Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: архив Фото: архив "СА"

На соискание Государственной премии Республики Адыгея 2023 года в области искусства ГТРК «Адыгея» выдвинула авторские циклы телевизионных передач «Джэныкъо машIу» («Огонь очага») и «Нартхэр» («Нарты») доктора филологических наук, мифолога-эпосоведа, писателя и журналиста Асфара Сагидовича Куека. О значении этого цикла и роли его автора в сохранении и изучении нартского эпоса — в материале народного художника Российской Федерации, лауреата Государственной премии Адыгеи в области искусства Теучежа Ката.

Циклы авторских передач «Джэныкъо машIу» и «Нартхэр» Асфара Куека, прошедшие дорогу длиною в двадцать лет, успевшие прославиться по всему адыгскому миру, получить одобрение, а то и восхищение, выдвинуты на Государственную премию Адыгеи. В чем особенность данного, на мой взгляд, титанического труда автора и ведущего телевизионных передач Асфара Куека?

Школа Аскера Гадагатля

Его учитель и наставник — патриарх отечественного нартоведения Аскер Гадагатль практически всю свою жизнь посвятил собиранию нартского эпоса, подготовил и издал семь томов сказаний и пщынатлей. По его инициативе в свое время был открыт отдел нартоведения, где работал и Асфар, его сподвижник, последователь, который защитил кандидатскую диссертацию в области адыгской мифологии и нартского эпоса в Тбилиси, как, впрочем, и его учитель.

Грузинскую школу академического искусства окончил и я — здесь невозможно было учиться или писать научную работу спустя рукава, ведь мы представляли в глазах грузин тех черкесов, которые были им как братья, приходили на помощь в минуты тревоги и опасности. Поэтому старшее поколение грузинской интеллигенции, которое мы застали, вставало, когда произносилось слово «черкес», — это обязывало и обязывает нас соответствовать славному имени наших предков.

Если ученый, писатель, художник или музыкант не делится результатами своего творческого или научного труда с коллегами, зрителями, особенно с соплеменниками, то он не будет востребован. Пекарь печет хлеб и этим кормит людей, сапожник шьет обувь, швея — одежду, врач лечит — так устроен этот мир. Аскер Гадагатль был прекрасным пропагандистом нартского эпоса: организовывал научные симпозиумы, круглые столы, фестивали, посещал с лекциями школы, колледжи, университеты. У него был один и тот же неизменный лозунг: «Не погаснет огонь нартов!» Я тоже часто принимал участие в этих мероприятиях, рисовал нартских героев, иллюстрировал нартские сказания, адыгские сказки, вспоминая рассказы о нартах габукайских стариков в нашем хачеще. Не понаслышке я знаю эпические произведения, думаю, что понимаю их суть и заложенную в них мудрость.

Подобные встречи не потеряли актуальности и сейчас, но возможности телевидения, интернета, цифрового контента, которые безграничны в современном мире коммуникаций, позволяют охватить и предоставить доступ к циклам телевизионных передач о нартах, об Адыгэ Хабзэ, о жизни многомиллионной адыгской диаспоры за рубежом. Вдумайтесь: только в цикле «Нартхэр», посвященном эпическим сюжетам и мотивам, главным нартским героям, мифическим образам, эволюционным процессам в нартском обществе, мировосприятию нартов, дольменам и сакральным рощам, было показано сто тематических передач длительностью от пятнадцати до двадцати минут каждая! Это феномен, ни у одного народа, имеющего свой эпос, нет такой фундаментальной работы.

Талант мастера

Я бы хотел отметить не только глубокое содержание тем, раскрываемых Асфаром, но и талант мастера родного слова, знатока устного словесного искусства адыгского (черкесского) этноса. Как-то среди друзей зашел разговор о передачах Асфара, и один русский гость сказал: «Я его не видел, но слышал о передачах от одного товарища. Он сказал с теплотой — это черкесский Андерсен». Не как простого сказочника он его воспринял, а как увлекательного повествователя, который сам искренне верит в повествуемое.

Передачи цикла «Джэныкъо машIу» («Огонь очага») о мудрых сказителях, ярких исторических событиях, представителях адыгской диаспоры, с которыми Асфар встречался на протяжении многих лет по всему миру, также имели несомненный успех — их смотрят, пересматривают, и они никогда не потеряют своей актуальности и значимости для адыгов и всех тех, кто интересуется историей и культурой. Очень важно, что циклы телевизионных передач Асфар Куек три года назад решил выставить на платформе YouTube для свободного доступа каждому, кто хочет вспомнить или познакомиться с героями и сюжетами нартского эпоса, с фольклором и словесной культурой адыгов.

