Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: архив Нацмузея РАФото: архив Нацмузея РА

Делегация от Адыгейской автономной области на IX Всероссийском съезде Советов

О том, какой путь прошла Адыгея, чтобы стать полноправным субъектом РФ, — в материале доктора исторических наук Казбека Ачмиза.

Право на самоопределение

Говоря об истории образования Адыгеи, необходимо подчеркнуть, что нынешнее национально-государственное устройство страны связано с Февральской и Октябрьской революциями 1917 года. Если Февральская революция и отречение императора Николая II от престола явились для многих политических партий и движений, в том числе большевиков, полной неожиданностью, то в Октябрьской революции участвовали широкие массы рабочих и крестьян всей многонациональной империи. Все политические партии, существовавшие в России, имели свои программы по национальному вопросу. Но наиболее привлекательной для России оказалась программа большевистской партии во главе с Владимиром Лениным. Партия гарантировала в случае ее прихода к власти всем национальностям Российской империи «право наций на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства».

Социалистическая революция не ограничилась лишь провозглашением равных прав для наций и народностей. Во всех областях государственного, экономического и культурного строительства был взят курс на осуществление фактического равенства народов.

В условиях многонационального Северного Кавказа важнейшей предпосылкой экономического и культурного строительства явилось признание политической независимости всех народов, решение вопроса об их государственном строительстве. Уже сам факт создания в апреле 1918 г. на II съезде Советов Кубани комиссариата по горским делам, который возглавил Мос Шовгенов, свидетельствовал о практическом осуществлении большевистской программы по национальному вопросу. Это решение было подтверждено и на III Чрезвычайном съезде Советов Кубани и Черноморья.

В соответствии с постановлением Совнаркома РСФСР от 23 июля 1918 г. представителям всех национальностей было предоставлено право совещательного голоса в коллегии Народного комиссариата по национальностям, а по вопросам, касающимся какой-либо отдельной национальности, их представителям было предоставлено право решающего голоса. Каждый спорный вопрос они имели право вносить в Совет Народных Комиссаров.

Поддержка горцев

Фото: архив Нацмузея РА
Фото: архив Нацмузея РА

Шахан-Гирей Умарович Хакурате

В.И.Ленин придавал большое значение разъяснению политики РКП(б) и Советского правительства среди горского населения. В своих телеграммах на имя Г.К.Орджоникидзе он требовал проявлять в отношении к горцам максимум осторожности и доброжелательности, всячески демонстрировать симпатии советской власти к мусульманам, широко и торжественно провозглашать, что советская власть несет горским народам свободу, независимость и автономию. Осенью 1920 г. уполномоченный Наркомнаца по упрочению советской власти в горских районах Северного Кавказа Умар Джашуевич Алиев обратился к В.И.Ленину с докладной запиской, в которой рассказывал о беспорядках, отсутствии милиции в горских районах Кубани, о том, что трудящиеся горцы испытывают земельный голод, нужду в мануфактуре, деньгах. По предложению В.И.Ленина ЦК РКП(б) оказал кубанским горцам большую помощь продовольствием, мануфактурой и другими товарами первой необходимости.

Тем не менее выделение черкесов (адыгов) в отдельную автономию несколько затянулось по сравнению с другими народами Северного Кавказа. К примеру, в марте 1921 г. делегация черкесов от Баталпашинского отдела Кубанской области, видя препятствия, которые искусственно чинит руководство Кубано-Черноморского облисполкома, покинула II областной съезд трудящихся горцев, мотивируя свой отказ желанием войти «в состав Горской республики, территориально смежной с ними». В резолюции по этому вопросу было отмечено, что данное заявление «облегчает разрешение вопроса о выделении остальных горцев в самостоятельные административные единицы».

Мусульманская секция, Горская секция и, наконец, Горский окружной исполком — таковы первоначальные этапы национально-государственного строительства в Адыгее

Решению вопроса выделения черкесов (адыгов) в автономную область способствовало кооптирование 20 июля 1921 г. в состав Горского исполкома, созданного ранее при Кубано-Черноморском ревкоме, Шахан-Гирея Хакурате, фельдшера по профессии, имевшего опыт революционной работы среди русского и черкесского населения Кубани еще со времен первой русской революции 1905-1907 гг. Он был избран председателем Горского исполкома.

