Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: Алексей ГусевФото: Алексей Гусев

Национальный театр имени И.С.Цея Театрального объединения Адыгеи успешно выступил со спектаклем «Шыу маф» («Всадник счастья») по пьесе Тимура Дербе на фестивале «Кубань театральная» в Краснодаре. Постановка получила сертификат на право показа на сцене Центрального Дома актера им.А.А.Яблочкина в сезоне 2023/24 гг. в Москве. Спецпризом «За вдохновенное воплощение национального характера» жюри отметило исполнителя главной роли Азамата Хуадокова. О себе, театре, любимых книгах и актерской профессии он рассказал «СА».

— Когда я окончил Московский государственный институт культуры (режиссура театрализованных представлений), решил вернуться в Майкоп, поближе к семье. Устроился в театр. У меня была бешеная энергия. Готов был творить, не спать ночами, работать сутками напролет, непрерывно соприкасаться вообще с искусством. Но случился такой момент, что я практически 2 года был без ролей. Мне не успели их дать, доверить. А потом еще пандемия началась. Это было сложно, словно ты себя не чувствуешь, какое-то вялотекущее существование, не знаешь, куда выплеснуть энергию, где найти возможности.

К тому же при распределении ролей ты надеешься, ждешь, видишь себя в роли, которая в итоге не достанется, — было морально трудно. Это очень сильно влияет на уверенность, начинаешь копаться в себе, сомневаться в своих силах, думать, что профессионально в чем-то слаб. Конечно, я свою профессию очень сильно люблю, но при этом не хотелось становиться лишним грузом для театра. Ролей не было, перспективы вообще не видел, а энергию некуда было девать.

Я очень хочу сыграть отрицательного героя, персонажа, вызывающего жуткие эмоции, гнев, презрение! Найти противоположную глубину, которая способна вытащить другого меня как актера. Хочу, чтобы зрители пережили весь спектр эмоций, чтобы был какой-то конфликт в восприятии

Но я решил, что не буду отступать, что даже если у меня нет сейчас возможности проявить себя, то она обязательно появится, и в таком случае я должен быть готов к тому, чтобы не облажаться. И все это время я работал над собой, постоянно совершенствовал свои навыки. Что-то новое узнавал, читал много литературы, профессиональные книги. Было иногда эмоционально тяжело, но шла плодотворная работа, которая очень сильно мне помогла, потому что, когда мне выпала возможность проявить себя, я включился по максимуму. Смог воспользоваться шансом, и я очень сильно благодарен тем людям, кто мне его дал.

— Каковы три главных качества в актерской профессии, по мнению Азамата Хуадокова?

— Для меня первостепенным является трудолюбие, умение постоянно работать, быть в процессе, тратить столько энергии, сколько есть, и даже больше. Трудолюбие — это еще быть постоянно учеником, всегда чему-то учиться у других, наблюдать за своими партнерами, находить что-то новое в своих образах, не останавливаться на том, что сделано. Допустим, есть роль, она хорошо сыграна, и все — можно успокоиться? Нет! Всегда можно найти какие-то нюансы, постоянно совершенствовать свой образ, делать его лучше и свежее. Процесс поиска всегда развивает актерские навыки и инструменты. Это и сценическая речь, и пластика, и умение держать себя на сцене, существовать в роли, быть идеальной частью общей картины.

Второе — воображение. Уметь нестандартно мыслить, видеть глубже, выходить за рамки обстоятельств и привычных смыслов, видеть мельчайшие детали. Когда ты работаешь над образом, деталь, которая на первый взгляд незначительна, в комплексе — важная собирательная часть образа. Мне кажется, что это тоже основополагающее в нашей профессии.

Третье качество — это пластика тела, умение выразить свои эмоции через тело. Чтобы даже один правильный взмах рукой мог передать эмоцию. Это одно из средств выразительности, через пластику ты помогаешь собрать весь образ, повадки и особенности, жесты, создаешь полную картину персонажа для зрителя, это своего рода невербальное общение. И все это зритель воспринимает и чувствует очень тонко.

