Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: Артур ЛаутеншлегерФото: Артур Лаутеншлегер

Мастер из Майкопа Арсен Хашхожев больше десяти лет занят кузнечным ремеслом. Его работы отличают авторский стиль и качество исполнения. В материале «СА» кузнец раскрывает некоторые тонкости своего дела.

Магия огня и металла

Оружие всегда интересовало Арсена. Он рассказывает, что, когда был совсем маленьким, пытался заточить или соз­дать подобие ножа из любых материалов, что ему попадались. По его словам, в то время кузнечное ремесло уже было забыто. Сегодня же наблюдается его возрождение. А в детстве Арсена настоящего мастера, который смог бы обучить заинтересованного подростка, рядом просто не оказалось.

Возвращался домой с порезанными пальцами, помню, как мама меня ругала. Но именно тогда я понял, что хочу заниматься кузнечным ремеслом

— вспоминает мастер, сделавший свой первый нож еще в школьном возрасте.

Но жизнь распорядилась иначе, и многие годы он посвятил совсем другим занятиям, прежде чем пришел к тому, чтобы сделать увлечение профессией. Кузнечное дело зародилось во времена, когда люди познакомились с огнем и начали обрабатывать железо. С тех пор оно постоянно развивается, а изделия совершенствуются. Арсен не занимается художественной ковкой. Тем не менее в его работах прослеживается авторский стиль.

В работе

Его мастерская в Майкопе как второй дом. Сюда часто приезжают такие же увлеченные люди, рассматривают изделия, делятся опытом и обсуждают планы. Размышляют над тем, какое оформление может быть у нового клинка, который изготовил Арсен.

Получить профессию кузнеца сегодня совсем не просто. Есть несколько путей: поступить в колледж и обучиться по профессии «Обработка металлов», стать подмастерьем известного кузнеца и вторить ему либо изучить процесс самостоятельно, как говорится, от а до я. Мне пришлось выбрать третий путь, — рассказывает мастер.

По его словам, он много думал над развитием кузнечного ремесла, а также других прикладных ремесел в Майкопе. Мужской и женский национальные костюмы предполагают ношение поясов, нагрудников.

Сейчас уверен: то, что задумывал 10–12 лет назад, было утопией. Остановился на том, что делаю заготовки для рабочего оружия, — делится мастер.

Следуя традициям

Арсен отмечает, что кузня в его понимании — святая святых. Далеко не всех он пускает в это помещение. Женщинам, кстати, вход туда воспрещен. По его словам, в нартском эпосе оговорено, что женщине в мастерскую входить нельзя. Взглянуть на оборудование удалось только через приоткрытую дверь.

Наковальня — один из трех основных инструментов кузнеца. И, конечно, самый главный помощник — кузнечный молот. Их может быть множество — молотов и кувалд. И весят они по-разному: от 200 граммов до 10 килограммов. Все зависит от размеров изделия. А перед этим металл необходимо разогреть, и кузнец делает это с помощью горна. Температура там до 1500 градусов.

По словам мастера, на изготовление одного клинка может уйти месяц и больше, бывает, что одной работе он посвящает до трех месяцев.

Можно, конечно, на потоке и по тридцать клинков в месяц делать. Но ковка процесс трудоемкий. Многое отрабатывается вручную, требует физической силы, — объясняет мастер.

Выполненные им изделия не считаются готовыми — это скорее полуфабрикат. Он может стать частью как этнического черкесского костюма, так и казачьего. Все зависит от оформления.

Клинок для меня — это не столько искусство, сколько культура. И если не знать истории, то сделать правильное изделие не получится, — поясняет Арсен.

Авторский стиль

За качество своих изделий кузнец отвечает. Его изделия находятся в разных уголках России и даже за ее пределами. По словам кузнеца, передавать мастерство другим он начал совсем недавно. Первыми учениками стали его сыновья. Отец обучил ребят многому, но в профессии они не остались. Арсен считает, что еще не время, может быть, став взрослее, ребята захотят реализовать свои желания именно у горна. А пока они заняты реализацией своего потенциала в других сферах.

Это тяжелое ремесло, требует специального оборудования, причем довольно затратно, плюс помещение должно быть большим. Я собирал необходимое в течение нескольких лет, постоянно вкладывал заработок в оборудование для своей кузни. В интернете много общаюсь с единомышленниками, многие предполагают, что потратиться на оборудование, а потом еще и физически работать в кузне не­оправданно. Проще купить жилье и сдавать в аренду, например. Самому работать не придется. Но я таких мнений не разделяю. Мне нравится то, что я делаю, — отмечает мастер.

Он искренне верит, что это древнее ремесло найдет последователей, столь же увлеченных людей и в современном мире. Для этого часто принимает участие в разных фестивалях и конкурсах как на территории республики, так и за ее пределами. Он считает, что кузнечное мастерство способно очаровать любого человека, а дальше все зависит от характера. И если начинающий кузнец захочет реализовать свои задумки, обязательно найдет возможность создать себе рабочее место, найдет время, чтобы работать. А там, кто знает, может быть, и новые имена мастеров зазвучат в республике.

Среди его товарищей — столь же увлеченных людей — немало мастеров-ювелиров, которые придают изделиям Арсена завершенный вид, наносят национальные орнаменты на рукоятку, делают ножны в соответствии с запросами заказчиков. Получается неповторимый колорит. Настоящие ценители работ Арсена Хашхожева найдут его изделия безошибочно. Поскольку у него свой особый почерк.

Галина ШЕВЕЛЕВА.

19.09.2023 в 10:40
Возрастная категория материалов: 16+