Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: архив Нацмузея РАФото: архив Нацмузея РА

Так выглядел музейный сад в 1950-е гг.

В Национальном музее Адыгеи хранятся уникальные фотографии и документы. Они рассказывают о том, как выглядел Майкоп в середине прошлого столетия. Сегодня уже ничего не напоминает о плодоносящем саде с уникальными деревьями по улице Первомайской, как раз напротив здания, где сейчас находятся редакции республиканских газет «Советская Адыгея» и «Адыгэ макъ». То, как и благодаря кому появился сад, — выясняла «СА».

Говорят дневники

С 1950 года Адыгейский областной краеведческий музей расположился в новом здании по улице Первомайской, 214. Территория была значительная — от Первомайской до Советской.

Директор музея Мин-Кутас Зачериевна Азаматова жила здесь же и занималась не только пополнением музейных фондов, но и посадкой будущего сада. Саженцы деревьев, как экспонаты в музей, собирались по всей Адыгее и причерноморской Шапсугии.

Как один из уникальных экспонатов в музее хранятся дневники Мин-Кутас Зачериевны. Есть и такая запись: «Одной из особенностей адыгского садоводства являлась присущая ему развитая сортовая структура, которая обеспечивала употребление свежих фруктов в течение круглого года».

— В музейном саду было посажено шесть сортов яблонь, три сорта груши. Фундук садовый и орех грецкий, сорт один — «черкесский». Сливы сорта «мугур», поспевающая к началу июля, и белая. Еще айва местная черкесская, — рассказывает замдиректора Национального музея
Адыгеи Нальмес Шовгенова.

Благодаря стараниям директора и коллектива большой двор музея (около 1 га) в центре столицы Адыгеи был превращен в традиционный адыгский сад.

В 1953 году был закончен ремонт здания музея, и бригада художников приступила к художественному оформлению экспозиции. 1 мая 1954 года музей был открыт. По саду, как и по музею, проводились экскурсии, посетителям рассказывали о традициях адыгского садоводства.

Энергия личности

По мнению Нальмес Шовгеновой, генератором идеи создания живой экспозиции музея была Мин-Кутас Азаматова.

Она — одна из первых комсомолок Адыгеи, с 16 лет была приобщена к агитационной работе. Молодежь 20-х годов прошлого века была увлечена идеей обновления и технологической реконструкции страны. Мин-Кутас была ярким примером комсомольцев и романтиков того времени.

В 1924 году ей еще не было 17 лет, но она очень хотела учиться в Совпартшколе. Девушка тайно от родителей уехала в Краснодар. Окончив курс Донской-Совпартшколы, два года работала в женотделе райкома аула Хакуринохабль.

Мин-Кутас Азаматова принимала деятельное участие в создании женских активов на селе. Часто показывала пример мужества, сталкиваясь с инертностью общества, с нежеланием мириться с потерей собственных привилегий.

В 1928 году она была направлена на учебу в Коммунистический университет трудящихся Востока. После его окончания 10 лет работала в Адыгейском обкоме партии.

Фото: архив Нацмузея РА
Фото: архив Нацмузея РА

Мин-Кутас Азаматова. 1953 г.

Уникальное наследие

В 1949 году Мин-Кутас Зачериевна стала директором Адыгейского областного музея. Занималась восстановлением полностью разрушенного после оккупации музея, под ее руководством там была создана первая послевоенная экспозиция.

— Здания музея как такового не существовало. Все экспонаты, которые удалось сохранить, находились в деревянном сарае, который отапливался одной буржуйкой, здесь же ютились и сотрудники. Их было трое: директор, завфондами и научный сотрудник, — рассказывает Нальмес Шовгенова.

Мин-Кутас Азаматовой пришлось приложить много сил и терпения, чтобы решить все организационные и финансовые вопросы. Параллельно с этим она занималась восстановлением утерянного фонда музея. Выезжала в экспедиции и командировки по Адыгейской автономной области для сбора материалов.

По воспоминаниям современников, Мин-Кутас Зачериевна была одержимым человеком, а музей был ее детищем. Только с 1949 по 1954 год в фонды поступило около 50 тысяч экспонатов.

В фондах Национального музея РА хранится наследие Мин-Кутас Зачериевны Азаматовой, включающее разнообразный материал в виде полевых дневников этнографических экспедиций, рукописей статей и монографических исследований, альбомов с зарисовками и эскизами, писем, личных дневников. Наследие это значимо и сегодня.

Галина ШЕВЕЛЕВА.

19.07.2023 в 10:25
Возрастная категория материалов: 16+