Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: Иларион ПрасоловФото: Иларион Прасолов

На фронтах СВО маскировочные сети доказали свою высокую эффективность в скрытии бойцов, позиций и техники от вражеских дронов и тепловизоров. За последние несколько месяцев спрос на них вырос. Народный вклад в снабжение армии маскировкой неоценим — граждане нашей страны объединяются и создают волонтерские центры по производству камуфляжных сетей. Один из таких центров с говорящим названием «Надежный тыл» находится в Майкопе, на станции переливания крови.

Найти вход в помещение, где работают волонтеры, оказалось задачей не из легких. Вы не встретите ни гротескных баннеров, ни громоздких указателей — лишь пластиковая дверь белого цвета и маленькая бумажная вывеска с надписью «Надежный тыл».

На потолке старого актового зала сонно гудит большой вентилятор. Его томное сопение похоже на спокойную мелодию, которая дополняет атмосферу кропотливого ручного труда, царящую в помещении. Все углы заставлены рулонами спанбонда (специальная синтетическая ткань. — Прим. ред.) разных оттенков зеленого цвета. Посередине зала стоят козлы — на них плести сети гораздо удобнее и быстрее. Рядом — маленький квадратный столик с нехитрой конструкцией из бруска и нескольких лезвий от канцелярского ножа. Здесь длинные полотна ткани распускают на тонкие полосы — из таких и создается основной камуфляжный рисунок.

— Чаю? — по-матерински предлагают женщины-волонтеры: они бережно подвязывают пучки переливающихся в солнечном свете лоскутков к сетям. Даже во время работы они не забывают о вежливости и гостеприимстве — старая добрая традиция.

— Пункт по плетению сетей здесь появился не так давно, — рассказывает председатель объединения «Надежный тыл» Елена Ширинова. — Раньше он располагался по улице 8 Марта в подвальном помещении, рядом с теннисным клубом, а потом одна из наших волонтеров, работающая здесь, на станции переливания крови, предложила перебраться к ним в актовый зал. До этого здесь было пусто.

Пункты по плетению маскировочных сетей работают во всех районах Адыгеи. Неравнодушные жители республики собираются везде, где возможно, даже во дворах собственных домов. С материалами и оборудованием волонтерам помогает «Народный фронт».

— Сети плетут все желающие, — рассказывает координатор «Народного фронта» Республики Адыгея по работе со СМИ Екатерина Косьяненко. — У нас в республике действуют 15 пунктов, часть из которых организована прямо в домашних хозяйствах. Люди собираются после работы, и все от мала до велика плетут сети — очень сильно желая помочь фронту. Мы стабильно получаем все новые и новые запросы о помощи с открытием новых пунктов — помогаем и с помещением, и с материалами. Приятно видеть, как люди объединяются под знаменем общего дела.

Запросы на маскировочные сети идут с передовой сотнями. На фронте они жизненно необходимы — из-за используемых украинскими боевиками разведывательных дронов спрос на маскировку резко вырос. Сетями накрывают блиндажи, траншеи, военную технику. Камуфляжное полотно — это большая шапка-невидимка, укрывающая солдата не только от «глаз» вражеских беспилотников, но и от тепловизоров. Человека, находящегося под маскировочной сетью, увидеть через них не получится.

Женщины терпеливо продевают нарезанные ленты в ячейки растянутой дели, иногда смеясь и перекидываясь парой слов, а после вновь возвращаясь глазами к сети. Плетение для них — это не вынужденная необходимость, а сокровенная материнская молитва. Они вкладывают ее в каждый стежок, передавая свое кроткое «спаси-сохрани» всем бойцам, которые находятся на передовой и ежедневно сталкиваются со смертью лицом к лицу. Здесь, в тылу, ведется борьба не менее важная, чем на фронте.

— На плетение каждой сети уходит около 12 часов, — продолжает Елена. — Активисты «Народного фронта» привозят все необходимое, а мы выполняем всю остальную работу: сначала делаем нарезку спанбонда, а потом вручную оплетаем ею дель — основу маскировочного полотна. Расцветка камуфляжа зависит от ландшафта местности, поэтому цвет и рисунок подбираются отдельно под каждое направление.

Перерыв. Щедрые руки ставят на стол кружки, разливают по ним холодную воду, кофе и зеленый чай. Волонтеры любезно подсовывают тарелку и предлагают перекусить вместе с ними — от кусочка сладкого пирога не отвертеться. После перерыва женщины вновь приступают к работе. Готовую маскировочную сеть они расстилают на полу, пристально рассматривают камуфляжный рисунок и ищут «плеши», которые потом заделывают свернутыми в пучок лоскутками.

— Трава, — поясняют они, улыбаясь.

Готовые сети активисты отвозят на передовую самостоятельно и передают их лично в руки бойцам. Обратная связь не заставляет себя долго ждать: в течение пары дней солдаты записывают видеообращения и благодарят волонтеров за помощь. Такая поддержка важна для защитников Родины. Через каждую переданную на фронт маскировочную сеть воины чувствуют, что они не одни, а за них беспокоится вся страна.

— Процесс плетения — это, прежде всего, объединение людей, — объясняет Елена, не отвлекаясь от работы. — Это солидарность с российскими солдатами, которые сейчас находятся на фронте. В этом и заключается наш патриотизм. В конце концов, кто, если не мы?!

Елена широко улыбается. Женщины растягивают на козлах новую дель. Их любящие руки вновь бегают от ячейки к ячейке, вплетая в сеть переливающиеся полоски ткани и родительские молитвы.

Иларион ПРАСОЛОВ.

10.07.2023 в 12:32
Возрастная категория материалов: 16+