музыкального материала. Каждое выступление для меня — словно прожитая маленькая жизнь. Меня закаляла студенческая сцена, потому что ты тут и поёшь, и произносишь текст, и танцуешь. Это развивает артиста, — говорит Алефтина.
Валентина Ломидзе
Фото: архив "Арт-ритона"
Ее амплуа — властные и зачастую влюбленные женщины, а ее голос отличается бархатным тембром. Как признается сама Валентина Ломидзе, с определенными актерскими образами ее объединяет собственная своенравность, независимость и оптимизм. Дедушка отвел ее в музыкальную школу в шесть лет. В том, что музыка — это ее предназначение, девушка не сомневалась никогда.
После Валентина проходила обучение в колледже искусств и Краснодарской консерватории. Но ввиду комплекса обстоятельств решила вернуться домой. В Институт искусств Адыгейского государственного университета актриса поступила по собеседованию.
— Конечно, сначала было настроение не очень, ведь я оставила, как мне казалось, перспективный вуз. А потом это ушло, потому что, когда попадаешь на свое место, когда реализуешь себя, когда в тебя верят, тогда все получается. Поддержка и вера очень важны, и не только для артиста, но и для любого человека, — уверена она.
Галина Рева показалась девушке сначала очень строгой. Валентина занималась у нее фортепиано. Но позже поняла, что наставница — женщина мудрая и талантливая. С ней можно было поговорить не только об искусстве и науке. После окончания института в один из дней раздался звонок от любимого преподавателя с предложением принять участие в мюзикле «Ромео и Джульетта».
— Конечно, я согласилась. Все тогда сплотились, всем было интересно. Мы занимались, раскладывали песни на 3, 4, 5 голосов. Был такой ажиотаж, такой адреналин! Много работали над актерским мастерством, костюмы искали. А потом пошло-поехало, каждый год по проекту. Театр очень нас развил. Это бесценный опыт, когда ты работаешь с профессионалами, когда видишь свой рост и результат, — рассказывает Валентина.
Вдохновляют артистов идти дальше и не бросать искусство гастроли и конкурсы в России и мире, особенно если коллектив из маленькой республики привозит Гран-при международных фестивалей. И, привыкнув к развитию и победам, остановиться тяжело, признается артистка. Валентина Ломидзе теперь не только поет на сцене, но и учит эстрадному вокалу нынешних студентов АГУ.
Юрий Конжин
Фото: архив "Арт-ритона"
Он — главный герой постановок. На сцене Юрий исполняет роли Ромео, Прометея, Моцарта, Джордано Бруно.
— Это иллюзия, — смеется актер. — Были у меня также и вторые роли, например во «Французском шелке». Хотя все наши роли здесь тяжело назвать второстепенными. Они все ценны по-своему.
Для актера, исполняющего главную роль в постановке, всегда отведено много времени, текста, песен и деталей. В ходе постановки необходимо раскрыть характер героя, продемонстрировать его отношение к жизни, философию. Как признается сам Юрий, роли второго плана исполнять не менее интересно. Как правило, это сложные, коварные, комичные и привлекательные персонажи.
Его карьера началась в 2007 году, когда вокалиста-школьника попросили спеть для номера на Студенческой весне. А в 2010-м, после поступления в университет, Галина Рева увлекла перспективного парня в постановку первого мюзикла по трагедии Шекспира. После громкого успеха Юрий остался с коллективом.
— Каждый раз что-то новое. Новые высоты, новые роли. Или в песнях необычные, порой сложные моменты. Теперь уже у нас авторские мюзиклы. Вот это постоянное развитие и вдохновляет меня быть с «Арт-Ритоном» уже больше десяти лет. Это для души. Театр создавался на наших глазах. Галина Вячеславовна советуется со всеми нами. Сценарий они пишут с Терезой Цергой сами, а потом все вместе дорабатываем детали. Хочется сделать все идеально, — говорит Юрий.
Сейчас вокалист перешагнул исполнительские рамки. В творческой атмосфере захотелось созидать. Начиная с мюзикла «Крылья» по мотивам истории о Спящей красавице Юрий Конжин вместе с хореографом театра Татьяной Нестеренко пишет музыку к эпизодам. Доходило до того, что уже половина спектакля звучала его мелодиями. В планах — покорить зрителей следующей постановкой. Сюрпризом для них будут абсолютно перемешанные амплуа полюбившихся героев. А актеры смогут снова найти других себя, уверена руководитель «Арт-Ритона». И в этом не сомневается вся привыкшая к смелому творчеству труппа.
Полина РОМАНЕНКО.