Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: Артур Лаутеншлегер/САФото: Артур Лаутеншлегер/СА

На Земле насчитывается порядка 2500 языков. Но есть множество людей, у которых общение проходит с помощью жестов. В преддверии Международного дня глухих «СА» встретилась с двумя лучшими выпускницами Адыгейской республиканской школы-интерната для детей с нарушениями слуха и зрения Инной Кибиткиной и Яной Чиняковой. В общении с девушками помог сурдопереводчик.

Упорство и труд

По словам их бывшего классного руководителя педагога Светланы Разиной, девушки — гордость школы-интерната.

Хорошо помню, как они только пришли учиться в нашу школу, немного испуганные и растерянные в новом месте. Инна не расставалась со своей любимой куклой, всюду ходила с ней. Девочки учились с усердием и желанием, были активными, охотно участвовали во всех культурно-массовых мероприятиях — и стихи читали, и песни пели, плясали. Очень общительные, любознательные, ответственные, — рассказывает Светлана Разина.

Девушки хорошо учились и успешно подготовились к поступлению в вуз. Сегодня они учатся в Адыгейском государственном университете.

Многие ошибочно считают, что глухие люди не смогут должным образом освоить школьную программу и учиться в колледжах и вузах. Это совсем не так!

Как отмечает Светлана Разина, глухота — не приговор и не преграда для полноценной жизни, и это неоднократно было доказано выпускниками школы-интерната.

Среди них много студентов вузов, спортсменов, тренеров, педагогов, специалистов в иных областях. Причем даже после того, как прозвенит последний школьный звонок, связь выпускников с родной школой не прерывается.

Светлана Разина также рассказала, что педагоги и руководство школы стараются быть в курсе того, как складывается дальнейшая жизнь ребят, да и сами выпускники часто заглядывают в школу.

Взаимодействовать с окружением

Фото: Артур Лаутеншлегер/СА
Фото: Артур Лаутеншлегер/СА

Инна Кибиткина родилась в семье инвалидов по слуху, рано освоила язык жестов.

Меня с детства окружал мир тишины, и то, что он отличается от внешнего мира, я стала понимать только лет в шесть, — призналась Инна. — В школу меня привела мама и, чтобы мне не было одиноко, дала куклу. С ней я ходила почти весь год… Школа мне очень многое дала, она научила не только читать и писать, но и верить в себя, в свои силы, преодолевать трудности. Помню, с первого дня пребывания в школе-интернате я окунулась в совсем иной мир, и не было свободной минуты, чтобы предаваться грусти.

Там она погрузилась в занятия по развитию речи, слухового восприятия, постановке звуков, кружки хореографии, жестового пения, растениеводства, декоративно-прикладного искусства, а также курсы сценических движений.

В двенадцатилетнем возрасте Инна познакомилась со спортом: папа отвел ее в секцию дзюдо и самбо, к тренеру Байзету Беданокову.

Мы в тот день попали на тренировку, и мне сразу же понравился этот вид спорта… И сама одежда — кимоно, и то, как корректно и красиво вели спарринг  девочки, с тех пор мое сердце принадлежит спорту, — рассказывает Инна.

Тренировки она посещала три-четыре раза в неделю, в сопровождении мамы или папы. С четырнадцати лет до спорт­зала стала добираться самостоятельно. Тренер сразу же заметил у Инны спортивный талант. Его воспитанница вскоре стала победителем не только на республиканских соревнованиях в этом виде спорта среди инвалидов по слуху, но и на всероссийских. В первенстве России 2018 года она среди сотен других участников заняла 2 место, а в 2022 году на чемпионате России среди спортсменов с нарушением слуха Инна Кибиткина стала победителем. И это при том, что в соревнованиях принимали участие 150 спортсменов из 37 регионов России! Кроме всего прочего, девушка входит в состав сборной России по дзюдо и самбо среди спортсменов с нарушением слуха.

