Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: Артур Лаутеншлегер/САФото: Артур Лаутеншлегер/СА

Сложно представить современный город без общественного транспорта. Автобусы, троллейбусы, маршрутные такси… Водитель Максим Лезенюков работает в ООО «Трансюгмонтаж» уже 16 лет. Ежедневно выходит работать на своем автобусе по маршрутам №1 и 2 на улицы Майкопа. В канун профессионального праздника — Дня автомобилиста, который отмечается в последнее воскресенье октября, Максим Лезенюков рассказал «СА» о том, почему стал водителем, о сложностях своей профессии и работе по душе.

Майкопчанин Максим Лезенюков с детства мечтал крутить баранку, часто прибегал к отцу на работу (тот трудился слесарем в транспортном предприятии) и представлял себя водителем автобуса. После школы окончил автодорожный техникум, успел поработать в автоколонне 1491, повозить пассажиров на троллейбусе по городским маршрутам. А затем исполнил свою мечту — сел за руль автобуса.

 Работать водителем автобуса наверняка мечтали многие мальчишки, как и я когда-то, стать им не трудно. Сложнее не поддаваться минутным слабостям и не разочароваться в своей профессии, делится Максим. — Я рассказываю об этом всем стажерам, которые приходят ко мне. Но огорчает то, что после нескольких месяцев работы остаются немногие.

В ООО «Трансюгмонтаж» в настоящее время 22 автобуса. Предприятие занимается перевозкой пассажиров по 1, 2, 11, 51 и 110 маршрутам. Здесь своя ремонтная база, свои механики, медики.

 Перевозим пять льготных категорий пассажиров по муниципальному контракту. Среди водителей в основном опытные люди. Проблема с водительским составом, наверное, сейчас отмечается во всех отраслях. Молодежь к нам приходит, но не задерживается, рассказывает наш собеседник.

По графику

Подъем у водителей автобусов ранний: в шесть утра уже надо быть на линии, а до этого подписать у механика документы, пройти обязательный медицинский осмотр — и за баранку. За рабочий день Максим делает шесть-восемь рейсов по своему маршруту. В графике указано и время обеденного перерыва.

 Я всегда хотел работать с людьми, так что вполне доволен. А что вставать рано приходится, так это не проблема. Опаздывать не люблю, поэтому приезжаю даже с запасом времени на работу. А дальше — график. Вот в соответствии с ним трогаюсь и еду. Не хочу, чтобы пассажиры опаздывали на работу, учебу, важные встречи, делится Максим.

Каждое утро, когда с предприятия выезжаем, нам напоминают: «Будьте предельно вежливы». Весь день, как мантру, стараюсь это повторять. Но в ответ не всегда слышу вежливое обращение

Следит он не только за графиком — несет ответственность также за комфорт и безопасность пассажиров своего автобуса. О проблемах и критических ситуациях, которые неизбежно возникают на дороге, Максим рассказывает скупо. Говорит, бывает, что подрезают водители легковушек. Иногда сложно к остановке подъехать, а все потому, что в карманах для общественного транспорта останавливаются машины: видимо, люди убеждены, что это нормально. Максим старается не раздражаться по таким поводам.

Немного психолог

 Есть у меня такой принцип — сглаживать конфликты, уходить от них. Стараюсь улыбнуться в ответ. А там уже и оппонент улыбнется. Бывает, люди конфликтуют ради самого конфликта, стараюсь шутить и философски относиться ко всему, отмечает водитель.

По его словам, в салоне пазика, на котором он возит пассажиров, есть две видеокамеры, записывающие все, что происходит в автобусе. Максим утверждает, что разбирать конфликты и прибегать к просмотру этих записей не приходилось никогда.

Работать водителем автобуса наверняка мечтали многие мальчишки, как и я когда-то, стать им не трудно. Сложнее не поддаваться минутным слабостям и не разочароваться в своей профессии

 Каждое утро, когда с предприятия выезжаем, нам напоминают: «Будьте предельно вежливы». Весь день, как мантру, стараюсь это повторять. Но в ответ не всегда слышу вежливое обращение, особенно если документ на льготный проезд просрочен или проездной за прошедший месяц предъявляют. Делаю замечание и слышу, как пассажиры в ответ ругательствами сыплют. Но себя сдерживаю, рассказывает Максим.

Восхищаются его выдержкой и другие водители, а он лишь шутит в ответ, что психологию изучать надо. И ведь действительно: водителю городского транспорта нужно быть немного психологом, немного философом и при этом железной выдержкой обладать.

В удовольствие

Транспорт Максим любит, говорит, что с удовольствием наблюдает из окна своего автобуса, как меняется город в разные сезоны, как становится красивее и благоустроеннее в последние годы.

 От водителя многое зависит — нужно постоянно и свое­временно ухаживать за машиной. Для меня разницы нет, моя это легковая машина или большая рабочая. Если я на ней работаю, то отвечаю за исправность,  говорит наш собеседник.

Перезагрузкой от напряженной работы для него долгое время был футбол: играл в разных командах. Сейчас уже не выходит на поле, хотя желание погонять мяч есть, но наш герой считает, что для отдыха ему достаточно посмотреть игры по телевизору. С одобрения супруги и двух дочерей смотрит спортивные каналы и болеет за любимые команды. А утром снова выходит на маршрут и спешит, чтобы пассажиры успели вовремя по своим делам.

Галина ШЕВЕЛЕВА.

 

29.10.2023 в 09:22
Возрастная категория материалов: 16+