— Если говорить о книгах, литературе и тяге к чтению, что наиболее близко?

— Мне очень нравится Ремарк. «На западном фронте без перемен», «Три товарища», «Черный обелиск» — это очень атмосферные истории, мне они по душе. Также мне нравятся книги, где есть много символов, где не говорится все напрямую, а заставляет думать, размышлять и фантазировать. Например, Франц Кафка и его творчество. История, описанная в «Превращении», мне очень понравилась — такая литературная аллегория, заставляющая задуматься о том, что есть человек на самом деле. Нравится еще роман-антиутопия Джорджа Оруэлла «1984». Открытием для меня был Харуки Мураками и его «Страна Чудес без тормозов и Конец Света». Это то, что во многом повлияло на какую-то мою философию, мой взгляд на мир.

И конечно, Лермонтов! Я им очень вдохновлен. Одно время прямо зачитывался его произведениями.

— Творчество Лермонтова, в котором сочетались острые социальные темы с философскими мотивами и личными переживаниями, оказало огромное влияние на многих других поэтов и писателей. Что именно тебя цепляет, если исходить из позиции чтения на публику, почему тебе как актеру его творчество близко?

— Это еще со школьной скамьи. Начиная с «Белеет парус одинокий…» и заканчивая «Утесом». Нравилось, как все звучит, сразу рисовал образы, представлял то, что в тексте, в своем воображении. Однако в школьные годы мы же совсем не понимали того, что изучаем, не до конца вникали. А сейчас я нахожу много смыслов, порой и кровоточащие раны перекладываю на ситуации, жизнь. Представляю, что, например, парус — это я.

— Увы! Он счастия не ищет и не от счастия бежит…

— Да-да-да. Или в конце: «А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой!» — это же все о жизни. Читаю и пьесы. Одной из первых была «Медея» Еврипида — сильное произведение, неоднократно перечитывал его. Еще «Трехгрошовая опера» и «Кавказский меловой круг» Брехта мне нравятся, чеховские «Чайка», «Три сестры» и «Вишневый сад». Вообще, литературы много не бывает.

— Твою работу высоко оценили эксперты и театральные критики — жюри фестиваля «Кубань театральная». Как итог —получил спецприз за роль Шумафа. Понятно, что это далеко не предел, но еще два года назад, как ты говоришь, был без роли, а у тебя эмоции были совершенно противоположные тем, что испытываешь сейчас. Как тебе такие эмоциональные качели?

— У меня ощущение, что я исполняю сейчас одну из самых важных ролей в своей актерской жизни. Во-первых, потому что история связана с нами. У нас, адыгов, очень древняя и богатая история, есть такие события, в которых мы принимали участие, но, увы, мало кто об этом знает, особенно молодое поколение. У меня есть возможность не только изучать это, но и быть частью постановок, которые просвещают нашего зрителя. Нельзя забывать свои истоки, своих предков, события, через которые мы прошли и в чем принимали участие. И, кстати говоря, о том, что я много читаю, хочу дополнить, что взахлеб зачитываюсь нашими сказаниями и легендами, очень нравятся персонажи из эпоса, особенно то, как они описываются и воспеваются.

— Вопрос не про героев и героизм, а про саму эмоцию. Шумаф — персонаж, который кажется очень чистым по отношению к своей истории, традициям, родине, по отношению даже к тем, кто над ним вершит суд. По законам эпоса он настоящий герой, несущий свет, вызывающий гордость у любого, кто за его историей наблюдает, сопереживает. А вот если бы у тебя была другая роль, скажем злодея.

