Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: Алексей ГусевФото: Алексей Гусев

Поступление в 1 класс — это, пожалуй, одно из самых значимых событий, к которому готовится вся семья. Что должен знать и уметь ребенок, как правильно подготовить его к школе, надо ли реагировать на оценки и почему черновики это плохо — об этом и многом другом «СА» рассказала учитель начальных классов, замдиректора по учебно-воспитательной работе в начальной школе Майкопской гимназии №22, почетный работник общего образования РФ Инга Беляшова.

— Инга Владимировна, начнем с главного: как подготовить ребенка к 1 классу и настроить его на учебу?

— Самое важное — воспитать у ребенка правильную позицию: объяснить «роль ученика» и полезность деятельности, которой он будет заниматься в школе, научить планировать действия, выполнять работу длительное время, доводить начатое дело до конца, ладить с другими людьми, уважительно к ним относиться. И, конечно, необходимо по­думать о развитии интеллектуальных способностей ребенка.

— Вы имеете в виду умение читать и писать?

— Родители думают, что обязательно надо научить ребенка читать, писать, считать в уме, и этого достаточно. Да, интеллектуальная подготовка важна. Время диктует свои правила, и сейчас ребенок должен обладать определенными навыками, чтобы успешно учиться в 1 классе. Как правило, около 95% детей, поступающих в 1 класс, уже умеют читать. Поэтому, чтобы не отставать от одноклассников, ребенку желательно уметь читать. Считать достаточно до 10 и обратно. Не обязательно складывать в уме, гораздо важнее развивать у детей логику — решать логические задачки, строить в уме логические цепочки. Что касается познания окружающего мира — здесь у детей очень скудные представления. Сколько цветов в радуге, не говоря о том, какие это цвета, знает далеко не каждый ребенок.

— А какие знания об окружающем мире должны быть у семилетки?

— Ребенок должен знать времена года и чем они отличаются, месяцы и дни недели, иметь представление хотя бы о некоторых видах деревьев и уметь сопоставлять лист и дерево, которому он принадлежит. Знать, как называются реки и города того региона, в котором мы проживаем. Как называются наша страна и ее столица, в какой республике мы живем, чем она богата и многое другое. Например, на вопрос, почему птицы улетают на юг и все ли улетают, некоторые дети отвечают — потому что холодно. Мало кто знает, что это насекомоядные птицы, им нечем питаться, поэтому они улетают.

— А надо ли уметь писать?

— Это самый больной вопрос. Если бы я могла, я бы запретила всем дошкольным учреждениям, которые не обладают методикой обучения письму, учить детей. Такие «учителя» абсолютно не обращают внимания на то, как ребенок держит ручку, как он прописывает элементы, как соединяет буквы. В итоге дети приходят с неправильными первоначальными навыками письма, и переучить их просто невозможно. Лучше письму вообще не учить, а чтобы подготовить руку, существует множество различных заданий: раскрашивать, лепить, вырезать, обводить пунктирные линии, штриховать — то есть давать нагрузку на пальчики и развивать моторику.

— С обучением чтению тоже есть нюансы?

— Конечно! Правильно учить не буквам, а звукам — дети должны хорошо их различать. Если ребенку говорить, что это буква «эм», то ему будет очень сложно прочитать слоги «ма-», «мо-», «му-» и так далее, потому что он будет произносить не звук «м», а название буквы — «эм». Этому тоже должны учить специалисты, но можно и самостоятельно, если знаете как.

— Что, если ребенок будет абсолютно не подготовлен к школе?

— Ему будет трудно, потому что большинство детей приходят подготовленными. Если ребенок имеет хорошую дошкольную подготовку, то он будет выполнять задание учителя быстро и настроение у него будет хорошее. Тот, кто не готов совершенно, будет выполнять задания гораздо медленнее, и для самого ребенка это создает стрессовую ситуацию, потому что дети остро реагируют, если они в чем-то хуже других. Неуверенные в себе дети смотрят на тех, кто справляется лучше, и переживают, опускают руки, не верят в себя, часто плачут. Но мы, учителя, не оставляем таких детей наедине с проблемами, стараемся уделить им больше внимания.

— Кроме интеллектуальной подготовки, что еще важно учесть?

— Важно уделить внимание развитию речи: учить ребенка пересказывать небольшие по объему тексты, составлять вопросы к тексту и подробно отвечать на них, уметь рассуждать и высказывать свою точку зрения. Умные родители с самого раннего возраста уважают точку зрения ребенка, считают его мнение важным. Если отмахиваться от ребенка, говорить, что он еще мал, чтобы рассуждать, то этим можно на корню загубить стремление к познанию.

