Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: yandex.ruФото: yandex.ru

Декабрь Кадыр очень любил. Это особый месяц, не похожий на другие. Месяц между угасающим годом и чем-то еще не родившимся. Старое не закончилось, а новое еще не началось. В декабре Кадыр любил выезжать в горы: здесь он чувствовал замедление времени, снежные вершины манили своей мощью, тишина словно поднималась из горных расщелин, а людская суета на фоне царственного величия казалась ему особенно мизерной. Декабрь — это время домашних вечеров, возни с внуками и долгих споров в аульских кунацких. О том, как 100 лет назад менялась жизнь адыгов зимой, — в материале Наимы Нефляшевой.

Больше огня

Огонь занимает особое место в традиционной культуре адыгов. Это сакральная субстанция, связанная и с мифологическим творением мира, и с повседневной жизнью.
Тема добывания огня присутствует уже в нартском эпосе адыгов. В одном из сюжетов — пожалуй, самом насыщенном и самом драматичном, связанном с добыванием огня для замерзающих в степи нартов, — Сосруко, главный герой нартского эпоса, берется спасти своих соплеменников. Сначала он сбивает стрелой звезду, нарты подставляют руки летящей к земле звезде, чтобы чуточку согреться, но она, искрясь огнем, потухла, падая на землю.

Затем между нартом Сосруко и обладателем огня великаном Иныжем разворачивается целая битва — одна из многочисленных битв в череде нартских ристалищ. Финалом их является последняя игра, когда Сосруко вводит Иныжа, «где сливаются потоки семи морей, в самое глубокое место океана, чтобы он не мог дна достать ногой…», и, наслав на него холод, семь дней и семь ночей замораживает его. Иныж, вмерзший в океанские льды, так и не смог вырваться из ледяного плена. А Сосруко, взяв огонь Иныжа, возвращается к нартам, таким образом спасая их от гибели.

Звезда, сбитая стрелой доблестного Сосруко, — это символ связи между небесным огнем и небесными телами. В домонотеистической картине мира адыгов земной огонь воспринимался как частица самого солнца, сброшенная с неба всесильным Тха, богом богов, во время грозы, а звезды — огненные частицы того же солнца, некогда по воле Тха рассыпавшиеся по небосводу. Бог грома и молнии Шибле, обходящий свои небесные владения на вороном жеребце, почитался адыгами особо.

Огню было принято отдавать его «долю» во время приготовления пищи, особенно при жарке мяса. Домашнее благополучие символически соотносилось с огнем очага. У черкесов на эту тему есть многозначные пословицы: горячую золу не выбрасывают ночью; ночью мусор не сгребают в углу у дверей, а сметают к печке или камину; плохо, если потухнет огонь в очаге.

Зима — это время долгих вечеров у огня домашних очагов, на которые собирались взрослые и дети. Этнограф М.Мусаева писала, что «эти посиделки у огня были первой школой воспитания у детей умения излагать свои мысли, школой обучения правилам речи, можно даже сказать «актерскому мастерству», которое в жизни иногда было необходимо»

Считалось, что ребенок, родившийся у очага, обладал большой жизненной силой, поэтому он способен противостоять любым вызовам судьбы. К очищению огнем прибегали во время эпидемий холеры и чумы. Скот прогонялся через вырытый тоннель, в котором был разведен ритуальный огонь. При этом очищающий огонь разводился не от очага, не зажигался от кремния или спичками, а добывался трением орешин. Считалось, что такой огонь, который употребляют только один раз, обладает силой, способной уничтожить любую болезнь.
Огонь домашнего очага играл большую роль в символическом поддержании стабильности семьи. Не случайно черкесы выработали систему табу в отношении огня домашнего очага — его нельзя осквернять, нельзя плевать в огонь, бросать в него зерна и злаки, употреб­лять в хозяйстве обгорелые части предметов, ворошить костер острыми предметами.

Огонь или очаг всегда упоминался в хохах (здравицах) на судьбоносных семейных событиях. Адыги считали достоинством умение обращаться с огнем, быстро разводить и поддерживать его, хранить и т.д. «Кто ладит с огнем, у того и в семье будет лад», — утверждает пословица.

Зима — это время долгих вечеров у огня домашних очагов, на которые собирались взрослые и дети. Этнограф М.Мусаева писала, что «эти посиделки у огня были первой школой воспитания у детей умения излагать свои мысли, школой обучения правилам речи, можно даже сказать «актерскому мастерству», которое в жизни иногда было необходимо».

