Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: Алла ЗагуменноваФото: Алла Загуменнова

Издревле у адыгов каждый мужчина, отправляясь в путь, брал с собой черенки любимых плодовых, которые прививал на дикорастущих деревьях. Искусство прививки передавалось из поколения в поколение. Дикорастущие плодовые леса Кавказа дожили и до наших дней. Сегодня некоторым деревьям больше 200 лет, но они по-прежнему дают хороший урожай. Однако ученые бьют тревогу: старинные деревья на грани истребления. За ними не ухаживают, их вырубают, жгут траву на территориях, где они растут. Неужели наше поколение — последнее, кто видит это уникальное явление? О старо­адыгских сортах яблонь и груш и о том, как сохранить черкесские сады, «СА» рассказала преподаватель МГТУ Нурет Кудаева. Вопросу изучения адыгского садоводства она посвятила более 20 лет.

В поисках сортов

В научной литературе отмечается, что культура садоводства на Западном Кавказе очень древняя и насчитывает свыше трех тысяч лет. В 1934 году знаменитый советский биолог и селекционер Иван Мичурин дал высокую оценку адыгейским сортам плодовых растений.

Одним из первых ученых, кто провел фундаментальные исследования черкесских садов и сортов, был доктор сельскохозяйственных наук, профессор Кубанского сельхозинститута Нух Тхагушев. Он опубликовал 55 научных работ, в том числе монографии «Адыгские (черкесские) сорта яблони и груши», «Орехоплодные Краснодарского края» и «Адыгейские сады».

Дело по сохранению исторического наследия черкесов продолжила Нурет Кудаева.

Фото: архив Нурет Кудаевой
Фото: архив Нурет Кудаевой

Поиском староадыгских сортов яблонь и груш она совместно с доктором сельскохозяйственных наук, профессором МГТУ Ириной Бандурко начала заниматься в середине 90-х годов. Почему именно яблони и груши? Эти плодовые деревья — долгожители, в отличие, например, от персика или сливы.

Импульсом для проведения исследовательской работы послужило постановление Кабинета министров Адыгеи «Об утверждении программы сохранения и использования генетического фонда «старых черкесских садов» и дикоплодовых деревьев и кустарников на территории РА», принятое в 1996 году.

В Адыгее старые черкесские сады сохранились в районе водопадов Руфабго, поселков Тульского, Каменномостского, Усть-Сахрая, станиц Абадзехской, Новосвободной и Даховской Майкопского района, а также на территории Кавказского заповедника

В итоге группа ученых МГТУ совместно с сотрудниками ВИРа, иностранными коллегами и отдельными энтузиастами провела серию экспедиций в районах скопления старых деревьев по Северному Кавказу, в том числе на Черноморском побережье. Сама Нурет Кудаева родилась в этих краях — в ауле Псебе Туапсинского района.

— Я росла среди изобилия груш и яблонь и даже не представляла, что эти деревья древних сортов и что со временем им понадобится защита от вымирания, — делится она.

Черкесские сорта яблонь и груш отличаются высокой урожайностью, хорошей сохранностью и высокими вкусовыми качествами.

— Наша семья, как и соседи, целое лето собирала урожай, сдавала его на заготовительные пункты, часть фруктов шла на сушку, а то, что оставалось на деревьях осенью, оставляли для себя, — рассказывает преподаватель.

В доме у адыгов была неотапливаемая комната. Зимой людей там не селили, зато яблоки, по словам Нурет, прекрасно сохранялись в этом помещении до следующего года, когда поспевал новый урожай.

Больше тонны яблок с дерева

В ауле Псебе, как и в целом на Кавказе, наиболее распространенным сортом яблок был и остается «агуемый», или «миевин», или «черкесский розмарин». Название имеет еще как минимум 10 синонимов на русском и адыгейском языках, что говорит о популярности и повсеместном выращивании сорта. Такое дерево плодоносит в сентябре и октябре и может дать до 1600 кг яблок за сезон! Плоды сочные и ароматные, в спелом виде ярко-желтого цвета.

Благодаря экспедициям ученые смогли записать все сохранившиеся сорта с указанием мест, где они растут, и подробным описанием. Среди них — «псыбэшхъэмый», или «синап черкесский сладкий», «алэм», «хэкошъэмый», или «мамайское красное», «гошемый», или «яблоко княжны», «нажъукъомый», «мыехафэ», «босэмый».

Многие названия сортов отражают их местное происхождение. «Мокоонугокуж» в переводе с адыгейского означает «груша поры сенокоса». «Бжелякокуж» — «груша из Бжеляко» (название местности с.Пляхо, Туапсинский район). «Псебашхамий» — «яблоко из долины реки Псебе». Нередко названия сортов носят имя человека. Например, «нажъукъомый». Первая часть слова «Нажъ» обозначает мужское имя. Некий Нажъ привил дикую яблоню и первым принес этот сорт в аул, таким образом увековечив свое имя.

