Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: архив семьи БаркиныхФото: архив семьи Баркиных

Виталий Баркин в мастерской со своей работой «Бюст Пушкина»

19 июня исполнилось бы 85 лет со дня рождения заслуженного художника Республики Адыгея Виталия Фомича Баркина. Об основных вехах его жизненного пути и творческих изысканиях — в материале «СА».

Зачем приходит в этот мир художник? Показать нам его во всем многообразии? Научить ценить красоту и заботиться о его целостности? Сколько бы вопросов мы ни задавали себе и ни искали на них ответы, во всей полноте вряд ли сможем дать емкое и точное определение, потому что миссия художника многогранна. Виталий Баркин, чья жизнь и творчество, по счастью, связаны с Адыгеей, выполнил эту миссию достойно.

Выбор судьбы

Вехи биографии Виталия Фомича — это вехи становления будущего художника. Родился он в 1938 г. в поселке Красная Заря Комсомольского района Ивановской области, где его отец работал прорабом на одном из торфодобывающих предприятий. Затем был переезд на Урал. Отец будущего художника стал работать на Басьяновском торфопредприятии Верхне-Салдинского района Свердловской области, именно здесь семья Баркиных осела надолго, практически навсегда. Именно здесь дитя войны — маленький Виталий впервые взял в руки карандаш. И на обрывках плотных обоев, оберточной бумаге, чистых незаполненных листах бухгалтерских книг он начал рисовать. Рисовал постоянно, когда выпадала свободная от родительских поручений минутка, а таких мгновений, нужно сказать, было немного. Виталий был старшим из четырех сыновей Фомы Артамоновича и Федосьи Ивановны, и на нем лежали многие хозяйственные заботы, в том числе воспитание младших братьев.

Осложняло занятие любимым делом — рисованием, без которого он не мыслил даже в детстве свою жизнь, и полное непонимание родителями увлечения своего сына. Отец сжигал в печке его рисунки, а когда Виталий самовольно, без одобрения родителей, поступил в Уральское училище искусств в Нижнем Тагиле, приехал и забрал документы.

Но надо отдать должное силе характера Виталия: он вернул документы в училище и начал учебу. Помощь в овладении будущей профессией оказывал лишь школьный учитель рисования, отмечая талант и трудолюбие своего ученика. Таким непростым и тернистым было начало творческого пути будущего мастера. После блестящего окончания художественного училища Виталию Баркину, единственному из всех выпускников, была предоставлена возможность провести персональную выставку. Его имя как молодого, талантливого художника прогремело на всю Свердловскую область.
Окрыленный успехом, полный надежд на триумф, Виталий Баркин отправился в Москву поступать в знаменитую Суриковку. Первая попытка стала неудачной — его не приняли. Он писал экзаменационные работы лихо, с размахом, по-современному. А как оказалось, на вступительных экзаменах нужно было показать владение академическим стилем. Ему не оставалось ничего, кроме как вернуться в Тагил и пойти работать учителем черчения и рисования в вечерней школе, подрабатывая разукрашиванием новогодних шаров на одном из городских предприятий. Все это время он усиленно готовился к поступлению в вуз, и вторая попытка увенчалась успехом.

Учился молодой студент с удовольствием и весьма успешно. Недаром его, одного из немногих, выбрал для продолжения учебы в своей творческой мастерской мэтр советской живописи Борис Владимирович Иогансон.

После окончания учебы на факультете станковой живописи Московского государственного художественного института имени В.И.Сурикова молодой талантливый художник Виталий Баркин Адыгейским обкомом КПСС в 1967 году был приглашен на работу в Майкоп — для усиления коллектива Адыгейских художественно-производственных мастерских. Все дальнейшие годы работы — а это свыше полувека — были наполнены для художника творческими изысканиями, поиском своего пути, утверждением своего видения традиций и новаторства в изобразительном искусстве.

Первый успех

Первым большим успехом, принесшим молодому живописцу всесоюзную и международную известность, стало создание в 1969 году монументального полотна «Здравствуй, Земля!», посвященного первому космонавту планеты Юрию Гагарину. Картина демонстрировалась на зональной выставке «Юг России» в Ставрополе. Она открывала экспозицию и была встречена небывалым для мероприятий такого рода явлением — аплодисментами зрителей, членов зонального выставкома и коллег по профессиональному содружеству.

Полотно прямо с выставки было приобретено Министерством культуры РСФСР. В настоящее время оно хранится в фондах Краснодарского художественного музея им.Коваленко.

В конце 1960 — начале 1970 гг. состоялись первые персональные выставки художника Виталия Баркина в Майкопе и Краснодаре.
В 1974 году Виталий Баркин был принят в члены Союза художников СССР. В 1996 году ему было присвоено звание заслуженного художника Республики Адыгея.

