Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: Алексей ГусевФото: Алексей Гусев

Театральное объединение Республики Адыгея готовится к новому сезону. 4 октября Национальный театр им.И.С.Цея представит спектакль «Пачъыхьэу Эдип» («Царь Эдип»). Постановка обещает стать одной из самых зрелищных премьер этого года. Почему ее так ждут в республике, а также чем труппа готова удивить своего зрителя — в интервью «СА» рассказал художественный руководитель Театрального объединения Адыгеи, заслуженный деятель искусств РА Рустам Ачмиз.

— Рустам, почему «Царь Эдип»? Как пришла идея поставить именно этот спектакль и почему Нацтеатр обратился к древнегреческой драматургии?

— Наше театральное объединение сейчас большое внимание уделяет репертуару. Нужны работы, которые не только будут радовать своего зрителя, но и позволят с успехом представлять республику на фестивалях. То есть мы должны иметь в репертуаре «фестивальные спектакли». И я считаю, что эта постановка именно такая. «Царя Эдипа» ставит весь мир — абсолютно все ведущие театры. Таким спектаклем и мы можем показать, что умеют наши актеры.

А изначально эта идея возникла, когда я только пришел сюда на работу. Мы долго искали подходящий материал. Подняли весь архив — достали пьесы, уже переведенные на адыгейский язык. Выбрали несколько. Не знаю, по каким причинам эти постановки не состоялись ранее… Потом стали обсуждать варианты с режиссером.

Московский режиссер Константин Мишин и руководитель Театрального объединения Адыгеи Рустам Ачмиз
Московский режиссер Константин Мишин и руководитель Театрального объединения Адыгеи Рустам Ачмиз

— Я думаю, о нем тут надо сказать подробнее. Для постановки вы пригласили московского режиссера Константина Мишина. Он также является театральным педагогом и хореографом. Почему ваш выбор пал на него?

— Ответ прост. Я давно знаю этого режиссера: вместе приходилось работать. Поэтому я напрямую предложил ему с нами сотрудничать.

Несколько раз встретились в Москве, потом он приехал к нам в Майкоп. Тогда мы еще никому о своей идее не говорили. Он приехал с мастер-классами и заодно, как говорится, «прощупать» актеров.

Труппа, по его мнению, оказалась хорошая, но это, как он тогда сказал, не предел. Сразу мы не определились, какую пьесу будем ставить. Уже позже в результате долгих обсуждений остановились на «Царе Эдипе». Вплотную к работе мы приступили

весной, когда Константин второй раз к нам приехал. Потихоньку начали раскладывать, кто пойдет на какую роль.

— А как ваши актеры отреагировали на неожиданную новость?

— Нашим актерам дай только работу! (Смеется.) Тем более если она творческая и интересная… Вот что мне нравится в нашей труппе — они всегда работают на подъеме. А в данном случае, понимаете, не только актеры — все наши цеха увлеклись. Потому что такой спектакль — это современный театр. Театральное искусство сейчас настолько шагнуло вперед, что мы, театр провинциальный, чуть-чуть оказываемся позади. «Эдип» для всех стал возможностью создать большую современную работу. В ней задействованы все и все, в том числе техника, которая после ремонта была установлена, — свет, проекции и поворотные круги на сцене.

«Царя Эдипа» ставит весь мир — абсолютно все ведущие театры. Таким спектаклем и мы можем показать, что умеют наши актеры.

Поэтому, кроме режиссера, мы еще пригласили художника-сценографа, художника по костюмам. В нашем случае это один человек — Анна Федорова, известный художник-постановщик, преподаватель во МХАТе. Так получилось, что, когда мы ее решили пригласить на постановку пьесы по греческой мифологии, она как раз была в Греции. И согласилась. И прямо из Греции прилетела к нам в Адыгею. Также мы пригласили видеохудожника Владимира Гусева. Он тоже профессионал с международным опытом. Именно для этого спектакля он нам создал видео, которое появляется прямо как чеканка на сцене. Но не хочу раньше премьеры открывать нюансы. Еще мы пригласили художника по свету Максима Бирюкова. Он более 15 лет работал в театре юного зрителя.

— И хотя вы не хотите раскрывать подробности, но невозможно не поговорить о костюмах, декорациях, сценических эффектах… Те, кому посчастливилось побывать на открытой репетиции, остались под большим впечатлением.

— За костюмы и декорации как раз отвечала Анна Федорова. Пока мы ставили спектакль, она достаточно долгое время здесь провела, много где побывала. Познакомилась с национальной культурой. Ее очень вдохновила «Золотая кладовая» Аси Еутых. Вот мне даже кажется, что от нее все и пошло — почти весь спектакль у нас черно-золотой. Мне сразу представилось: курган, ритон, голова лошади из сценической видеографии… В музыкальном оформлении тоже. Хотя напрямую национальное не читается. Но определенные тонкие ассоциации все же есть.

А еще, работая над всем этим, мы выяснили, что у нас во всех цехах много скрыто талантов, и им просто надо дать возможность раскрыться. Например, костюмы — Анна присылала свои эскизы, а все делалось у нас. Очень хвалила наших девочек — художников по костюмам, которые готовы работать и создавать такие шедевры. Наши художники-сценографы тоже отличный мастер-класс прошли в этом процессе.

