Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: архив Асфара КуекаФото: архив Асфара Куека

Циклы телевизионных передач «Джэныкъо машIу» («Огонь очага») и «Нартхэр» («Нарты») доктора филологических наук, главного научного сотрудника Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований имени Т.М.Керашева, писателя, заслуженного журналиста РА, общественного деятеля Асфара Куека ГТРК «Адыгея» номинировала на Государственную премию Адыгеи в области искусства. Как появился такой проект и в чем его суть, он рассказал «СА».

При каждой встрече с тобой, как с писателем, журналистом, ученым, общественным деятелем, мы находим новые грани в твоем творчестве и в самой сути твоего бытия. «Твоего» говорю потому, что, как ты говоришь, у адыгов нет обращения на «ты» к конкретной персоне, «вы» означает лишь обращение к группе людей. На протяжении двадцати лет ты выступаешь как тележурналист и отменный рассказчик в своих телевизионных авторских проектах, куда вместились более 150 передач по пятнадцать-двадцать минут. Как родилась идея подобного проекта?

— Идея организации цикла авторских передач на республиканском телевидении принадлежала Асланбеку Темботовичу Керашеву. И здесь проявился его величество случай. Мы с Асланбеком знакомы много лет. Еще с молодости встречались, общались, были в хороших приятельских отношениях. Затем с партийной работы он перешел в ГТРК «Адыгея» председателем и совмещал пост министра печати, информации и общественно-политического прогнозирования, а я был назначен главным редактором республиканской газеты «Адыгэ макъ».

Мы, как коллеги по перу, еще больше сблизились, и на очередном его дне рождения я был тамадой застолья. На следующий день он пригласил меня выпить кофе у него в кабинете, где сказал: «Ты удивил меня и других глубоким знанием адыгского фольклора, нартских сказаний, Хабзэ. Это должны слышать и слушать другие. Я готов предоставить тебе эфир, подумай над конкретной темой, если хорошо пойдет, сделаешь цикл передач». Так появился цикл «Огонь очага».

— Какая была тематика и суть передач в нем?

— Мудрость старших, услышанная в хачещах, предания и сказания, яркие исторические события, в которые были вовлечены адыги, философские размышления об адыгском миропонимании, которые созвучны мировому разуму, ярких представителях адыгской диаспоры. Нартская тематика в цикле «Огонь очага» была представлена сказаниями о главных героях. Около пятидесяти передач вошли в первый цикл, но ярко определилась именно тема нартов. Она требовала конкретной работы, ибо цикл «Нартхэр» был призван расширить тематически и погрузить в миропонимание нартов и в сущность их бытия…

— Так в чем сущность бытия нартов?

— Нартский эпос — это шедевр словесной культуры. Известно, что во всем мире только двенадцать народов имеют подобные эпосы, и это подтверждает архаизм и древность эпосов, в их числе и адыгский (черкесский) эпос «Нартхэр». Здесь отражены история и духовная культура нашего этноса, его мировос­приятие, эволюционные процессы, эпоха матриархата и патриархата, обретения первых культурных благ — огня и железа и т.д.

Люди всю жизнь мечтают оставаться молодыми, красивыми, сильными и ищут лекарство против старения. Нарты нашли его. У Сэтэнэе гуащ росло необычное яблоневое дерево. На самом верху традиционно росли два яблока — на кроне было большое яблоко, пониже находилось яблоко поменьше и было с одной стороны красным, с другой — золотистым. Оно начинало расти с рассвета и наливалось к закату. Нартская невестка, которая хотела родить мальчика, надкусывала яблоко с красной стороны, а кто хотел родить девочку — с золотистой стороны, и рождались писаные красавицы с золотистыми кудрями.

На самом верху кроны находилось большое яблоко, оно росло полгода и наливалось следующие полгода. Вот в этом яблоке и был секретный ген вечной молодости. Сэтэнэе гуащ натирала лицо кусочком яблока и становилась вновь юной и прелестной. А кто отведал яблоко или выпил его отвар или сок, становился вновь молодым и сильным, готовым к подвигам в борьбе за страну Нартие и, естественно, к дальним походам, но самое главное — в душе сохранял доброту, покой, что обеспечивало мир и взаимопонимание в нартском обществе. Не правда ли, это было замечательно?

— А что стало с этой яблоней?

— Злой Еминэж, враг нартов, постарел и пришел к Сэтэнэе гуащ с просьбой дать ему отведать яблока, на что она ответила: «Ты сделал много зла, и яблоко тебе не поможет». Тогда Еминэж вырубил дерево нартов со словами: «Если оно мне не поможет, тогда и вам никогда не будет помогать». Видишь, яблоко помогало избирательно, отрицая зло, оно способствовало добру. Здесь заложена амбивалентность жизни: добро и зло — вечное противостояние.

Адыгское миропонимание настолько было цельным, содержательным, что, пропустив через себя авраамические религии, христианство и ислам, не растворилось и не примкнуло к ним, наоборот, «привело в соответствие» с тем, что движет его сущность. Адыгское миропонимание — древнее, глубокое и содержательное, восходящее к хаттам, возможно, и к шумерам. Об этом нужно говорить, доносить до молодежи, которая созвучно времени стремительно исламизируется, да так, что отдельные молодые люди отрицают свою принадлежность к адыгскому этносу. Всевышний создал нас разными народами, чтобы украсить природу мира, и она должна быть гармоничной и цельной, как сама суть Вселенной.
Много интересного и увлекательного можно найти в нартском эпосе — магию предсказания, провидцев и предсказателей, например красавицу Бэдэф дах, которая предсказывала будущее, расшифровывая сны, мудреца Усэрэжа, который знал будущее, да и Сэтэнэе гуащ через свое золотое кольцо предугадывала будущие события в жизни нартов. Но самое главное, что я хотел подчеркнуть, — это допуск нартов к Всемирному разуму, их же не зря считали пришедшими с других цивилизаций, чтобы принести нам знания и блага мира. В подтверждение этого расскажу одну небольшую нартскую историю.