Решение съезда

13 сентября 1921 г. пленум Горского исполкома вынес решение о созыве III съезда трудовых горцев Кубани и Черноморья, который состоялся 7-12 декабря. Съезд поручил Горскому исполкому в срочном порядке возбудить перед центром ходатайство о выделении горцев Кубани и Черноморья в отдельную автономную область. Всю эту работу приходилось проводить, преодолевая вмешательство отдельских исполкомов во внутреннюю жизнь в аулах. Екатеринодарский отдел вмешивался в дела 31 аула, которые находились на его территории, а Майкопский — в дела 13 аулов и 9 аулов в Туапсинском округе. Отдельские исполкомы издавали свои указы и распоряжения на эти аулы и Горский исполком тоже.
Шахан-Гирей Хакурате неоднократно в письменной форме напоминал отделам, что аулы подчиняются только Горскому исполкому. «Вмешательство соответствующих отдельских исполкомов в работу Горского исполкома в аулах, — отмечалось в докладе т.Хакурате о деятельности исполкома на заседании президиума Кубчероблисполкома 19 сентября 1921 г., — главным образом в области земельной, крайне вредно отражается на работе Горского исполкома». Несмотря на все эти трудности, Горский исполком сумел успешно провести советизацию аулов.

Первоначальные этапы

Мусульманская секция, Горская секция и, наконец, Горский окружной исполком — таковы первоначальные этапы национально-государственного строительства в Адыгее. Почти два года шла борьба за выделение адыгов в самостоятельную автономию, завершившаяся принятием постановления ВЦИК от 27 июля 1922 г., в котором было записано: «Выделить из Краснодарского и Майкопского отделов Кубано-Черноморской области территорию, ныне населенную черкесами (адыгейцами), с включением в нее чересполосных селений и хуторов, с юртовыми землями и лесами, входящими в эту территорию, и образовать из таковой Черкесскую (Адыгейскую) автономную область».

Так на карте России появилась еще одна автономная область — Адыгейская, которая стала составной частью РСФСР. Не все аулы, к сожалению, вошли в состав автономной области. Не был определен и ее центр: аппараты управления временно (до 10 апреля 1936 г.) располагались в Краснодаре. Но даже после I съезда Советов Адыгейской (Черкесской) автономной области, когда были сформированы органы управления нового субъекта РСФСР, со стороны Кубано-Черноморской области создавались различные препоны плодотворной деятельности исполнительных органов автономии. Потребовалось вмешательство Наркомнаца РСФСР. 11 мая 1923 г. на заседании бюро Кубано-Черноморского комитета РКП(б) с докладом об Адыгейской (Черкесской) автономной области выступил член Коллегии Наркомнаца и предложил исполкому Кубано-Черноморского облсовета, всем советским органам «ни в коем случае не вмешиваться во внутренние дела Адыгейской (Черкесской) автономной области, имеющей права самостоятельной губернии, не допускать столкновений и самочинов».

Отсутствие у автономных областей в России правовой защищенности приводило к серьезным извращениям национальной политики на местах в 1924-1937 гг., в период утверждения командно-административной системы. Что касается Адыгеи, то на первоначальном этапе в Москве у нее было постоянное представительство в Наркомнаце. Из субъекта РСФСР Адыгея, пройдя стадии вхождения в более крупные федеративные образования, каковыми были Северо-Кавказский и Азово-Черноморский края, была включена в сентябре 1937 г. в созданный Краснодарский край. Теперь все исполнительные органы Адыгеи могли решать вопросы финансирования, материально-технического снабжения только через краевые структуры.

Почти два года шла борьба за выделение адыгов в самостоятельную автономию, завершившаяся принятием постановления ВЦИК от 27 июля 1922 г., в котором было записано: «Выделить из Краснодарского и Майкопского отделов Кубано-Черноморской области территорию, ныне населенную черкесами (адыгейцами), с включением в нее чересполосных селений и хуторов, с юртовыми землями и лесами, входящими в эту территорию, и образовать из таковой Черкесскую (Адыгейскую) автономную область»