— Хорошо, а как быть с мотивацией к учебе? Ведь не все хотят идти в 1 класс либо быстро разочаровываются в процессе учебы.

— В первую очередь нужно воспитать желание учиться. Когда я знакомлюсь с детьми перед 1 сентября, первое, что я спрашиваю у них, — а хочешь ли ты учиться? Что для тебя значит школа? Некоторые четко представляют, зачем идут в школу, и говорят: «Я хочу получить новые знания, это место, где меня научат новому и интересному». А есть дети, которые говорят: «Я хочу пойти в 1 класс, потому что мне там поставят пятерки, у меня будут новые друзья, мне купят новые вещи» — это неправильная мотивация.

Для формирования правильной учебной мотивации, надо воспитывать в детях почемучек, чтобы они интересовались новым, задавали вопросы и обязательно добивались ответа. Такое стремление к познанию — это большая часть успеха.

Накануне 1 сентября, когда вы идете покупать канцелярские и прочие школьные принадлежности, обязательно берите с собой ребенка. Пусть он участвует в процессе и выбирает то, что ему нравится: карандаш, линейку, ручку, ластик, тетради. Это не капризы, это важно для будущего первоклассника, это будет приносить ему радость и дополнительно мотивировать.

Также за пару недель до школы надо постепенно переходить на новый режим — вставать утром, завтракать и выходить на прогулку в то время, в которое надо будет идти в школу. Можно даже дойти до будущей школы, чтобы выучить маршрут. Если после лета резко предъявить новые требования и начать жить по режиму, ребенок будет страдать и винить во всем школу.

— Учеба в школе требует от детей собранности и ответственности. Как это воспитать?

— Это тоже очень важный момент. Часто дети неорганизованны и не умеют следить за своими вещами, забывают дома учебные принадлежности, а уходя из школы, оставляют свои портфели. И вину за это перекладывают на взрослых, которые «не положили», «не дали», «не напомнили». Как научить организованности? Очень просто! Дома должно быть собственное рабочее место. После того как ребенок рисовал, лепил из пластилина или вырезал из бумаги, он должен сам все аккуратно сложить и убрать на место. Сначала это надо делать вместе с ним, потом предлагать справиться самому. Ни в коем случае нельзя убирать за ребенком, иначе он никогда не научится самостоятельности. Дети, которые умеют сами следить за вещами дома, гораздо реже что-то забывают и в школе.
— Сейчас много приверженцев раннего развития: английский с двух, математика с трех. И все же, в каком возрасте лучше отдавать ребенка в школу?

— Ребенок имеет право поступать в школу в возрасте от 6,5 до 8 лет. Я рекомендую родителям не торопиться. Школа — это большая нагрузка, большой труд. Если ребенок физиологически и психологически не дозрел, даже если он очень умненький и сообразительный, ему будет тяжело. Такие дети чаще отстают или очень сильно переживают неудачи. Они часто плачут, если не успевают за одноклассниками или что-то не получается. А что такое слезы? Это целая драма в душе у ребенка, которая сказывается на нервном состоянии и здоровье. А еще маленькие дети чаще испытывают стеснение, скованность, неуверенность. Я за то, чтобы отдавать в школу после 7 лет — в детском возрасте даже полгода имеют огромное значение. Ребенок в 6 «с хвостиком» и ребенок в 7 лет — это совершенно разные дети. За год дети подрастут, окрепнут, станут увереннее и уже действительно будут готовы идти в первый класс.

— Подведем итоги, идеальный первоклассник…

— …хочет стать учеником, интеллектуально и всесторонне подготовлен, умеет слушать, развернуто отвечать на вопросы, адекватно реагирует на замечания, разбирается в некоторых жизненных вопросах в силу своего возраста, умеет рассуждать логически, умеет быть организованным и собранным. Если все это есть, но у ребенка слабые ручки, попросишь раскрасить рисунок — он уже устает, если есть проблемы со здоровьем, ребенок замкнутый, стеснительный, не отходит от мамы — очевидно, что он не готов к школе. И еще важный момент: если есть логопедические отклонения, следует обратиться к специалистам до поступления в школу. Потом, при овладении чтением и письмом, это будет мешать детям.

— Как не отбить желание учиться?

