Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: архив Фото: архив "Арт-ритона"

Премьеры Музыкального театра Адыгейского государственного университета «Арт-Ритон» всегда проходят с аншлагом. В Адыгее творческий коллектив знают по разным проектам, которые он реализует уже более десяти лет. О том, кто играет в театре с самого начала его создания, — в мате­риале «СА».

Алефтина Кобазева

Фото: архив "Арт-ритона"
Фото: архив "Арт-ритона"

Ее роли всегда необычные и яркие: няня, фея, мать. Алефтина Кобазева невысокого роста, неброской внешности, но голос… Сильный, пластичный, выразительный. И роли ее всегда харизматичны.

Алефтина родилась в семье музыкантов из города Усть-Лабинска. Несмотря на то, что она с пяти лет на сцене, связывать жизнь с музыкой девушка не хотела. После окончания средней школы поступила в колледж и отучилась на учителя начальных классов. Но от судьбы не уйдешь. Когда пришло время выбирать вуз для получения высшего образования, мама посоветовала Майкоп, потому что сама там училась.

Решила поступить на отделение педагогики и пойти на работу. А тут мама говорит: «Давай попробуем на музыкальное». А я уже десять лет музыкой серьезно не занималась. Решили, что ничем не рискую, и подали документы. В результате поступила на оба отделения, — рассказывает Алефтина.

Первый год на музыкальном был сложным и непривычным, несколько раз девушка хотела бросить обучение. Но поступило предложение поучаствовать в университетском конкурсе «Молодые таланты» и в Дне студента. В нем Алефтину Кобазеву приметила режиссер «Арт-Ритона» Галина Рева и предложила роль няни в мюзикле «Ромео и Джульетта».

Работа над проектом была интересной и даже авантюрной, в то время на сцене мюзиклы были редкостью. В компьютерном классе мы смотрели французскую постановку. Изучала примеры из других постановок различных театров: как няня двигалась, пела, вела себя. Галина Вячеславовна до сих пор шутит, что я настолько вжилась в роль, что до сих пор всех кормлю и за всеми ухаживаю в театре, — рассказывает актриса.

В те времена актеры сами себе шили костюмы для постановок. Алефтина вспоминает, что для создания сценического образа она накопила с двух стипендий деньги и за сутки со знакомой швеей они сшили платье. Так начинался «Арт-Ритон», а с ним и карьеры нескольких талантливых исполнителей. Многие из них продолжают играть на сцене даже после выпуска. Сегодня Алефтина Кобазева — солистка ансамбля «Оштен» Государственной филармонии Адыгеи, а также дает уроки вокала для начинающих исполнителей.

— «Арт-Ритон» — это часть моей души и творческой жизни. Работа в театре позволила мне вырасти в подаче музыкального материала. Каждое выступление для меня — словно прожитая маленькая жизнь. Меня закаляла студенческая сцена, потому что ты тут и поёшь, и произносишь текст, и танцуешь. Это развивает артиста, — говорит Алефтина.

Валентина Ломидзе

Фото: архив "Арт-ритона"
Фото: архив "Арт-ритона"

Ее амплуа — властные и зачастую влюбленные женщины, а ее голос отличается бархатным тембром. Как признается сама Валентина Ломидзе, с определенными актерскими образами ее объединяет собственная своенравность, независимость и оптимизм. Дедушка отвел ее в музыкальную школу в шесть лет. В том, что музыка — это ее предназначение, девушка не сомневалась никогда.

После Валентина проходила обучение в колледже искусств и Краснодарской консерватории. Но ввиду комплекса обстоятельств решила вернуться домой. В Институт искусств Адыгейского государственного университета актриса поступила по собеседованию.

Конечно, сначала было настроение не очень, ведь я оставила, как мне казалось, перспективный вуз. А потом это ушло, потому что, когда попадаешь на свое место, когда реализуешь себя, когда в тебя верят, тогда все получается. Поддержка и вера очень важны, и не только для артиста, но и для любого человека, — уверена она.

Галина Рева показалась девушке сначала очень строгой. Валентина занималась у нее фортепиано. Но позже поняла, что наставница — женщина мудрая и талантливая. С ней можно было поговорить не только об искусстве и науке. После окончания института в один из дней раздался звонок от любимого преподавателя с предложением принять участие в мюзикле «Ромео и Джульетта».

— Конечно, я согласилась. Все тогда сплотились, всем было интересно. Мы занимались, раскладывали песни на 3, 4, 5 голосов. Был такой ажиотаж, такой адреналин! Много работали над актерским мастерством, костюмы искали. А потом пошло-поехало, каждый год по проекту. Театр очень нас развил. Это бесценный опыт, когда ты работаешь с профессионалами, когда видишь свой рост и результат, — рассказывает Валентина.

Вдохновляют артистов идти дальше и не бросать искусство гастроли и конкурсы в России и мире, особенно если коллектив из маленькой республики привозит Гран-при международных фестивалей. И, привыкнув к развитию и победам, остановиться тяжело, признается артистка. Валентина Ломидзе теперь не только поет на сцене, но и учит эстрадному вокалу нынешних студентов АГУ.

Юрий Конжин

Фото: архив "Арт-ритона"
Фото: архив "Арт-ритона"

Он — главный герой постановок. На сцене Юрий исполняет роли Ромео, Прометея, Моцарта, Джордано Бруно.

Это иллюзия, — смеется актер. — Были у меня также и вторые роли, например во «Французском шелке». Хотя все наши роли здесь тяжело назвать второстепенными. Они все ценны по-своему.

Для актера, исполняющего главную роль в постановке, всегда отведено много времени, текста, песен и деталей. В ходе постановки необходимо раскрыть характер героя, продемонстрировать его отношение к жизни, философию. Как признается сам Юрий, роли второго плана исполнять не менее интересно. Как правило, это сложные, коварные, комичные и привлекательные персонажи.

Его карьера началась в 2007 году, когда вокалиста-школьника попросили спеть для номера на Студенческой весне. А в 2010-м, после поступления в университет, Галина Рева увлекла перспективного парня в постановку первого мюзикла по трагедии Шекспира. После громкого успеха Юрий остался с коллективом.

Каждый раз что-то новое. Новые высоты, новые роли. Или в песнях необычные, порой сложные моменты. Теперь уже у нас авторские мюзиклы. Вот это постоянное развитие и вдохновляет меня быть с «Арт-Ритоном» уже больше десяти лет. Это для души. Театр создавался на наших глазах. Галина Вячеславовна советуется со всеми нами. Сценарий они пишут с Терезой Цергой сами, а потом все вместе дорабатываем детали. Хочется сделать все идеально, — говорит Юрий.

Сейчас вокалист перешагнул исполнительские рамки. В творческой атмосфере захотелось созидать. Начиная с мюзикла «Крылья» по мотивам истории о Спящей красавице Юрий Конжин вместе с хореографом театра Татьяной Нестеренко пишет музыку к эпизодам. Доходило до того, что уже половина спектакля звучала его мелодиями. В планах — покорить зрителей следующей постановкой. Сюрпризом для них будут абсолютно перемешанные амплуа полюбившихся героев. А актеры смогут снова найти других себя, уверена руководитель «Арт-Ритона». И в этом не сомневается вся привыкшая к смелому творчеству труппа.

Полина РОМАНЕНКО.

20.12.2022 в 10:10