Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: Артур ЛаутеншлегерФото: Артур Лаутеншлегер

Татьяна Никонова и Юрий Ка­ландырец среди более 500 жителей Херсонской области приехали в Адыгею. Сегодня они живут в пункте временного размещения вынужденных переселенцев в поселке Краснооктябрьском на базе «Турист». Как они осваиваются, какую помощь получили и какие планы строят на дальнейшую жизнь — в материале «СА».

С одной дорожной сумкой

Милая женщина с открытой улыбкой, как принято говорить, серебряного возраста. Она искренне выражала свои чувства, большая часть которых была наполнена позитивом и верой в лучшее.

— Я выезжала из Херсона одной из последних, когда почти вышли все сроки по эвакуации, тяжело было покидать свой дом и отправляться в неизвестность. Но выбирать не приходилось. Нужно было спасать свою жизнь. Уезжала уже в тот момент, когда на зданиях не осталось российских флагов. Просто складывала в сумку необходимое, понимая, что забрать многое не получится. Только документы, смену одежды, что-нибудь теплое. И быстро! — вспоминает Татьяна.

Она переживала, что ехала в неизвестность, но старалась себя утешать тем, что отныне ее жизни ничего не угрожает.

— Ночью мы вышли на освещенную площадь. И когда я увидела огромную надпись «Майкоп», просто зарыдала от счастья. Божий промысел это, не иначе! Родной, милый, любимый город, — делится женщина. — Здесь прошли мое детство и юность. Я здесь окончила 10-ю школу и медицинское училище. Потом вышла замуж, и вместе с супругом мы обосновались в Херсоне. И вот теперь пусть так трудно, но я вернулась домой! Теперь все обязательно будет хорошо.

Теряли надежду

По мнению Татьяны, до начала СВО большинство жителей русскоязычного города Херсона уже начали терять надежду на стабильную жизнь. Их житье-бытье сопровождалось изоляцией, страхом за свою жизнь. В 2013 году от тяжелой болезни ушел из жизни единственный сын. Лучиком, дарящим счастливые мгновения, стала единственная внучка, его дочь Даша.

От тягостных мыслей спасала работа. Татьяна трудилась старшей медицинской сестрой в детском саду. Ее знания и опыт были необходимы в это сложное время. По выходным обязательно посещала православный храм, пела на клиросе.

Я выезжала из Херсона одной из последних, когда почти вышли все сроки по эвакуации, тяжело было покидать свой дом и отправляться в неизвестность. Но выбирать не приходилось. Нужно было спасать свою жизнь

Она считала себя коренной жительницей Херсона. Там было все: отлаженная жизнь, работа, которой отдано более 40 лет, друзья, могила сына. И, конечно, уезжать не собиралась. Надеялась, что еще немного потерпит и все успокоится. Тем более что состоялся референдум о вхождении в состав России ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. Татьяна работала на нем в составе избирательной комиссии, разговаривала с жителями, разъясняла свою точку зрения, аргументировала.

— Город у нас небольшой. Все друг друга знают. И, конечно, тех, кто выбрал Россию, знают наперечет. Объявили бы охоту, а дальше… Можно только предполагать, как расправились бы со мной и такими же людьми. Но, к счастью, все это позади, — быстро переключается Татьяна. — Моя любимая внучка вместе с мамой находятся в Анапе, они чуть раньше меня эвакуировались. Там тоже отличные условия. Внучка уже посещает школу. Как только появится возможность, обязательно поеду повидать их.

Будущее в Майкопе

Свою дальнейшую жизнь наша героиня планирует связать с Майкопом. Считает, что обязательно найдет свое место, сможет, как и прежде, посещать храм, уделять время музыке, общению с родными, связь с которыми она не теряла все эти долгие 40 лет.

— В Майкопе живет мой брат Владимир и его семья. Он помогал мне, когда болел сын. А сейчас помогает обосноваться. Я уже получила жилищный сертификат, мы с братом выбрали квартиру. В настоящий момент документы находятся в стадии оформления, — делится своей радостью Татьяна Никонова.

А пока она ждет оформления права собственности, живет в гостиничном комплексе «Турист». Отмечает, что условия здесь замечательные: отличное питание, внимательные сотрудники, которые проявляют личное участие, помогают, просто поддерживают добрым словом.

