Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: Артур Лаутеншлегер/САФото: Артур Лаутеншлегер/СА

В полицию Адыгеи за май поступило 51 сообщение о мошенничестве на 12,4 млн. рублей. Кто-то повелся на интернет-инвестиции. Кого-то обманули «по классике» — убедив перевести деньги на якобы безопасные счета. А кому-то повезло еще меньше: на них оформили кредиты. По данным проведенного опроса в телеграм-канале «СА», 85% когда-либо сталкивались с телефонными мошенниками, а 10% стали жертвами и потеряли деньги. О резонансных случаях и новых схемах — в материале «СА».

Приложения для денег

Правоохранители заявляют: дистанционное мошенничество сейчас является одним из самых распространенных видов противоправных действий, регистрируемых на территории региона.

— Наблюдается заметный рост использования аферистами мобильных приложений удаленного доступа. Только за май подобным образом более десяти граждан потеряли в общей сложности 1,8 миллиона рублей, — комментируют в пресс-службе МВД по Адыгее.

Самая крупная потеря — у 65-летней пенсионерки. В удаленном режиме мошенники списали у нее 571 тысячу рублей.

Схему уже можно назвать стандартной: женщина приняла звонок от неизвестных абонентов, которые представились ей финансовыми работниками. Они сообщили, что ей срочно нужно «защитить» свои накопления в банке от незаконного посягательства на них аферистов. Выполняя четкие инструкции, женщина установила на свой телефон неизвестное ей мобильное приложение. Эта программа позволяет в удаленном режиме управлять счетами.

Решив проверить информацию, потерпевшая все же обратилась в отделение банка. Однако к тому времени мошенники не только перевели более 500 тысяч рублей из ее сбережений, но и оформили на нее кредитную карту, с которой также списали еще 71 тыс. рублей.

 Другой распространенный способ заключается в переводе денег (чаще всего, предварительно взятых в кредит) на так называемый безопасный счет. Под данным предлогом в прошлом месяце 18 человек перечислили мошенникам 5,7 миллиона рублей, — комментируют в ведомстве.

Один из примеров: 26-летний мужчина на протяжении двух месяцев переводил посторонним людям крупные суммы, которые сам же брал взаймы у банка. Потерпевший не сразу понял, что оформленные им задолженности так и не были погашены. А когда все же узнал об этом, сумма перечисленных мошенникам средств уже превысила миллион рублей.

Интернет-инвестиции

Крупный ущерб понес 58-летний житель Кошехабльского района. Около месяца назад он перешел по одной из ссылок в Интернете и оставил анкету со своими данными на одном из сайтов, где предлагался легкий способ заработка — онлайн-инвестиции.

С мужчиной действительно вскоре вышли на связь и озвучили ему четкие инструкции, как следует начать зарабатывать. Первые вложения он производил осторожно, небольшими суммами. Спустя всего несколько дней потерпевший увидел, что его виртуальный счет внезапно увеличился в несколько раз. Интернет-кураторы, выходившие с мужчиной на связь, подтвердили, что его инвестиции сработали успешно. После этого доверчивый гражданин с полной уверенностью в правильности своих действий направился в банк, чтобы оформить на себя сразу несколько кредитов. Все полученные деньги — 1,5 миллиона рублей — он, не задумываясь, перечислил на указанные счета.

Эти инвестиции по отображающимся в интернет-приложении данным тоже оказались удачными. Ощущение финансового успеха сохранялось у мужчины ровно до тех пор, пока он не принял решение перевести свой полученный заработок с виртуального счета на реальный — банковский.

Тогда же обманутого инвестора под различными предлогами стали просить внести новые суммы. На эти уговоры мужчина не поддался и после отдельной консультации с юристом все же решил обратиться в органы внутренних дел.

Еще один потерпевший с похожей историей — 47-летний житель Тахтамукайского района. Он искал способы заработка в Интернете и прошел регистрацию на одном из сайтов.
На связь с мужчиной вышли неизвестные, которые предложили ему заключать выгодные торговые сделки в режиме онлайн и получать за это прибыль. Потерпевший согласился. Его общение со «специалистами» продолжалось на постоянной основе. Размер первой инвестиции составил 10 тысяч рублей. Затем деловые предложения от незнакомцев стали расти. Полностью доверившись им, мужчина последовательно совершил порядка шести переводов — от 50 до 100 тысяч рублей каждый.

Когда же речь зашла о том, чтобы забрать прибыль, заработанную на многочисленных «успешных» сделках, онлайн-кураторы пояснили потерпевшему, что для этого необходимы дополнительные расходы. Обманутый инвестор поверил мошенникам и в этот раз, переведя дополнительно 45 тысяч рублей. Однако результата за этим не последовало. Решив изучить отзывы о данном приложении в Сети, мужчина пришел к выводу, что связался с мошенниками. На момент обращения в полицию сумма потерянных средств составила 556 тысяч рублей.

— Аферисты, наживающиеся таким образом за счет своих жертв, нередко создают поддельные сайты или приложения. Когда доверчивый гражданин совершает денежный перевод, он зачастую думает, что его средства переводятся на некий виртуальный счет. В действительности это не так. Все переведенные деньги сразу же оказываются в руках мошенников, в то время как баланс, отражаемый в приложении или на сайте, легко контролируется нечестными модераторами, — рассказали в МВД.