— О-о-о… Я очень хочу сыграть отрицательного героя, персонажа, вызывающего жуткие эмоции, гнев, презрение! Найти противоположную глубину, которая способна вытащить другого меня как актера. Хочу, чтобы зрители пережили весь спектр эмоций, чтобы был какой-то конфликт в восприятии… Через отрицательный персонаж можно вытаскивать человеческое нутро и пороки. Когда такое выплескиваешь, в жизни становишься совершенно другим. Это же все о жизни, ведь все человеческое нам не чуждо. В каждом из нас есть в разной степени все эти оттенки. Их хочется прожить на сцене, чтобы не проживать в реальной жизни. Выплеснуть гнев и злость в работе. Спектакль «Женихи», например, вообще для меня был новый жанр. Я, кажется, не играл в комедии до этого. Очень рад, что мне дали такую возможность. Надо вообще попробовать себя в разных жанрах и ролях, абсолютно в разных. А юмор сам словно неосязаемый — никогда не знаешь, какой момент покажется зрителю смешным. Выступая на разных площадках, понимаешь, насколько и зритель тоже разный. То, что тебе кажется простым, вызывает порой бурю эмоций. Я пытаюсь таким образом нащупывать в процессе все тонкости в повадках Шихама — своего героя.

— Если бы ты не был актером, кем бы тогда стал?

— Это очень сложный вопрос, потому что даже не знаю, кем я мог бы стать. В детстве мечтал, наверное, как и многие, стать футболистом. У нас не было ни телефонов, ни компьютеров. Мы бегали с утра до вечера и гоняли мяч. Но кем бы еще я стал, мне сложно сказать. Ощущение, что я на своем месте. Просто я некоторое время не чувствовал, что моя профессия нужна. Когда появились роли, все внутри так загорелось, что не могу просто словами передать, что испытываю сейчас.

Я очень счастлив, потому что занимаюсь любимым делом. Раньше мне казалось, что быть актером просто. Это не так. Это не просто — выучил текст, выходишь, говоришь и уходишь. Войти в роль, пропустить через себя, вызвать эмоции, передать энергию, донести смысл, порой без слов, — это настоящее искусство и целая наука. Профессия очень сложная и не для всех. Когда я окончил 9 класс, меня пригласила Сара Халидовна Ачмиз. Я попытался поступить на театральное отделение в колледж искусств, попробовать свои силы в актерской профессии. Сара Халидовна открыла мне не только двери в эту сферу, но и меня самого. Также моими проводниками в театр были Светлана Шхалахова, Станислав Сиюхов и многие другие.

После окончания колледжа я решил, что продолжу обучение, поехал в Москву. Семья была в шоке, они не ожидали, мы заранее это не обговаривали. Я просто за один день принял решение. Хотя родные и были немного обескуражены, но никто не препятствовал. Я поступил в Московский государственный институт культуры на режиссера театрализованных представлений, попал в мастерскую к Мерабу Шотаевичу Махарадзе. Он очень многое в меня вложил. Я полюбил свою профессию со всеми ее сложностями. Мы очень долго работали над пластикой, над умением выражаться без слов. Мне все это помогает и в жизни, и я не перестаю учиться, совершенствоваться. Мы действительно очень много работаем. Обычно зрители этого всего не видят. В моем окружении были люди, которые меня не понимали: «Да что вы там делаете?! Поплясали, попрыгали, проговорили текст и ушли. Что тут сложного?!»

Когда я выхожу из театра, это не значит, что театр из меня тоже выходит. Я постоянно думаю о своей роли. Работа не заканчивается, «домашняя работа» идет всегда. Когда анализирую своего героя, репетирую дома, все время думаю, как он скажет тут, как это будет выглядеть в действии, где и что можно еще добавить. При этом воображаю и партнеров, с которыми я в действии. Моментами вскакиваю в три часа ночи — и давай пробовать. И, конечно же, многое было найдено в темное время суток, когда не мог уснуть, потому что очень вовлечен…

Беседовал Адам АЧМИЗ.

МЕЖДУ ТЕМ

Национальный театр имени И.С.Цея со спектаклем «Шыу маф» стал участником XVI Международного театрального фестиваля «Науруз», который проходит с 5 по 11 июня в Казани. Показ состоялся в Татарском государственном театре драмы и комедии им.К.Тинчурина.

08.06.2023 в 11:06
Возрастная категория материалов: 16+