Нарт Тлепш, как известно, был кузнецом, без устали трудился, делал для нартов отменное оружие, орудия труда и, обеспечив всех необходимым, стал скучать. А все нарты советовались с Сэтэнэе гуащ, вот он и отправился к ней узнать, что ему делать и чем заняться.

«Ты много добра сделал, Тлепш, — сказала она. — Отправляйся в путь, узнай, как живут другие, что у них ценное, мудрое, что пригодилось бы нартам. Ты везде найдешь кров, ты помогал не только нартам, но и соседним народам, все тебя знают и ценят…»

И Тлепш отправился в путь в поисках мудрости по миру, сделав себе стальную обувь и стальной посох. Надо сказать, что среди земных хтонических божеств и покровителей Тлепш, бог изобилия Тхагэлэдж и покровитель малого скота Амыш никогда не садились на коней — им не нужно было ходить в походы с нартами, так как у каждого было свое дело в нартском обществе. Тлепш подошел к морю, вырвав деревья, сделал из них плот и переплыл его. На берегу увидел купающихся дев-красавиц и пошел к ним, но не смог никого поймать. Они были прислужницами богини дерева Чыг гуащ и отвели его к хозяйке. Она встретила его приветливо, накормила, напоила и уложила спать.

Узнав, что нарт Тлепш путешествует в поисках истины и мудрости, Чыг гуащ сказала: «Не ищи их, я обладаю всеми знаниями мира, что находится на небе, на семи ее пластах (ее крона достигает неба), на земле (ствол на земле) и под землей на семи пластах (корни уходят вглубь). Оставайся, и я тебе открою их». Но Тлепш обещал ей, что вернется, и ушел. Долго он путешествовал по миру — его стальная обувь износилась, посох стал настолько малым, что помещался в ладони, и тогда он вернулся к богине дерева.

«Ну, что ты мудрого узнал, Тлепш?» — спросила она его.

«Что у мира нет края».

«Что ты еще понял?»

«Я понял, что одинокому путнику очень тяжко в пути».

«Что еще ты осознал?»

«Что тело человека крепче стали».

«Тебе не нужно было ходить так долго по земле, я тебе все это сказала бы…»

Она предложила ему остаться, но он отказался — его ждали нарты и кузнечное дело. Тогда она вынесла грудного мальчика из соседней комнаты и отдала ему.

«Это наш с тобой сын, — сказала она ему. — В него я вложила все знания мира (что символизировало допуск к Всемирному разуму), пока он будет у вас, все будет хорошо, но, если потеряете, у вас не останется надежды на будущее. Берегите его».

Тлепш вернулся домой, приступил к своей работе, а мальчика отдал на воспитание женщинам. Мальчик подрос и, указав на Млечный путь, сказал: «Нарты, когда будете отправляться в поход, ориентируйтесь по нему и не заблудитесь». Но нарты не уследили за мальчиком, он ушел, долго его искали, но нигде не нашли, и тогда Тлепша отправили к Чыг гуащ узнать, не ушел ли мальчик к матери. Она сказала: «Он ушел в мир, непременно вернется, но будете ли вы, нарты, на земле, я не знаю».

Нарты так и не дождались сына Тлепша и Чыг гуащ, ушли, надеемся, туда, откуда они приходили к нам, ведь в адыгском миропонимании не говорят человек умер, а считают так: «Он перешел в иной мир», возможно параллельный. Вот почему сыновья нарта Саусэруко приходили к нему из другого мира. Последнего нарта видел Тэтэршау, и нарт спросил его: «Это вы, маленькие люди, пришли на нашу землю?» «Да», — ответил Тэтэршау, маленький он был или большой: когда находился в кунацкой — облокачивался на балки, когда сидел — был выше стоящего рядом. «Мы, нарты, покидаем Нартие…» — так ушли нарты.

Эта тема практически бесконечна, многого еще не рассказал тебе и тем, кому интересна она, надеюсь, у нас все еще впереди. И последнее. Нарты ушли, но мы верим, что мальчик вернется на нашу землю в Нартие, куда пришли адыги вслед за нартами. А к кому вернется возмужавший сын Тлепша и Чыг гуащ, если здесь не будет нартов или нас, адыгов? Кому он передаст знания Вселенной, ведь он был допущен к Всемирному разуму. Поэтому в адыгском миропонимании утверждается такой посыл: пока адыги живут на своей земле, будет сохраняться разумное и доброе среди всех народов, населяющих нашу родную землю… Вот таковы суть и сущность адыгского миропонимания, на наш взгляд.

— Из нашей беседы стало понятно, что сохранение нартских сказаний и пщынатлей является актуальной проблемой адыгского общества в период глобализации и активных ассимиляционных процессов. Возвращение к своим корням, духовным ценностям, к культурному и генетическому коду — один из способов сохранения адыгского этноса, и я тебе желаю увидеть все это воочию.

— Спасибо. Приятно, что республиканская газета уделяет внимание таким важным темам и вносит тем самым свой вклад в дело сохранения истории и традиций адыгского народа.

Беседовала Александра МИНАКОВА.

27.07.2023 в 10:50
Возрастная категория материалов: 16+