Социально-экономические и культурные успехи

В 20-е годы ХХ века практически все народы Кавказа находились на одинаковом уровне социально-экономического и культурного развития. Все эти народы практически одновременно получили от советской власти государственность в форме автономии и имели одинаковые стартовые возможности. Адыгея одной из первых государственно-национальных образований к началу 30-х годов прошлого века ликвидировала неграмотность, одной из первых на Северном Кавказе завершила коллективизацию сельского хозяйства. В годы Великой Отечественной войны около 80 тысяч ее жителей с оружием в руках защищали честь, свободу и независимость своей Родины, проявляли массовый трудовой героизм в тылу, помогая фронту ковать победу. Звания Героя Советского Союза удостоены 52 участника войны из Адыгеи. Трудящиеся успешно решали сложные задачи восстановления и дальнейшего развития экономики и культуры области. За эти успехи Адыгея была награждена орденом Ленина (1957 г.) и орденом Дружбы народов (1972 г.).
Усеченная автономия нанесла огромный ущерб развитию национальной культуры и искусства, народного образования, родного языка. Многоступенчатость управления, ведомственный диктат, невозможность распоряжаться своими богатствами сдерживали темпы экономического, социального и культурного развития. Известен лишь один случай в истории Адыгеи, когда областное отделение «Сельхозтехника» сумело при согласии тогдашнего руководителя Краснодарского края Г.С.Золотухина выйти в 1968 г. из краевого подчинения и решать напрямую через Москву все вопросы материально-технического снабжения различных отраслей сельского хозяйства в Адыгее. Поступление техники, запасных частей и других материалов увеличилось сразу же в разы. Тем не менее надо отдать должное руководству Краснодарского края, которое оказывало помощь в подготовке различных кадров из числа выпускников образовательных учреждений Адыгеи через КубГУ, мединститут, политехнический и сельскохозяйственный институты.

Фото: архив Нацмузея РА
Фото: архив Нацмузея РА

Студент 3 курса Московского института строительства Юсуф Кабанов читает колхозникам газету «Ударник» на родном языке. Аул Эдепсукай

Самостоятельный субъект

Конец 80-х — начало 90-х годов ХХ века — это весьма сложный и переломный период в общественно-политической жизни автономных образований в составе России. На волне демократических преобразований, которые происходили тогда в стране, особенно после Пленума ЦК КПСС в сентябре 1989 года, внесшего в повестку проблемы межнациональных отношений, не обсуждавшиеся на государственном уровне более шести десятилетий, серьезно встал вопрос о сохранении единства СССР и межнационального согласия в РСФСР.
Эти проблемы были озвучены на сессии Верховного Совета СССР депутатом от Адыгеи народным писателем Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, ныне Героем Труда РФ Исхаком Машбашем, а затем опубликованы в его статье в газете «Советская Россия». Предложения получили поддержку депутатов Верховного Совета СССР.
В августе 1990 года прошло заседание бюро Адыгейского обкома КПСС, на котором было принято решение вынести все эти вопросы на обсуждение депутатов. До созыва сессии областного совета было рекомендовано провести по месту жительства соответствующую работу с трудящимися, для чего лекторская группа обкома КПСС подготовила аргументированные материалы, использовавшиеся в ходе разъяснительной работы. В ходе встреч высказывалось мнение, что повышение статуса автономии Адыгеи до уровня самостоятельного субъекта РСФСР отвечает интересам всех жителей области.

5 октября 1990 года в Майкопе состоялась историческая сессия Адыгейского областного Совета народных депутатов, на которой решался вопрос о повышении статуса автономной области до уровня самостоятельного субъекта РСФСР. Она была внеочередной, поскольку вопросы повышения статуса требовали безотлагательного решения. С основным докладом по этому вопросу выступил первый секретарь обкома КПСС Аслан Джаримов.

По обсуждаемому вопросу выступили 39 человек, а некоторые просили слова несколько раз. Главным итогом работы сессии Адыгейского областного Совета народных депутатов, которая завершилась поздно вечером, стало провозглашение в результате поименного голосования Адыгейской Советской Социалистической Республики в составе РСФСР.
28 июня 1991 года на V сессии областного Совета народных депутатов была принята Декларация о государственном суверенитете Советской Социалистической Республики Адыгея. Закон РФ от 3 июля 1991 года официально закрепил преобразование Адыгейской автономной области в Советскую Социалистическую Республику в составе РСФСР.
В первые годы становления республики была утверждена госсимволика Адыгеи: флаг, герб и гимн.

Повышение статуса не только Адыгейской автономной области, а всех автономных образований РСФСР в те годы помогло по большому счету сохранить суверенность и единство многонациональной России.

27.07.2023 в 09:28
Возрастная категория материалов: 16+