Известия об успешном заработке посредством инвестиций сообщаются обманщиками с одной-единственной целью: заставить свою жертву внести на посторонние счета новые суммы. Если этого не происходит, рабочий аккаунт потерпевшего удаляется без возможности восстановления.

Другой потерпевший — 23-летний житель региона. Он получил информацию от незнакомцев о том, что мошенники якобы пытаются оформить на него кредит. Чтобы обезопасить себя, молодой человек взял заем в 95 тысяч рублей и направил эти деньги на якобы «безопасный» счет. То, какую ошибку он совершил, молодой человек выяснил во время личного визита в банк.

Еще одна жертва — 71-летняя пенсионерка. Она разместила в Сети объявление о поиске мастера для ремонта ванной комнаты. На связь с женщиной вышел неизвестный, который согласился помочь. При этом живого контакта между сторонами так и не состоялось — рабочий и заказчица длительное время общались по видеосвязи. За это время мужчина успел получить от потерпевшей предоплату в 25 тысяч рублей, а затем еще 29 тысяч — якобы на стройматериалы. Когда же связь с мастером внезапно оборвалась, женщина поняла, что ее обманули.

Все еще активно используют мошенники «старую» схему, когда давят на людей тем, что кому-то из родных срочно нужна помощь. Под предлогом увода родственников от уголовной ответственности за совершенные ими ДТП один из аферистов выманивал у пенсионеров крупные денежные суммы. В числе потерпевших оказались 69-летняя женщина и 86-летний мужчина. Общая сумма ущерба — 303 тысячи рублей.

Новые схемы

Все озвученные выше примеры — это уже почти «классика». Такие факты в сводках МВД появляются, увы, регулярно. Но мошенники не останавливаются и выдумывают все новые и новые виды обмана. Буквально на прошлой неделе россиян предупредили о новой мошеннической схеме.

Аферисты стали обзванивать целые семьи в России, пытаясь их убедить под разными предлогами перевести свои средства на счета злоумышленников, сообщила пресс-служба ВТБ.
Как пояснили в банке, мошенник звонит потенциальной жертве, представляясь работником банка или сотрудником правоохранительных органов. Он сообщает, что средства клиента якобы могут похитить злоумышленники и необходимо срочно принять меры по их спасению. В случае отказа «сотрудник» переходит на более агрессивную манеру общения и угрожает позвонить родственникам собеседника, чтобы через них донести важность и правдивость своих слов.

— Далее он действительно связывается по телефону с ближайшим кругом потенциальной жертвы — это могут быть родители, супруг (супруга) или дети. Их стремятся убедить в реальности угрозы и просят повлиять на своего родственника, чтобы тот принял меры для «спасения» своих или семейных средств от кражи, — рассказали в банке.

Мошенники используют для обмана уже распространенные темы — оформление заявки на кредит, проведение сомнительных операций по картам и счетам в кредитной организации, изменение финансового или доверенного номера телефона в банке, перевод средств на «безопасный» счет и другие.

Если раньше мошенники звонили якобы от имени членов семьи, сообщая о случившемся форс-мажоре и необходимости перевода денег для его урегулирования, то теперь сами активно используют имеющиеся контакты родственников.

— В результате с угрозами и вымогательством сталкиваются уже целые семьи, — добавили в банке.

Такое агрессивное психологическое воздействие может привести к опасным ситуациям и выводу средств в гораздо более крупных размерах, так как при такой схеме мошенники угрожают всему семейному бюджету.

Что делать?

Что рекомендуют специалисты, чтобы не стать жертвой мошенников? Не стоит обсуждать с посторонними людьми свое финансовое состояние. В случае необходимости решения каких-либо проблемных вопросов всегда нужно настаивать на личной встрече с сотрудниками правоохранительных органов или самостоятельно обращаться в банк.

Отдельного понятия «безопасный» счет в финансовой сфере не существует. Если вы сохраните свои персональные данные втайне, ни один мошенник не сможет добраться до ваших счетов. Самостоятельное оформление кредита в целях защиты — еще одно распространенное заблуждение.
МВД также призывает бдительно относиться к своим реквизитам, а также мобильным устройствам, на которых имеется прямой доступ к сбережениям. Получая заработную плату или другие виды дохода, нужно максимально контролировать суммы своих ежедневных расходов. На постоянной основе проверять балансы сберегательных счетов и пластиковых карт.

Если на вашем телефоне установлено банковское приложение, постарайтесь максимально ограничить свой мобильный от посторонних людей. Защитите устройство дополнительным паролем, который будет известен только вам. При совершении безналичных покупок в сети Интернет, вводя данные своих карт, следите за тем, чтобы данные ваших реквизитов не сохранялись на сторонних ресурсах.

Обнаружив неконтролируемую потерю денежных средств, постарайтесь незамедлительно обратиться в финансовое учреждение, чтобы выяснить причину списания. Звонить нужно на официальные горячие линии банков. Также стоит сообщить о произошедшем в полицию по телефону 02 (с мобильного — 102).

Юлия МЕЛЬНИКОВА.

06.06.2023 в 09:14
Возрастная категория материалов: 16+