— Отвлечься от тяжелых мыслей помогает возможность гулять, наслаждаться ландшафтом, просто любоваться красотами. Для нас проводились концерты и презентации блюд национальной кухни. Это так приятно, все люди здесь искренние. Мы общаемся с земляками, обсуждаем свои жизненные ситуации и помощь, которую получили от государства, и не устаем благодарить. Конечно, оставлять свой дом всегда тяжело, отстроить жизнь на новом месте сложно, но если возникла такая «стратегическая» необходимость, то мы справимся, — уверена Татьяна.

Переосмыслить жизнь

Фото: Артур Лаутеншлегер
Фото: Артур Лаутеншлегер

История Юрия Каландыреца насчитывает множество эпизодов, в которых ему приходилось рисковать собственной жизнью, здоровьем. Но он так привык, что иначе уже не сможет. Хочет быть нужным и востребованным на новом месте — в Адыгее, куда прибыл с супругой.

— Еще месяц назад мы жили в городе, с которым для меня связано все. А теперь стараемся адаптироваться в новых условиях. И обратно не вернемся, — рассказывает мужчина.

Дома, в Херсоне, Юрий был одним из тех, кого называли пророссийским. Большая часть его жизни была связана со службой — он полковник запаса. Юрий дважды побывал в Афганистане, ликвидировал последствия взрыва реактора в Чернобыле, служил участковым в милиции. Став пенсионером и ветераном, много времени уделял общественной работе в организациях «Союз советских офицеров» и «Ветераны Афганистана».

Ветеран Вооруженных сил говорит, что у него особый взгляд на ситуацию:

— Мы потеряли многое, бросили, оставили. Но разве это сейчас важно? Жизнь человека — вот самое главное. Жизни близких, внуков, у которых все впереди. Российские войска все равно вернут город. Вопрос в другом: в каком состоянии он будет? Там и сейчас тотально почти ничего нет; не думал, что фронтом станет наш Херсон. Но все к тому шло. И Украина готовилась, — считает Юрий.

Он говорит, что при российской власти в Херсоне начала налаживаться жизнь. Летом бюджетники и рабочие стали получать российские зарплаты, и уровень жизни в этих семьях вырос. Российская администрация озаботилась важными вопросами работы инфраструктуры: стали делать дороги, набирали сотрудников в жилищно-коммунальные организации — словом, старались наладить нормальное функционирование важных структур.

— Референдума мы ждали с нетерпением, хотя были, конечно, и те, кто верил в украинскую пропаганду, что российские войска — захватчики, но их было меньшинство. Злобное меньшинство, которое сейчас, оставшись в Херсоне, строчит доносы на соседей и сослуживцев, — рассказывает Юрий.

Мы справимся!

С середины октября, когда впервые появились слухи о возможной эвакуации, он уезжать не собирался. Но 9 ноября пришло сообщение на телефон о срочной эвакуации. Юрий собрал семейный совет. Решили, что ехать все же нужно, чтобы дальше жить в спокойствии.

На речной переправе добрались до Джанкоя, потом поездом МЧС вместе с другими вынужденными переселенцами прибыли в Майкоп.

— Здесь нас удобно разместили, приняли как родных. Город очень понравился. Мы с супругой хотим здесь остаться, — делится наш собеседник.

Все будет по-другому

Юрий уже начал активно выстраивать свой круг общения. Съездил и познакомился с руководством Совета ветеранов республики, предложил свои услуги — провести в последние дни декабря урок мужества, посвященный Афганистану, связался с общественной организацией «Боевое братство» из города Анапы. Для человека, который буквально месяц назад потерял все и полностью изменил жизнь, Юрий выглядит удивительно спокойным и рассудительным.

 Вынужденное переселение просто перевернуло прежние взгляды на жизнь. Раньше ведь как было? Копишь, откладываешь, в чем-то себе отказываешь. И тут в один момент понимаешь, что ничего взять с собой не сможешь. Теперь иначе смотрю на многие вещи. Вот получим жилищные сертификаты с супругой, купим жилье, и все будет по-другому: просто и спокойно! — сказал в завершение нашей беседы Юрий.
Галина Шевелева.

Комментарий

Зара Чич, заместитель директора Центра труда и социальной защиты населения, рассказала: 187 вынужденных переселенцев проживают в гостиничном комплексе «Турист». 186 человек уже получили единовременную выплату по 20 тысяч рублей. 62 переселенцам вручены жилищные сертификаты. В настоящий момент подготовлены документы на выплату 100 тысяч рублей.

22.12.2022 в 10:00
Возрастная категория материалов: 16+