Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: Артур Лаутеншлегер/САФото: Артур Лаутеншлегер/СА

Театроведу, заслуженному деятелю искусств Адыгеи, члену Союза журналистов России Касею Алкесовичу Схаплоку 10 мая исполнилось 85 лет. «СА» публикует материал о его пути в профессию, вкладе в культурную жизнь республики и журналистику.

По совету дяди

Касей Схаплок родился в ауле Пчегатлукай, рос в дружной семье, где, кроме него, воспитывались еще четыре дочери. В Великой Отечественной войне на фронте погиб отец, детские годы пришлись на послевоенное восстановление разрушенной жизни. Прошло тридцать лет после окончания войны, прежде чем Касей и его младшая сестра разыскали братскую могилу в украинском селе Буряки, в которой был захоронен Алкес Схаплок.

В конце 1970-х годов Касей Схаплок стал директором Адыгейс­кого театра, состоящего из двух трупп — русской и адыгейской. Под его руководством театр вошел в список 10 лучших из 600 драматических театров России

Когда в 1957 году набиралась вторая национальная актерская студия в московский театральный институт, драматург, выпускник актерской студии ГИТИСа 1941 года фронтовик Гисса Схаплок посоветовал своему племяннику поступать в столичный вуз. В это время Касей учился на вечернем отделении филфака Адыгейского педагогического института и работал в областной газете. Так вместе со студией будущих актеров он отучился на театроведческом факультете.

Не ошибся Гисса Схаплок в выборе будущей профессии для племянника. Касей Алкесович учился в ГИТИСе хорошо, много бывал в театрах, набирая знания. Познавал профессию, читал, «дышал» общекультурной атмосферой в Москве периода оттепели.

Вернувшись в Майкоп, Касей Алкесович проработал в театре недолго. В дальнейшем его трудовой путь какое-то время был связан с журналистикой в газете «Социалистическэ Адыгей» и обкомом партии, где он был инструктором.

На новый уровень

В конце 1970-х годов Касей Схаплок стал директором Адыгейс­кого театра, состоящего из двух трупп — русской и адыгейской. Под его руководством театр вошел в список 10 лучших из 600 драматических театров России. План тогда был высокий — театр давал по 700 спектаклей в год.

В дальнейшем Касей Схаплок работал в должности заместителя генерального директора издательско-полиграфического объединения «Адыгея», заместителя начальника республиканского Управления по печати и массовой информации, заместителя председателя Комитета по печати и информации РА, начальника отдела в Министерстве национальной политики, печати и внешних связей РА, начальника регионального Управления Госкомитета РФ по печати в Республике Адыгея.

Касей Алкесович был верен профессии театроведа, писал в газетах статьи об Адыгейском театре и драматургии. Из-под его пера выходили статьи, рецензии, творческие портреты, обзоры театральных сезонов Адыгейского театра и статьи, посвященные гастролям разных приезжих трупп из Нальчика, Краснодара, Ростова, Махачкалы и других городов России.

Особую ценность его статьям придает профессиональный анализ театральной темы на родном адыгейском языке. В то время это было ново для региона.

Разножанровые публикации

Целый пласт культуры Адыгеи­ с точными названиями, датами, именами охватывают разножанровые публикации Касея Схаплока 1960-1980-х годов. По ним можно восстановить работу целого поколения культурных деятелей. В то время не было развитой системы электронных носителей. В этой ситуации тщательное и добросовестное описание спектакля способствует пониманию сценического искусства данного периода.

По статьям Касея Алкесовича можно реконструировать многие значимые постановки прошлого. Как пример можно привести рецензии на спектакли «Маленькая женщина» А.Евтыха, «Дочь Ганга» по мотивам романа «Крушение» Р.Тагора, «Даут» Г.Схаплока, в которых Касей Схаплок подробно описал мизансцены, декорации, приемы сценической игры актеров, грим, костюмы и т.д.

В публикациях на родном языке прослеживается попытка разработки театральной терминологии на родном языке — бесценный материал для исследователей, в котором чувствуется «живое дыхание» театра, восстанавливается игра актеров, их воздействие на публику, видны постановочные принципы и можно понять режиссерскую концепцию. И сделано это профессионально «вкусно», грамотно и тактично.

За годы своей деятельности Касей Схаплок опубликовал более 150 различных материалов о театре (большинство из них — свыше 100 — на родном языке). Это статьи в театральных журналах «Страстной бульвар» (Москва) и «Южный театральный вестник» (Ростов-на-Дону), в книге о театре «Годы. Спектакли. Судьбы» (Майкоп), альманахах «Литературная Адыгея» и «Зэкъошныгъ», газетах «Советская Адыгея», «Социалистическэ Адыгей» (затем — «Адыгэ макъ»), «Майкопские новости» и других, в том числе районных.

Множество интервью и материалов по популяризации театрального жанра было подготовлено с участием Касея Алкесовича на радио и телевидении Адыгеи. Неоднократно театровед выступал организатором общественных дискуссий и зрительских конференций о новых постановках, проблемах театра и национальной драматургии, а также принимал участие в творческих встречах в библиотеках и школах Адыгеи.

За годы своей деятельности Касей Схаплок опубликовал более 150 различных материалов о театре (большинство из них — свыше 100 — на родном языке)

На протяжении ряда лет Касей Алкесович выступал бессменным участником жюри различных театральных фестивалей, как профессиональных, так и самодеятельных. Это Межрегиональный фестиваль адыго-абхазских театров «Наш кавказский меловой круг», где наряду с московскими критиками он оценивал уровень театров республики и участников из других регионов и зарубежья, Региональный фестиваль детских театров «Зазеркалье» и другие фестивали.

Награды

Знания Касея Схаплока как эксперта по вопросам культуры и искусства были востребованы в работе Комиссии при главе РА по Государственным премиям в области науки, литературы и искусства, а также Общественного совета по культуре и искусству Министерства культуры Адыгеи, председателем которого он являлся в последние годы. Он также принимал активное участие в работе коллегии Минкультуры РА.

Касей Алкесович Схаплок награжден медалью «За доблестный труд», почетной грамотой Госкомитета РФ по печати, многочисленными благодарностями и грамотами, медалью «Слава Адыгеи», является членом Союза журналистов России.

Автору этой статьи путевку в профессию также дал Касей Алкесович, с его легкой руки и по его рекомендации я отучилась в Ленинградском театральном институте на театроведческом факультете. Таким образом, традиции изучения теории и практики театрального дела, заложенные Касеем Схаплоком, продолжаются в следующем поколении.

Надежный тыл

Сегодня Касей Схаплок находится на заслуженном отдыхе. Интеллигентный, высокообразованный человек с манерами аристократа, он живет в окружении обожаемых внуков, в любви и уважении дочери Марзет — кандидата педагогических наук, начальника управления научной деятельностью МГТУ.

Уникальные знания и опыт Касея Алкесовича востребованы, его перо служит культуре республики по сей день. В истории Адыгейского театра есть неоценимый вклад Касея Схаплока, который он внес в развитие этого вида искусства. Есть в этой истории и объемная персональная страница, вбирающая в себя целую эпоху воссоздания послевоенного театра, основания профессии на родном языке и подчеркивающая значимость его труда театроведа и театрального критика.

С юбилеем, Касей Алкесович! Пусть хранит Вас Всевышний, даруя еще многие лета жизни и творчества!

Светлана ШХАЛАХОВА,

театровед, заслуженный деятель искусств РА, член Союза театральных деятелей РФ и Союза журналистов РФ.

12.05.2023 в 11:07
Возрастная категория материалов: 16+