— Насколько получилось задуманное? Опять же те, кто успел что-то увидеть, в ожидании премьеры говорят, что постановка должна получиться какого-то нового уровня.

— Не хочу быть нескромным, но, возможно, так и есть. Потому что в этот раз все сделано иначе — технически современно и профессионально. Может, еще и поэтому такая реакция у людей. У нас зритель же привык к классическому театру.

Фото: Алексей Гусев
Фото: Алексей Гусев

Но я уверен, что 99,9% зрителей сердцем воспримут этот спектакль. И ни один человек не уйдет равнодушным. Открытую репетицию мы делали несколько раз, и я наблюдал за теми, кто был в зале, — обычно это наши коллеги и люди из других театров. И это был спектакль в спектакле. Кто-то не мог сразу высказать свое мнение. Видно, хотелось это все переварить, подумать. А некоторые, наоборот, еще какое-то время оставались в зрительном зале и обсуждали. Были и те, кто только через несколько дней звонил, чтобы высказать свое мнение. А еще несколько человек приходили и на первую открытую репетицию, и на вторую, а потом на сдачу. Объясняли — интересно наблюдать за тем, как постановка двигается, трансформируется, к чему в конечном итоге идет…

— Кстати, про Константина Мишина рассказывают такую интересную вещь: когда работает над чем-то, он постоянно находится в непрерывном творческом поиске и даже может буквально накануне премьеры что-то додумать или поменять. Здесь так же?

— Да, абсолютно так. Перед сдачей за несколько дней у нас была открытая репетиция, и он очень много чего поменял. Даже актеры на перерывах говорили: «Как мы это все запомним?! У нас же уже сдача». Но все зависит от режиссера. Именно он видит полную картину. Он продолжает совершенствовать задумку даже перед премьерой.

— Тогда опять вернемся к актерскому составу: кто играет главные роли в этом спектакле?

— Открою секрет: изначально роль Эдипа Мишин предложил мне. Но я отказался. Я пришел в театр как руководитель, и мне важно, чтобы в учреждении работала команда. Хочу, чтобы все занимались своим делом и вся труппа одинаково развивалась.

В роли Эдипа — Ислам Удычак. Ему режиссер тоже нашел свои решения, и мне нравится, как он это сделал. Для Ислама, кстати, это первая главная роль. И сразу такая большая! Но он прекрасно справляется. Я верю тому, что Ислам на сцене делает.

Фото: Алексей Гусев
Фото: Алексей Гусев
Иокасту играет Саниет Халаште, Креонта — Аскарбий Жудов… Но вот, знаете, правда выделять никого не хочется. Вся труппа у нас задействована. Увидев спектакль, вы поймете — здесь все главные. И массовка, которая там работает, тоже. Каждый выкладывается на высоком уровне: и поют, и играют на инструментах, и пластика задействована опять-таки.

— «Эдипом» вы решили открыть новый театральный сезон. Премьера спектакля состоится 4 октября. Среди приглашенных гостей — глава Адыгеи Мурат Кумпилов. Вы ощущаете его поддержку?

— Да. Он вообще интересуется нашими делами. По именам знает наших актеров. Всегда спрашивает. Он даже может по парку гулять и зайти, посмотреть, что мы делаем, чем сейчас заняты. И когда мы поделились планами на этот проект, он полностью нас поддержал.

На премьеру мы также пригласили актеров, режиссеров, директоров театров из других регионов. Это обязательно нужно было сделать, чтобы о театральной Адыгее начали говорить. Заодно сами присматриваемся, кто может что-то интересное для нас сделать. Позже мы планируем организовать отдельные бесплатные показы для районов. Для работников образования и культуры например. Не забываем и про гастроли. Сейчас планируем в Волгоград, Владикавказ и Краснодар разные спектакли повезти. И «Эдип», конечно, тоже будет выезжать.

— Раз мы уже заговорили о планах, еще и в свете реорганизации — с недавнего времени Национальный и Русский театры вошли в одно театральное объединение. Как изменится ваша работа?

— Сейчас наше театральное объединение стало абсолютно по-другому работать. После реорганизации у нас две труппы. И мы планируем большие проекты, где можно будет их объединять. У нас почти нет времени отдыхать. Где нет репетиции — есть гастроли, где нет гастролей — есть на «стационаре» спектакль. Причем каждый актер задействован.

Я уверен, что 99,9% зрителей сердцем воспримут этот спектакль. И ни один человек не уйдет равнодушным

Сейчас пройдет премьера, и мы хотим пригласить специалистов из Москвы, Питера, хотя бы на 10 дней, чтобы они обучали наших ребят здесь — раз мы уже хотим ставить такого уровня спектакли. Я хочу, чтобы театр стал не только профессиональным, но и модным. Я хочу, чтобы в наш театр стало модно ходить. У нас есть наш зритель, но мы должны быть притягательны и для молодежи. А еще…видите, у меня в кабинете на стене две картины и рядом свободное место? Хочу, чтобы там когда-нибудь появилась «Золотая маска»…

Премьера спектакля «Пачъыхьэу Эдип» («Царь Эдип») состоится 4 октября в Пушкинском народном доме в 19.00.

Постановка — на адыгейском языке с синхронным переводом на русский.

Елена ЮСЕФ.

 

27.09.2023 в 10:39
Возрастная категория материалов: 16+