Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: Наталья МальцеваФото: Наталья Мальцева

Какова природа философии и культуры адыгов? Об этом и многом другом можно узнать из недавно вышедшего энциклопедического издания «Адыгская (Черкесская) философия и культура». Автор — крупный ученый в области философии, культуры и социологии, профессор, доктор философских наук, основатель региональной научной школы социальных исследований Руслан Ханаху.

Уникальное издание

Перед нами оригинальное издание, в котором впервые анализируются и осмысливаются основные базисные элементы философии и культуры адыгов. «Адыгская (Черкесская) философия и культура» рассчитана на преподавателей, студентов и учащихся высших учебных заведений, колледжей, лицеев, гимназий, школ, а также на самые широкие круги российской интеллигенции и всех интересующихся адыгской (черкесской) философией и культурой.

Как говорится в предисловии, адыги известны в мире по внешнему этнониму «черкесы» и по внутреннему этнониму «адыги», «адыгэ». Это младописьменный народ, который имел в прошлом свою письменность, но она была потеряна в глубине веков. У адыгов богатая вербальная (устная) и нарративная (описательная) культура. Она выполняет большую роль в формировании философской и культурной традиций этноса.

Истоки философии

Размышляя о генезисе философии, русский философ С.Н.Трубецкой исходил из того, что философия есть, прежде всего, философия отдельного народа и возникает она в народе. Первоначальную метафизику каждого народа он усматривал в его религиозных представлениях и понятиях. Известно, что самый яркий философ античности Аристотель классифицировал науки как теоретические (метафизические) и практические, к которым он относил этику (этика — практическая или моральная философия). По мнению ряда авторитетных специалистов (к примеру, В.М.Макеева), практическая философия у адыгов возникла 2,5 тысячи лет тому назад и берет свое начало в недрах нартского эпоса и в других памятниках народного творчества.

Практическая философия адыгов заложена в его этике — адыгагъэ. Лексического аналога адыгскому слову «адыгагъэ» в русском языке нет. Смысл этого слова на русском может означать «адыгство», то есть единое неписаное и незыблемое следование общепринятому в этносе представлению о чести, благородстве, предназначении отдельного человека и общества в целом. Это и черты характера, свойственные всем адыгам. Этимология «адыгагъэ» восходит к самоназванию народа — адыгэ (адыги). Адыгство — это моральная философия этноса, его нравственный опыт и практика, а в сущности — сама культурная самоорганизация.

Софология

Как отмечает автор издания Руслан Ханаху, практическая философия, как хорошо забытое старое, в наше время получает новое направление. Ее сегодня называют «софологией» (Л.Е.Балашов) — «наукой о мудрости» в отличие от «философии» — «любви к мудрости». В эпоху современного глобального кризиса стали возрождаться традиции античной Греции и других народов. Возрождаются базовые приемы философского мышления: живой диалог, постановка вопросов, дебаты, что так любили делать адыги (черкесы) в хачещах (кунацких).

В широком смысле к практической философии относят тексты, речи, доводы, парадоксальные мысли и суждения, содержащие философскую аргументацию: мысли о витальности, о человеке, об отношении к миру и т.д. В таком значении адыгская (черкесская) практическая философия имеет богатую историю и традиции. Многие мудрецы — софосы адыгского этноса, просветители, писатели оставили вербальные и письменные материалы, имеющие практический философский смысл.

Сегодня наше общество начинает осознавать, что философия может непосредственно влиять на дела и судьбы людей, что философы могут работать с людьми подобно психологам, психоаналитикам, врачам, священникам. В свое время отец медицины Гиппократ утверждал, что хороший врач должен быть философом, а хороший философ — врачом, — говорит Руслан Ханаху.

Систематизация

Работа «Адыгская (Черкесская) философия и культура» выполнена в контексте практической философии и культурфилософии. Культурфилософия — это раздел философии, исследующий сущность и ценность культуры. В своей сущности она ориентирована на философское постижение культуры как универсального и всеобъемлющего феномена.

Необходимость создания такого энциклопедического издания вызвана различными причинами. Самая главная из них состоит в том, что в адыгской культуре пока нет фундаментальных и систематизированных философско-культурологических терминов, понятий, концептов. Адыги обладают большими философскими и культурными традициями, богатство которых насыщено морально-нравственными императивами, натурфилософскими коннотациями, экзистенциональными сюжетами, но они не систематизированы, не обобщены. Данная работа восполняет этот пробел.

Мной изучены материалы из истории, этнологии, философии, культурологии, религии, эпоса «Нарты», отечественных и зарубежных источников и экспедиций, которые прямо или косвенно касались проблем адыгской философии и культуры. Во время работы над энциклопедией было написано и обсуждено более 500 вариантов статей, терминов, 300 из которых вошли в настоящую работу, — отмечает Руслан Ханаху.

В энциклопедическое издание вошли также материалы из экологии, экономики, филологии, литературы, интерпретация которых носит философско-культурный подтекст. Ряд авторов, таких как Мурат Яган, североамериканский философ абхазо-адыгского происхождения, Х.Г.Тхагапсоев, Р.Г.Тугов, З.М.Бижева, А.Ю.Шадже, А.А.Шаов, В.Р.Бганба, З.К.Жанэ, М.А.Шенкао, Г.Х.Шенкао и другие, сделали серьезный шаг по институализации адыго-абхазской философии и культуры.

