Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: Артур Лаутеншлегер/САФото: Артур Лаутеншлегер/СА

Яков Андреевич Ткачев ушел на фронт в 1943 году. Воевал связистом в составе 57-го артиллерийского полка 95-й стрелковой дивизии 1-го Белорусского фронта. Дошел до Берлина. Награжден медалями «За освобождение Варшавы»,  «За отвагу», орденами Красной Звезды, Отечественной войны, медалями «За взятие Берлина»,  «За победу над Германией».

В начале войны Яков Андреевич Ткачев учился в школе фабричного обучения в Сталинграде. Но когда там начались боевые действия, его вместе с учащимися школы эвакуировали в Башкирию, в город Стерлитамак.

Нам дали сухой паек на 4 дня и ведро угля, посадили в вагоны-телятники с двойными нарами и буржуйками и повезли. Ехали месяц, хотя в мирное время этот путь можно было преодолеть за 4 дня. Но мы все время пропускали военные эшелоны, — вспоминает Яков Андреевич.

А в январе 1943-го он ушел на фронт. Но сначала попал в снайперскую школу. Жили в лесу, в бывших летних лагерях. В одной землянке размещалась целая рота.

Прошел подготовку снайпера, а воевать пришлось связистом. Эта специальность была более востребована в 57-м артиллерийском полку 1-го Белорусского фронта, куда попал после школы, — рассказывает ветеран.

В составе полка Яков Ткачев принимал участие в форсировании Днепра. Причем его дивизия первой из 1-го Белорусского фронта провела эту операцию в районе Могилева.

 Буквально за ночь был проложен понтонный мост, рядом с переправой были установлены зенитки, которые прикрывали перемещения наших войск. А часть пехоты переправилась на плотах. На другом берегу они заняли плацдарм и там держали оборону. Там же закрепился в дальнейшем и наш артиллерийский полк, и наши бойцы вели огонь из 76-мм пушки и 122-мм гаубицы, — вспоминает Яков Андреевич.

Основная его задача заключалась в ликвидации повреждения связи. После форсирования Днепра полку довелось столкнуться с немецким гарнизоном, который стремился с Могилева выйти на автотрассу Москва — Минск. Наши бойцы расположились недалеко, на колокольне церкви, с этого наблюдательного пункта передавали на огневую позицию координаты фашистов, и артиллерия не позволила немцам выйти на трассу.

После освобождения Белоруссии Яков Андреевич освобождал Польшу, дошел до Берлина.

Боевые действия были ожесточенными. Огонь велся прямой наводкой, с одного квартала мы обстреливали соседний. У немцев было большое скопление войск на улицах города, и они были хорошей мишенью для нашей артиллерии, — рассказывает Яков Андреевич.

Наступил момент, когда наши войска их полностью окружили: с одной стороны находился 1-й Белорусский фронт, а с другой — 1-й Украинский. Фактически эти два фронта взяли гитлеровцев в кольцо и уничтожили.

— Война — это страшно, смерть тебя может встретить буквально на каждом шагу. Мне приходилось под обстрелом восстанавливать связь. Один раз я попал под сильнейший обстрел и прыгнул в маленький окопчик. На меня прыгнул еще один солдат. А когда огонь прекратился, я обнаружил его убитым, — вспоминает ветеран.

За всю войну он ни разу не был ранен, но был контужен и потерял частично слух. Ветеран отмечен многочисленными боевыми наградами.

Владимир КИСЕЛЕВ

07.05.2023 в 10:48
Возрастная категория материалов: 16+