Зимние запасы

Зимой менялась система питания. У черкесов осенью и особенно зимой в рационе преобладали мясо и мясные блюда, молочные продукты (в основном копченый сыр и кислое молоко), различные блюда из фасоли, тыквы. Например, у западных адыгов капуста и свекла, квашенные с перцем, как писал историк Хан-Гирей, а также квашеные тыквы, арбузы и дыни составляли «любимую пищу в зимнее время». Кстати, этнографы С.А.Арутюнов и Г.А.Сергеева подметили, что мясо у адыгов редко было повседневной пищей, в основном его использовали для зимних и военных запасов, а свежее мясо потреблялось главным образом в культовых и ритуальных ситуациях.

Заготовки на зиму делали и в других частях Северного Кавказа. Карачаевцы и балкарцы заготавливали сушеное мясо осенью впрок в огромных количествах, готовили колбасу из мяса крупного рогатого скота или из баранины и козлятины. Она могла храниться очень длительное время, не теряя своих вкусовых качеств.

Заготовки на зиму колбас были популярны и в Дагестане. Фарш изготовляли из лучших кусков мяса, мелко нарубленных топориком. Сушили и курдюк.
Согревались и специальными зимними напитками. Осетины в Северной Осетии пили зимой араку невысокой крепости в подогретом виде, что для осетинских массовых застолий на свежем воздухе как раз то, что надо. В осенние и зимние холода подогретая арака прекрасно согревала.

Карачаевцы и балкарцы готовили на зиму пиво и бузу. Г.Ю.Клапрот писал: «У них мало опьяняющих напитков, кроме пива и бузы. Пиво и бузу они изготовляют на зиму. В обыденные дни, кроме больших торжеств, пьют очень редко». В прошлом карачаевцы и балкарцы заготавливали айран впрок. На зиму айран заготавливали осенью из цельного молока. Молоко могло быть коровье, овечье или козье, но в основном это было коровье молоко, так как к осени козьего и овечьего становилось меньше.

У всех народов Кавказа на зиму были запасы меда и сухо­фруктов, они заменяли свежие и были достаточны для пополнения витаминами.

Какой могла быть памятка о зимних холодах?

Несколько лет назад Министерство внутренних дел Франции распространило листовку, в которой рекомендовало французам, как вести себя в связи с нагрянувшими холодами. А холода, по европейским меркам, во Франции случились тогда нешуточные — минус 4 градуса. Так вот, в листовке говорилось следующее:

«Очень холодно, низкая температура, будьте осторожны! Ограничьте свое нахождение вне помещения и не тратьте много физических усилий. Если вы все-таки вышли на улицу, наденьте несколько теплых вещей и не забудьте укутаться так, чтобы нос и рот были прикрыты шарфом. Не перегревайте помещения, в которых находитесь. Не блокируйте воздухозаборники в помещениях. Если вам нужно использовать личную машину, узнайте все о состоянии на дорогах и возьмите пакет для оказания скорой помощи. Будьте осторожны на тротуарах, там, где скользко». По распоряжению французских властей метро на время холодов были открыты круглосуточно, чтобы бездомные могли там переночевать и согреться, а полиция была обязана развозить им еду и напитки, чтобы они не замерзли.

Интересно, какой бы была подобная листовка для адыгов, если бы она гипотетически была напечатана в XIX веке? Наверное, такой:

«Пришла зима. Очень холодно. Не делайте из зимы проблему, но будьте осторожны в горах. Возможны сходы снежных лавин.

Не засиживайтесь дома, не превращайтесь в неповоротливых увальней, развалившихся на циновках и коврах только потому, что холодно. Не дайте вашим черкескам не сойтись на талии в следующий сезон.

Выходя на улицу, утепляйтесь. Доставайте из своих сундуков шали и шубы, зимние бешметы и теплые башмаки. Женщины и девушки, выбегающие из дома по снегу поболтать с соседкой, утепляйтесь вдвойне. Ведь, выйдя «на минуточку», вы вернетесь через час.

Всегда будьте готовы оказать первую помощь. Если кто-то упал и сломал ногу или руку, везите его к местным костоправам Азашиковым, и они не подведут.

Доставайте свои зимние припасы — копченое мясо, колбаски, квашеные овощи. Пейте горячие чаи из горных трав и кислое молоко.

Зима — не повод для паники. Пусть ваши дети играют в снежки, несутся с горок и учатся кататься на льду. Собирайтесь семьями у огня, навещайте родственников, будьте ближе друг к другу. Весна — уже скоро».

20.12.2022 в 09:58