Многие материалы, которые впервые рассматриваются в данном издании, могут в будущем стать легитимными в гуманитарных науках. Конечно, многое будет зависеть от оценок читателей и специалистов. Хотелось бы особо отметить те материалы, автором которых является Мурат Яган, их достаточно много. Ряд из них носят спорный и дискуссионный характер, но в основном они эвристичны и аутентичны, — поясняет Руслан Ханаху.

Он отмечает, что, по утверждению З.К.Жанэ, книга Мурата Ягана «Амста Кябзе: наука космического восторга» в его переводе с английского языка «…первое полномасштабное письменное описание вербального (устного) дохристианского и доисламского адыго-абхазского учения времен великих нартов. Уорк (Оркъ) Хабзэ или Амста Кябзе (традиционные адыгская и абхазская этика и этикет) в течение многих тысяч лет являются духовной основой любого аспекта черкесского образа жизни — от мировоззрения и мироощущения до танцевальной и песенной культуры».

Научный подвиг

Действительно, благодаря Мурату Ягану древнее учение Амста Кябзе (Адыгэ Хабзэ) как нарративный (повествовательный) источник превратился в выдающийся письменный памятник. Как говорили древние, littera scripta manet (лат.) — написанное (пером) остается. Сам Мурат Яган писал: «Я родился и воспитывался в традиции Амста Кябзе (Адыгэ Хабзэ) и прожил в ней определенное количество лет (с 1915 по 2013 год). По странному стечению обстоятельств моей жизни я оказался первым и, возможно, последним человеком (точно не самым лучшим), который попытался изложить это знание в письменной форме, охватывая весь период его существования на Земле». Можно сказать, что кавказский Сократ (так зовут Мурата Ягана на Кавказе) превзошел греческого Сократа (считается, что Сократ после себя не оставил каких-либо письменных работ, позже это сделали его ученики), письменно оформив древнее учение адыгов и абхазов, тем самым совершил свой научный подвиг, — говорит Руслан Ханаху.

В издание включено большое количество статей об адыгских мудрецах-софосах, просветителях, а также адыгских и русских писателях, поэтах, среди которых классики русской литературы А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский и другие. Они внесли огромный вклад в осмысление адыгской (черкесской) культуры, ментальности, кавказского «духа».

Широко представлены материалы европейских и российских ученых и путешественников, которые в свое время познакомили своих соотечественников с изумительной красотой Кавказа и с его незаурядными народами, и с такой же незаурядной культурой.

Читатель встретится на страницах энциклопедического издания с такими учеными, как И.В.Мичурин, который был серьезно озабочен сохранением знаменитых черкесских садов для следующих поколений. Выдающийся ученый-генетик Н.И.Вавилов в 30-х годах прошлого века создал на территории Адыгеи Майкопскую опытную станцию Всесоюзного института растениеводства (ВИР). В свое время Н.И.Вавилов хотел создать на этой территории мировую коллекцию плодовых деревьев в живом виде. Другой ученый с мировым именем Ю.А.Жданов, долгие годы работавший ректором Ростовского госуниверситета (ныне ЮФУ), председателем Северокавказского научного центра, сыграл выдающуюся роль в становлении и развитии науки во всех республиках не только Северного Кавказа, но и всего Большого Кавказа. Особенно велики его заслуги в области философии и культурологии. Большой вклад в исследование всего многообразия адыгской культуры вносят современные исследователи, материалы которых помещены в данном издании.

Фундамент для работы

В энциклопедическом издании впервые введены термины, концепты, дефиниции, статьи, касающиеся адыгской (черкесской) философии и культуры. Дается объяснение тем понятиям, которые еще пока не получили широкого хождения и статуса научной легитимности. Они представлены на двух языках: русском и адыгском, но, когда нет аналога перевода по тому или иному термину, тогда смысл термина дается на одном из этих языков. В текстах, в названиях встречаются такие слова, которые не могут быть переведены ни на один язык мира, так как в культуре других народов эти понятия не проявляются в такой форме, как у адыгов, их только можно описать и объяснить.

В целом издание «Адыгская (Черкесская) философия и культура» имеет целью дать в краткой и ясной форме изложения прямые ответы на самый широкий круг вопросов, охватывающих все сферы адыгской практической философии и культурфилософии, а также сопредельные и смежные с ней отрасли знаний. Его выпуск — это первая научная попытка приоткрыть для мыслящего человека любой нацио­нальности сокровищницу философско-культурного мировоззрения адыгов, человека в нем, его души, его этноонтологии, которые накапливал древний адыгский народ в ходе своей духовно-культурной истории.

Хочу отметить, что это издание может служить платформой для дальнейшей работы и более глубокого изучения практической философии адыгов, философско-культурного наследия народа. Я благодарю всех, кто поддержал идею создания такой книги. А завершить презентацию издания хочу цитатой Белинского: «…определить мировоззрение народа — задача великая, труд гигантский, достойный усилия величайших гениев, представителей современного философского знания»,— отметил в заключение Руслан Ханаху.

Галина ШЕВЕЛЕВА.

21.01.2023 в 11:04
Возрастная категория материалов: 16+