Эти и еще множество других распространенных и редких сортов яблонь, а также сорта груш Нурет Кудаева и Ирина Бандурко описали в своей книге «В поисках староадыгских сортов яблони и груши». В нее также вошли имена садоводов-любителей. Например, в ауле Большой Кичмай Лазаревского района Сочи живет Мадин Хушт, который знает все старинные деревья в лесу, что находится рядом. Он владеет искусством черкесской прививки и активно пользуется знаниями — прививает деревья и дома, и в лесной местности. Молодой садовод Хазрет Ешук из Новобжегокая Тахтамукайского района Адыгеи для сохранения естественных гибридов яблони и груши самостоятельно исследует лесные массивы в окрестностях своего аула, выделяет лучшие по качеству плодов деревья и сохраняет их прививками.

Секреты предков

Каким способом прививают деревья адыги? У молодой дикой яблони или груши срезается верхушка, в стволе делается небольшой надрез, куда вставляется черенок культурного дерева. Размер ствола «дички» и черенка может быть одинаковым. Ствол у дикого дерева более тонкий, чем у культурного, при этом у «дички» мощная корневая система. За счет этого черкесские сорта такие урожайные.

А вот вопрос о происхождении черкесских сортов груш и яблонь до сих пор остается спорным. Ученые отмечают, что на формирование сортимента груши оказали влияние сорта груши туркменской, а также сорта, завезенные по торговым путям Древнего мира из Средней и Малой Азии. Это также могли быть наиболее ценные формы дикорастущей груши кавказской или естественные гибриды между завезенными сортами и грушей кавказской. Формирование сортимента яблони могло происходить по аналогии.

Дело чести

По словам Нурет Кудаевой, в Адыгее старые черкесские сады сохранились в районе водопадов Руфабго, поселков Тульского, Каменномостского, Усть-Сахрая, станиц Абадзехской, Новосвободной и Даховской Майкопского района, а также на территории Кавказского заповедника.

Ежегодно близ водопадов Руфабго проводится этнографический фестиваль, посвященный черкесской груше. Гости пробуют национальные адыгские блюда из этого фрукта и совершают восхождение к лесным насаждениям древних плодовых деревьев.

В давние времена уход за ними для адыгов был не просто увлечением, а делом чести. Они засаживали деревьями аллеи вдоль дальних дорог, чтобы путешественники могли отдохнуть в тени и утолить голод вкусными фруктами.

Выручали деревья и представителей современного поколения. Один из жителей поселка Каменномостского рассказывал Нурет Кудаевой, что его семье яблони и груши помогали выживать в тяжелые времена. Его бабушка и дед сушили фрукты и сдавали их. На вырученные деньги кормили семью. И такая история не единственная.

— Хочется возродить популярность любительского садоводства, приобщить к этому делу как можно больше молодежи, — отмечает исследователь.

Возрождаем традиции

Одной из последних находок Нурет Кудаевой стал старый яблоневый сад в районе Усть-Сахрая Адыгеи. Также в апреле она посетила Тороповский сад в районе ущелья Мишоко. В этой долине порядка 70 грушевых деревьев.

— Я осмотрела 20 деревьев и сделала неутешительный вывод: пять из них полуживые, три дерева совершенно сухие. Если в течение 3-5 лет на сад не обратить внимания, то он может погибнуть. Необходимо оздоровить деревья: обрезать сухие ветки, убрать омелу, заняться корневой системой. В регионе есть специалисты, способные провести эту работу, — говорит Нурет Кудаева.

Еще одна проблема, которая заботит специалиста, — выжигание травы. Люди таким образом избавляются от сухостоя, при этом не задумываясь о том, что вместе с травой уничтожают и вековые, и молодые привитые деревья, не говоря уже о насекомых и мелких животных, погибающих в огне.

Осенью прошлого года в Адыгее появилась инициативная группа, в которую вошли ученые, энтузиасты, увлеченные темой старых черкесских садов, и представители региональной общественной организации «Туристическая Адыгея». Существуют маршруты, включающие знакомство туристов с садами, дольменами и другими памятниками культуры и археологии на территории республики. Экскурсоводы чаще других посещают места, где растут старые деревья, и хотят больше знать о них, чтобы делиться информацией с туристами.

Фото: разнообразие плодов груши кавказской - образцы коллекции МОС ВИР
Фото: разнообразие плодов груши кавказской - образцы коллекции МОС ВИР
Фото: разнообразие плодов груши кавказской - образцы коллекции МОС ВИР
Фото: разнообразие плодов груши кавказской - образцы коллекции МОС ВИР

В планах у инициативной группы — создание новых туристических маршрутов и карты, на которой будут обозначены древние сады.

— Это даст полное представление о том, какие деревья нуждаются в помощи. Сегодня многие из них находятся на территории частных владений, нередко это земли, где расположены гостиницы. Собственники распоряжаются деревьями по своему усмотрению. Эти старые насаждения нуждаются в охране, — считает Нурет Кудаева.

Она не унывает и говорит, что шансы на сохранение генофонда и возрождение традиционного адыгского садоводства в регионе есть. Тем более что возрождению, сохранению и защите черкесских садов уделяет внимание глава Адыгеи Мурат Кумпилов. Он считает, что наравне с уже известными брендами республики эти сады должны стать еще одной визитной карточкой региона.

Надежда ШРАМ.

16.05.2023 в 10:26
Возрастная категория материалов: 16+