Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: Артур Лаутеншлегер/САФото: Артур Лаутеншлегер/СА

В современных условиях сотрудники Госавтоинспекции не только регулируют дорожное движение и пресекают нарушения правил, но и проводят большой комплекс различных мероприятий по вопросам безопасности. В преддверии профессионального праздника инспектор дорожно-патрульной службы Адыгеи капитан полиции Алексей Тернавщенко рассказал «СА» о специфике работы.

Семейная династия

Алексей вырос в семье сотрудника милиции и с самого детства планировал связать жизнь со службой в силовых структурах. Его отец Виктор Леонидович всегда говорил ему, что служба в МВД — это настоящая мужская профессия, требующая полной самоотдачи, силы духа, физической выносливости.

— В детстве очень гордился своим отцом. Помню, как примерял его фуражку, а на новогодний утренник в детском саду и вовсе пришел на елку в костюме милиционера. А еще в памяти сохранилось то, как эта фуражка постоянно съезжала с головы, — делится воспоминаниями инспектор.

Его отец большое внимание в воспитании уделял и физической подготовке сына. После школы Алексей поступил на спортивный факультет Адыгейского государственного университета. А после его окончания счел правильным поступить на службу в силовые структуры.

С благодарностью Алексей Тернавщенко вспоминает свои первые шаги в профессии и поддержку опытного наставника — Андрея Викторовича Скобченко.

— Он учил меня правильно заполнять документы, проводить осмотр места ДТП и в первую очередь — по существу общаться с водителями и нарушителями правил дорожного движения, — рассказывает Алексей.

Сохранять бдительность

По его словам, главное в таких случаях сдержанно и корректно донести до нарушителя то, что выписанный ему штраф — это не самоцель для сотрудника автоинспекции, а предупреждение дорожно-транспортного происшествия.

— Работа инспектора ДПС — не из легких. Но она полностью соответствует моим представлениям и характеру. И жуликов приходится ловить, и пьяных водителей останавливать, чтобы не натворили беды, и людям на дороге помогать, — рассказывает Алексей.

Такая работа подразумевает еже­дневное выполнение поставленных задач, общение с людьми, рейды и дежурства. По мнению Алексея, единственное, к чему трудно привыкнуть, — это к виду аварий с пострадавшими.

— Нужен особый склад характера, чтобы посвятить себя этой профессии. Не секрет, что сотрудникам нашего ведомства нередко приходится рисковать здоровьем и жизнью ради безопасности других людей, жить в режиме включенности 24 на 7, переносить на ногах жару и холод, контролируя безопасность дорожного движения, — уверен Алексей.

Проверки на трассах

Алексей признается, что зачастую водители начинают спорить, стараются всячески вовлечь сотрудников ДПС в конфликт. Но инспектор должен сохранять спокойствие, вежливо разъясняя гражданам законность своих действий, вид совершенного нарушения, размер штрафа, где и когда нужно его оплатить и в какие сроки можно обжаловать постановление. По его словам, ключевым навыком в такой работе выступает стрессоустойчивость.

— Работа с людьми, которые далеко не всегда рады встрече с тобой, предполагает очень крепкие нервы. В любой ситуации инспектор обязан сохранять выдержку, а также в совершенстве знать и следить за соблюдением действующего законодательства, — говорит Алексей.

По его словам, лето — горячая пора для сотрудников ДПС. Особенно в выходные дни. В это время молодежь любит «полихачить». Это касается не только водителей, но и пешеходов.

— Одни ездят, как хотят, другие дорогу переходят, где им заблагорассудится. Зимой чуть проще — в вечернее время движения практически нет. И все-таки присутствие на дороге экипажа ДПС дисциплинирует водителей — снижается скорость, убираются сотовые телефоны, пристегиваются ремни безопасности, — резюмирует инспектор ДПС.

Алексей Тернавщенко уверен, что сознательных водителей, ежедневно соблюдающих правила дорожного движения, все-таки намного больше. Он также рассказал, что у сотрудников существует определенный регламент работы. В частности, инспекторы, анализируя поток автомобилей, могут остановить машину, если при виде сотрудника ДПС водитель вдруг начинает перестраиваться, резко тормозить или ускоряться.

— Это значит, что он чего-то испугался. Если у водителя все в порядке, он не будет нервничать, — поделился опытом работы Алексей Тернавщенко. — После двадцати трех лет работы я таких водителей безошибочно вычисляю — даже в плотном потоке машин. Это приходит с опытом.

Сложнее всего, по словам Алексея, приходится общаться с нетрезвыми водителями, которые, уже будучи принявшими алкоголь, не утруждают себя пешей прогулкой, предпочитая проехаться «с ветерком». Чаще всего эти товарищи агрессивны и склонны к побегу от инспекторов.

— Некоторые бегут, причем в прямом смысле. Не останавливаются по требованию инспектора, пытаются скрыться от погони, понимают, что бесполезно, выскакивают из автомобиля и бегут… Догоняем, конечно. В погоне за нарушителем мы действуем согласно регламентирующим нормативным правовым актам — с включенными световыми и звуковыми сигналами. Есть и те, кто, убегая от нас, за рулем гонят «по полной». Но, как правило, до первого же столба, — делится своими наблюдениями за поведением нарушителей правил дорожного движения Алексей Тернавщенко.

За время службы в ГИБДД он заочно окончил юридический факультет АГУ, дважды был в служебных командировках в горячих точках. Имеет несколько благодарностей от руководства ГИБДД МВД России по Адыгее. В прошлом году за достижение высоких показателей в служебной деятельности капитану полиции инспектору ДПС Алексею Тернавщенко была вручена медаль МВД России «За боевые заслуги».

Каждый раз, заступая на службу — на свое очередное дежурство, Алексей не знает, какой маршрут ему выдадут для патрулирования сегодня и что принесет ему новый рабочий день. Но хочется на­деяться, что он будет спокойным — в плане безопасности на дорогах республики.

Валерия ЛОМЕШИНА.

03.07.2023 в 10:47
Возрастная категория материалов: 16+