— Обязательно поддерживать каждый, даже, на наш взгляд, незначительный, успех, потому что для ребенка это большой шаг вперед. Хвалить как можно чаще, ни в коем случае не сравнивать с другими детьми и не критиковать. Сравнивать ребенка можно только с самим собой. Вот он этого не умел, а теперь умеет — он большой молодец. Когда у ребенка пропадает интерес к учебе? Когда он сталкивается с определенными трудностями. В таком случае надо помочь, не копить эти пробелы, которые как снежный ком будут накапливать новые и новые трудности. Поэтому, когда ребенок приходит из школы, обязательно интересуйтесь — чему ты сегодня научился, что нового узнал, все ли было понятно? Если не получается объяснить ребенку самостоятельно, попросите помощи учителя.

— В первом классе домашние задания давать нельзя, но их все же дают. Почему?

— Вы правы, в первом классе заданий не должно быть. Если мы и просим выполнить некоторые задания дома с детьми, то это носит рекомендательный характер. Например, написать 1-2 строчки, чтобы закрепить пройденное, почитать — иначе как мы выработаем технику чтения, если дома не читать? Но если вы пришли домой уставшие, ребенку пора спать, он нервничает, плачет, а у вас строчка не прописана — ни в коем случае не надо его заставлять выполнять это задание.

— Оценки у первоклашек тоже запрещены, но они есть…

— Многие учителя любят клеить наклейки, рисовать звездочки. Дети хорошо на это реагируют, но опять-таки у одного постоянно будут эти звездочки, и он превратится в звездного ученика, а другой просто еще не раскрылся, но из-за того, что не получает звездочек, страдает. Это сильно влияет на самооценку ребенка: вот у соседа опять звезда, а у меня нет. Хорошо, если ребенок будет стремиться получить отметку. Хуже, если он просто опустит руки и решит, что он никчемный. Чаще всего именно так и происходит.
Лично я приемлю иную форму оценки и не с самого начала года. Я пишу в тетрадях «Молодец!», «Умница!» — на это дети реагируют гораздо лучше.

— Когда ребенок начинает приносить оценки, как на них правильно реагировать?

— Адекватно. За пятерки обязательно надо хвалить. По поводу первой пятерки можно даже устроить семейный праздник. За двойки ругать не надо. Если, конечно, ребенок ленится и совершенно не прикладывает усилий, в этом случае, безусловно, должна быть строгость, требования со стороны и школы, и родителей. Если же ребенок старается, но вот так вышло, недоучил, оступился, то ругать не надо. Лучше поговорить: «Ты понял, почему двойка?» — «Потому что недоучил». — «Что надо сделать, чтобы ее исправить?» — «Выучить уроки». То есть надо показать путь решения проблемы. Это трудно, проще наказать, поругать, забрать гаджеты, только так делу не поможешь. И помните: мы приходим в школу не за оценками, а за знаниями. Если родители не требуют от ребенка пятерки, то он вырастает нормальным, уравновешенным, спокойным. Если же в семье требуют учиться на отлично, то ребенок, получив четверку, начинает плакать. Я понимаю, приятно, когда ваши дети приносят хорошие отметки, похвальные листы и прочее. Но родители своими словами и реакциями формируют самооценку ребенка. Не надо придавать оценкам слишком большое значение.

— В чем заключается помощь родителя в выполнении домашнего задания?

— В 1-2 классе родитель должен сидеть рядом с ребенком, вместе разбирать задания, выполнять, чтобы ребенок чувствовал поддержку, понимал, что его не оставили одного перед трудностями. Нам кажется, что тут сложного — прописать ряд палочек. Это великий труд для ребенка! И постепенно надо готовить его к самостоятельной работе. Садимся, разбираем задания и спрашиваем — все ли понятно, ты справишься? Если ребенок готов попробовать сам, отойдите и дайте возможность выполнить задание самостоятельно.

— Может, лучше воспользоваться черновиком?

— Я противник черновиков. Когда родитель просит выполнить задание на черновик, а после проверки дает переписать на чистовик, то оказывается, что в чистовике у ребенка и почерк хуже, и ошибок больше. Потому что, выполняя двойную работу, ребенок устает, ему надоедает. Пишите сразу в чистовик — никто не будет за исправленную ошибку ругать и снижать оценку.

— Какая задача стоит перед учителем начальных классов?

— Перед учителем начальных классов стоит важная задача научить детей учиться. Наша цель вырастить не отличника, а любознайку, который хочет и умеет учиться, стремится к познанию. А еще мы учим контактировать с другими детьми, дружить, уважать окружающих. Сейчас в школе процесс обучения и воспитания неразрывны друг с другом. Введены уроки «Разговоры о важном», где мы говорим о семье, друзьях, родине, отношении к труду, профессиях — обо всем, что важно для маленьких детей. Если говорить в целом, то наша цель — вырастить успешного ученика.

Екатерина НУЖНАЯ

29.08.2023 в 10:14
Возрастная категория материалов: 16+