Живое слово

Заслуга ученого-нартоведа Асфара Куека в том, что он доступно и живым адыгским словом рассказывает о природе и ее сохранении, о жизни и смерти доблестных нартских героев, о создании культурных благ, и всем нам понятно, как важна и безгранична тема мифопоэтического восприятия адыгов, которая требует всестороннего исследования, и это не под силу одному человеку, нужна команда.

Есть адыгская поговорка, что «старшие уходят, а младшие приходят», и поэтому просветительское значение приобретают авторские передачи Асфара, позволяющие изучить, понять, продолжить изучение нашими детьми, поколением молодых исследователей и всеми, кто интересуется духовной культурой адыгов. Значит, нужна команда, состоящая из разных поколений, способная аккумулировать идеи и претворять их в жизнь. Думаю, что такое нужно в первую очередь нашему институту гуманитарных исследований: именно здесь зародилось нартоведение, был накоплен полевой материал, который был издан в бесценном семитомнике «Нартхэр». Здесь понимали актуальность более углубленного исследования творения мирового масштаба, стоящего в одном ряду не только с такими эпосами кавказских народов, как грузинский «Амираниани», армянский «Давид Сасунский», калмыцкий «Джангар», но и с якутским «Олонхо», финским «Калевалой» и другими.

Поколение Аскера Гадагатля заложило научную мысль о нартах, а чего это им стоило, знаем и мы, потому как всегда были рядом. Ученый-нартовед Асфар Куек продолжил изучение нартского эпоса, лично собрал много фольклорного материала, провел сравнительный анализ с осетинским, абхазским, ингушским, грузинским эпосами, издал монографии, защитил кандидатскую и докторскую диссертации, создал авторские тематические передачи, популяризирующие нартский эпос, адыгский фольклор, Адыгэ Хабзэ.

Адыгское нартоведение

Все это прекрасно. Но кто продолжит исследования, где поколение молодых ученых- нартоведов, владеющих родным языком и интегрированных в российское научное пространство? Ушел Аскер Гадагатль, вместе с ним канул в Лету отдел нартоведения, как, впрочем, и отдел археологии, — два ведущих отдела в Институте гуманитарных исследований были упразднены. Асфар нашел свой вариант решения этой проблемы и вместе с супругой, кандидатом искусствоведения, в начале этого года открыл Центр нартоведения, художественной культуры и искусства. Планов много, я уверен, что созданный Центр нартоведения заявит о себе новыми исследовательскими и просветительскими проектами, как это было сделано на протяжении двадцати лет сотрудничества с ГТРК «Адыгея» и создания циклов авторских телевизионных передач Асфаром Куеком, которые стали достоянием десятков тысяч адыгов по всему миру и получили признание научного сообщества. И проект его супруги, кандидата искусствоведения Марьет Гиссовны, по созданию виртуального адыгского (черкесского) музея, призванного объединить все, что накоплено в адыгском мире: предметы культуры, декоративно-прикладного искусства, — также наконец будет реализован.

Размышляя об адыгском нартоведении, его будущем, скажу, что оно волнует неравнодушных к этой проблеме людей, и меня в том числе. Кто-то может спросить, а откуда Теучеж Кат, художник, а не ученый, все это знает. Поверьте — не только оттого, что я и сейчас дружу со многими учеными, как дружил раньше со старшими. Я видел становление Асфара Куека как ученого, пришедшего в мир науки непроторенными путями, видел то, как он собирал фольклорный материал в странах проживания адыгской диаспоры, познал, как трудно ученому-нартоведу пройти через сложные лабиринты из-за спорных вопросов генезиса нартов, когда разные народы претендуют на исключительность своего эпоса. Конечно, наука на то и наука, чтобы выдвигать и доказывать свои концепции, ведь любое научное знание принципиально не является окончательным.

Асфар учился у своих наставников, но шел своим путем. Он считает, что каждый кавказский народ, претендующий на свою причастность к созданию нартского эпоса, имеет на это полное право. Если каждый из них сумеет глубоко и всесторонне исследовать мифоэпическое восприятие мира, основу миропонимания и миросозерцания своего народа — много вопросов отпадет. А пока все в поиске истины, и мы тоже…

Возвращаясь к теме обсуждения претендентов на Государственную премию, я хотел бы пожелать удачи Асфару Куеку, он этого достоин.

Теучеж КАТ, народный художник РФ, член Союза российских писателей.

29.07.2023 в 12:27
Возрастная категория материалов: 16+