Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: РЕМШФото: РЕМШ

В июне у студентов-биологов факультета естествознания АГУ завершилась учебная практика по орнитологии. Практика длилась 12 дней, студенты изучали птиц в условиях кубанского варианта высотной поясности (на территории Адыгеи), а в течение последних трех дней обучающиеся занимались изучением жизни птиц в Имеретинской низменности. Полевая научная работа — неотъемлемая часть подготовки любого профессионального исследователя природы. О том, как обучаются будущие специалисты-биологи, рассказала старший преподаватель кафедры физиологии АГУ Евгения Михайловна Еднич.

— Как проходила практика студентов в Имеретинской низменности?

— В рамках этой практики студентам выпала возможность побывать в уникальном месте субтропических низин и болот Колхиды. Эта территория — единственное место в России, которое не изменилось с древнейших времен. Студенты работали «в полях», занимались исследованием жизни птиц в естественной среде обитания и особенностей их перелетных путей. С ними мы посетили Сочинский национальный парк, Кавказский биосферный заповедник и дендрологический парк «Южные культуры», а также побывали в исследовательских лабораториях центра «Сириус», где сосредоточена большая часть научных умов страны. Студентам довелось пообщаться с высококвалифицированными специалистами-биологами, обменяться с ними опытом наблюдений.

— Почему в качестве предмета последней практики была выбрана именно орнитология?

— Для будущего специалиста-биолога орнитология — это, прежде всего, возможность накопить бесценный полевой опыт, который впоследствии позволит им быть конкурентоспособными. Особенно это пригодится в северных и восточных регионах нашей страны, где популяции птиц разных видов очень велики. Хороший специалист-биолог обязан обладать знаниями во всех сферах науки, которую он изучает, в том числе и в орнитологии. К тому же птицы сами по себе очень интересны как объект исследований еще с незапамятных времен. Человек издревле смотрел в небо и завидовал их возможности парить над землей, их бесконечной свободе.

— По какой системе оценивается практика?

— Непосредственно «в полях» студенты собирают всю необходимую для отчета о практике информацию: проводят наблюдения и фиксируют их в дневник, коллекционируют необходимые образцы флоры и фауны. Все собранные ими данные оформляются в виде научного доклада, который презентуется на отчетной конференции. Многие ребята начинают копить информацию для своих докладов еще до начала практики, получая весь нужный им материал из различных научных работ и документов. Это очень помогает им в процессе исследований на природе — они знают, что и где искать.

— Куда идут коллекционные образцы, собранные во время практики, после ее окончания?

— Обычно образцы мы сохраняем в научном фонде факультетского зоологического музея, который был создан как раз для сохранения собранного био­материала. Коллекции хранятся очень долго, поэтому в фонде можно увидеть образцы, собранные более 60 лет назад. Они являются эталонными, потому мы часто их экспонируем, проводим выставки. Также некоторые коллекции передаются по запросу в школы и краеведческие музеи.

— Участвуют ли студенты в научных экспедициях вне практики?

— Конечно! Такие экспедиции организуются в рамках научных школ и не связаны по времени с практической подготовкой. В них могут участвовать как ученые, так и заинтересованные студенты нашего факультета. Для обучающихся подобные мероприятия — не просто дополнительная практика, а полноценная работа по специальности. По окончании экспедиции студенты становятся соавторами объемных исследовательских отчетов и статей наравне с профессорами и докторами наук.

— Используются ли в процессе исследования природы передовые технологии?

— Да, используются. В процессе обучения и практики мы пользуемся общедоступными информационными базами данных, в которых собраны результаты современных исследований. Наука быстро развивается, и особенно актуальны работы за последние 5 лет. В рамках программы «Приоритет 2030» нами были приобретены современные 3D-сканеры, благодаря которым мы получили возможность оцифровывать коллекционные образцы. Не так давно популярность стала набирать биоинформатика, значительно ускоряющая процесс изучения информации, полученной методами наблюдения. К примеру, на кафедре информационных технологий АГУ специально для нашего факультета была создана программа, позволяющая измерять площадь листовой пластинки растения, которую раньше приходилось измерять вручную. Также стоит отметить программы по расшифровке генома. Благодаря им можно отличить друг от друга несколько, на первый взгляд, совершенно одинаковых внешне видов.

— Куда идут работать студенты-биологи после выпуска?

— Как правило, выпустившиеся студенты становятся востребованными специалистами во всех заповедниках и национальных парках, научных организациях, исследовательских лабораториях. Ребята, окончившие магистратуру по узкоспециальным направлениям, идут работать в медицинские и генетические лаборатории, становятся сотрудниками научно-структурных подразделений, академий наук. Очень многие выбирают педагогическое направление и получают возможность преподавать в различных учебных заведениях.

— В чем, по вашему мнению, заключается уникальность подхода к обучению биологов в АГУ?

— Дело в том, что мы очень много времени уделяем индивидуальной работе с обучающимися. Если студент чего-то не понимает, он в любой момент может обратиться к своему преподавателю за помощью. Такой подход очень удивлял наших коллег из других университетов, которые настаивали на том, что студент в процессе получения знаний должен руководствоваться исключительно собственной мотивацией. К сожалению, не все могут учиться лишь благодаря силе своих стремлений. Ребята развиваются не только в плане профессионализма. С каждым новым курсом они все больше и больше закрепляются в коллективе исследователей природы. Студенты становятся биологами не по профессии или призванию, а по свойству личности.

Иларион ПРАСОЛОВ.

12.07.2023 в 18:12
Возрастная категория материалов: 16+