За годы работы в Майкопе в его произведениях проявились талант и мастерство живописца, воспитанного в лучших традициях русского изобразительного искусства. Характерной особенностью творчества художника является создание больших серий живописных полотен, философски осмысляющих жизнь, отражающих течение времени, изменение человека в меняющемся мире и своего отношения к нему. Глубокая и эмоционально насыщенная характеристика времен года содержится в живописной серии «Из моего окна». Итогом поездки на Академические репинские и творческие дачи Союза художников России на озере Байкал стало создание художественных серий «Моя Россия», «По Байкалу», «Отражения».

Широкое признание московских ценителей изобразительного искусства сделало возможным для Виталия Баркина участие в выставке, посвященной Дням культуры Адыгеи в Москве в 1996 году, и его персональную выставку в Государственной Думе РФ в 2010 году.

В 2011-м он стал дважды лауреатом в номинациях «Живопись» и «Портрет» на межрегиональном конкурсе профессиональных художников «Биеннале-2011» в Краснодаре.

В 2014 году при содействии Северокавказского филиала Государственного музея искусства народов Востока Виталий Баркин стал участником выставки «Искусство быть первым» — «Спорт в русском изобразительном искусстве», которая была размещена на виртуальном филиале Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Произведения вошли в коллекцию лучших работ российских художников. 13 живописных портретов и рисунков Виталия Баркина хранятся в виртуальных фондах крупнейшего художественного музея России.

Четыре работы из этой коллекции также экспонировались на Всероссийской художественной выставке в Сочи, приуроченной к зимней Олимпиаде-2014.
Дважды — в 2014 и 2015 годах — Виталий Баркин принимал участие в конкурсах, организованных фондом Михаила Шемякина в Майкопе, и дважды становился лауреатом конкурсов «Дети в искусстве» и «Каллиграфия и текст как образ в искусстве», которые фонд проводил совместно с Северокавказским филиалом Государственного музея Востока.

Показатель мастерства и зрелости художника Виталия Баркина — его персональные выставки, которые, по его мнению, были своеобразным отчетом перед любителями и ценителями изобразительного искусства. И он неустанно работал над новыми произведениями для новых экспозиций.

Универсальные работы

За 50 лет плодотворной творческой деятельности у Виталия Баркина состоялось 18 персональных выставок в Майкопе, Кошехабле, Краснодаре, Болгарии (Тырговиште), Венгрии (Балатон), США (Портленд), Москве (Государственная Дума РФ). Он участник десяти всесоюзных и всероссийских художественных выставок. Его работы экспонировались в центральных выставочных залах Москвы (на Кузнецком Мосту, в Манеже, на ул.Усиевича, на ул.Горького (ныне Тверской), в Новой Третьяковке, Крымский вал), Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Ставрополя, Ростова-на-Дону, Краснодара, Волгограда, Нальчика, Сухума. Его произведения приобретены Министерством культуры РСФСР и Департаментом культуры Краснодарского края и находятся в фондах краевого художественного музея имени Ф.А.Коваленко, галереи «Сантал», Национального музея РА, Северокавказского филиала Государственного музея искусства народов Востока, Картинной галереи Министерства культуры Адыгеи, в частных отечественных и зарубежных коллекциях.

В 2014 и 2015 годах состоялись тематические персональные выставки художника в Национальном музее Адыгеи. На первой из них — «Невольницы судьбы», которая стала реализацией гуманитарно-художественного проекта художника «Отверженные», была представлена серия из 40 портретов женщин, отбывавших наказание в одной из исправительных колоний Майкопа. Выставка имела большой успех на региональном и федеральном уровнях. О ней был снят фильм краснодарского телевидения «Такая жизнь».

Вторая выставка «Писатели России: духовная связь поколений» была посвящена Году литературы в стране. На ней были представлены портреты российских писателей от Пушкина до наших дней. К 200-летию великого русского поэта Виталий Баркин создал свою Пушкиниану — серию из более чем 50 живописных и графических портретов, рисунков, этюдов и набросков, скульптур, раскрывающих величие творчества и глубину личности солнца русской поэзии.

Способность художника соединять в своем творчестве всечеловеческий и природный универсализм с реалистической манерой письма — как особенность авторского стиля — была отмечена критиками и искусствоведами при официальном представлении картин художника в известной американской галерее искусств Четвинд Степлтон: «Работы Виталия Баркина универсальны, потому что он, ко всему прочему, реалист».

Последнее — универсальны — представляется ключевым в оценке творчества художника. Нет ничего универсальнее, а значит, полнее и целостнее, чем реализм мастера в художественном сотворении собственной картины мира.

Валерия ЛОМЕШИНА

При подготовке статьи использовались материалы, предоставленные семьей и коллегами Виталия Баркина.

 

20.06.2023 в 11:34
Возрастная категория материалов: 16+