В планах у студентки первого курса спортфака АГУ — успешно окончить вуз, стать тренером и помогать молодым спортсменам добиваться результатов.

На языке жестов

Фото: Артур Лаутеншлегер/СА
Фото: Артур Лаутеншлегер/СА
Проблемы со слухом у Яны Чиняковой стали следствием тяжело перенесенной ангины. Тогда ей было всего полтора года.

Родители никогда не отчаивались и вселяли в меня уверенность: нарушение слуха — это не самое страшное, что может произойти с человеком, — рассказывает Яна.

Она родилась в поселке Майском Кошехабльского района и хорошо помнит из детства занятия с логопедом. В семилетнем возрасте девочку определили на учебу в школу-интернат в Майкопе.

Помню и свою первую учительницу — Зарему Эдуардовну Напсо, она была для нас как вторая мама. Атмосфера в интернате была очень домашняя, учителя и воспитатели очень тепло к нам относились. Все это помогало адаптироваться, — отмечает она.

Учеба приносила ей радость, она быстро освоила язык жестов и дактильную азбуку — изображение букв с помощью пальцев. Но все годы обучения в школе педагоги всегда требовали от воспитанников именно разговорной речи, отмечает Яна.

Школа мне очень многое дала, она научила не только читать и писать, но и верить в себя, в свои силы, преодолевать трудности.

Помимо учебы она занималась в различных кружках, увлекалась танцами, шитьем и спортом. По ее словам, воспитанники школы-интерната регулярно выезжают на различные соревнования, фестивали, конкурсы, экскурсии.

Я активно участвовала в различных конкурсах Абилимпикса и практически всегда занимала призовые места, — делится Яна. — В Адыгее на конкурсах Абилимпикса была лучшей среди участников в номинациях «шитье» и «флористика». К одному из конкурсов я сшила очень красивый национальный адыгейский костюм для куклы и заняла первое место. На национальном чемпионате профессионального мастерства среди инвалидов в компетенции «обработка текста» заняла второе место.

Сейчас она учится на педагогическом факультете АГУ и мечтает стать учителем. Среди однокурсников у Яны много друзей. После окончания вуза она планирует вернуться в родную школу-интернат и учить детей с проблемами слуха.

В настоящее время получаю опыт в школе-интернате в качестве помощника воспитателя. Мне нравится общаться с первоклассниками и помогать им адаптироваться к учебе, — говорит Яна.

По ее словам, свободное время она посвящает чтению книг и просмотру сериалов с субтитрами. А еще она любит заниматься кулинарией, печет торты и пироги. Общение с друзьями и одно­группниками у нее проходит в чатах социальных сетей и мессенджерах. Современные средства коммуникации значительно упрощают жизнь слабослышащих и инвалидов по слуху.

У нас есть свой родной язык — жестов, и это очень выручает. Это первый язык, который мы усваиваем. Кстати, общение на нем происходит не словами, а картинками. Каждая страна в мире имеет свою культуру, традиции и свой жестовый язык, — отмечает Яна.

В декабре 2012 года русский жестовый язык (РЖЯ) получил официальный статус и из «языка межличностного общения» стал «языком общения при наличии нарушений слуха и (или) речи, в том числе в сферах устного использования государственного языка Российской Федерации».

Благодаря этому изменению в законе глухие и слабослышащие имеют право на услуги переводчика при обращении в госучреждения, — резюмирует Яна.

Язык жестов постоянно совершенствуется, в нем появляются все новые и новые слова. Причем каждый его носитель может выступить с инициативой и придумать новое слово.

Валерия ЛОМЕШИНА.

ФАКТ

По данным ВОЗ, разными нарушениями слуха страдает около 466 миллионов человек — это более 5% населения мира. Из них больше половины страдают от инвалидизирующей потери слуха. В России 10% населения — люди с нарушением слуха, в том числе более 1 миллиона — дети.

 

23.09.2023 в 09:07
Возрастная категория материалов: 16+