Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: Ольга Ефимова/САФото: Ольга Ефимова/СА

Сколько лет самому старому чайному кусту в мире? А в Адыгее? Как давно в нашем регионе стали выращивать эту субтропическую культуру? Чем отличается черный напиток от зеленого? В преддверии Международного дня чая «СА» искала ответы на эти и другие вопросы.

На южных склонах

Адыгейский чай является одним из брендов республики. Его плантации не похожи ни на одни другие. Это не ровные ряды сочинских посадок, не огромные террасные китайские лабиринты или непрерывные чайные узоры, украшающие индийские холмы. Адыгейский чай — это всего лишь 6 гектаров чайных кустов, разбросанных небольшими участками в предгорьях Майкопского района. Живописные зеленые поляны с подстриженными кучерявыми кустами, похожими на стадо барашков, спрятались в лесных массивах поселков Тульского,
ВИРа, станиц Новосвободной и Дагестанской. Все дело в том, что почти сотню лет назад закладывались они как небольшие опытные площадки в качестве эксперимента.
— Чай в Адыгее появился в 1938 году. Самые первые его посадки были сделаны еще академиком Николаем Ивановичем Вавиловым (его портрет и сейчас висит в кабинете директора на самом видном месте. — Прим. ред.). Вторую попытку адаптировать культуру в Адыгее сделали грузинские селекционеры из Всесоюзного научно-исследовательского института чая и субтропических культур города Махарадзе (сегодня Озургети. — Прим. ред.), — рассказывает бессменный директор Адыгейского филиала Субтропического научного центра Российской академии наук Эдуард Пчихачев.

По его словам, именно научные работники разбивали на прогреваемых солнцем южных склонах горных холмов Майкопского района эти маленькие плантации. Они отслеживали рост и состояние разных сортов чая в местных условиях, занимались селекцией и писали научные работы. Но в 90-х годах после распада СССР вся деятельность была приостановлена, а плантации — заброшены. Вторую жизнь адыгейский чай получил уже после образования Республики Адыгея. Руководство молодого субъекта увидело в этом направлении перспективу и поручило восстанавливать Адыгейский опорный пункт НПО «Сочинское» по цветоводству и субтропическим культурам молодому специалисту — Эдуарду Пчихачеву.

Какие-то теоретические знания о чае у меня были после университета (КБГУ, г.Нальчик. — Прим. ред.). Но до того дня, если честно, я даже не знал, что он может произрастать у нас в Адыгее. Поэтому изначально мало в чем разбирался. Самому приходилось все изучать, читать много литературы, — вспоминает Эдуард Пчихачев.

А ведь параллельно надо было восстанавливать и хозяйство, которое к тому времени уже около пяти лет не работало. Чай практически пропадал без ухода. Над землей оставалась только его прикорневая часть. Так что даже просто обнаружить посадки, раскинутые то тут, то там на 250 гектарах лесного массива, было сложно.

Собрали старую бригаду. Бригадиром чаеводческой бригады здесь когда-то работала Анфиса Ильинична Категова. Научный работник, профессионал — она знала, где находились все чайные закладки. Мы их оценили и поняли, что чай можно восстановить. К счастью, это довольно пластичная культура. Даже если наземная часть погибла, корневая система может сохраняться живой несколько лет. Мы очистили поля, провели дискование и культивацию, внесли удобрения, и потихоньку наш чай начал подниматься, — вспоминает Эдуард Кимович. — Вот с такими росточкамитоньше, чем песчинка, мы рядом и ставили колышки. Так и восстановили три гектара листосборного чая здесь — в поселке Цветочном.

Вечнозеленые

Мы идем как раз по этой плантации. Сюда проще всего добраться — всего шесть километров по лесной гравийной дороге. На левом склоне, поросшем дерном, темнеют кусты с вечнозелеными лаковыми листьями. Удивительное дело — на улице середина декабря, а чай сейчас в самом цвету! На некоторых ветках единичные бутоны, а другие усыпаны белыми цветочными коробочками почти полностью. Пахнут чайные цветы как весенние деревья, и еще слышится тон свежей заварки. Цветет чай с октября и до первых морозов.

Наш чай самый северный в мире по географическому расположению и по климатическим условиям. А еще он носит звание самого высокогорного в России. Из шести имеющихся в настоящий момент гектаров листосборных (дающих урожай. — Прим. ред.) — чуть больше половины, 3,3 га, — объясняет директор.

Каждый год площадь плантаций здесь стараются хоть немного увеличить. Иногда на одну сотку, иногда даже на квадратные метры. Ведь все-таки Адыгейский филиал научного центра субтропических культур — организация бюджетная и промышленным производством не занимающаяся.

Закладка одного гектара чая обходится примерно в 33 миллиона рублей, — объясняет Эдуард Пчихачев. — А еще надо восемь лет ухаживать за растениями, пока они дадут первый урожай. Уходные работы на одном га обходятся примерно в 400 тысяч каждый год. Превращаться в промышленную плантацию мы не планируем. Но каждый год стараемся что-то закладывать. Вот в следующем году планируем высадить около 1,2 тыс. кустов. Черенки уже нарезали и отдали в Сочинский питомник. Можно и из семян выращивать, но мы решили черенками — хотим попробовать на них вывести еще один новый местный сорт чая.

Два стойких сорта

В Адыгейском филиале научного центра сейчас выращивают два сорта чая. Один местный, который так и называется — «адыгейский». Остальная часть посадок занята популяцией китайского сорта «кимынь». Это высокогорный морозостойкий сорт, единственный сохранившийся из тех, что пытались здесь культивировать.

Сажали когда-то и краснодарский, и грузинский, и индийские сорта, — рассказывает Эдуард Пчихачев. — Но они не выдержали здешних климатических условий. У нас зона «рискованных» субтропиков. Для чая хорошо, когда тепло и влажно одновременно. Дождь пошел, потом солнышко и опять дождь. Наши сорта, правда, до -25°С под снегом выдерживают. И адыгейский, и китайский.

По словам Эдуарда Пчихачева, каждый собранный здесь чайный лист уникален. Обладает адыгейский чай и первоклассным вкусом.

Наш чай с 2010 года занимает первые места по вкусовым качествам и техническим характеристикам на международных конкурсах. Он обладатель различных дипломов, золотых медалей. Нам предлагали поставлять продукцию в сетевые магазины и отправлять за рубеж. Но для этого всего нужны большие объемы производства. А у нас все-таки научная продукция. Ведь действительно получается элитный продукт. В основном со склада реализуем. Закупают у нас чаи и местные небольшие магазины, — говорит директор.

Фото: Ольга Ефимова/СА
Фото: Ольга Ефимова/СА

Особенности производства

Производят в Адыгее в зависимости от сезона от полутора до двух тонн чая в год. Делают и зеленый, и черный. Оба вида можно изготовить из одного и того же растения. Отличаются только технологии обработки сырья. Темный оттенок и насыщенный терпкий вкус чайному листу придает процесс ферментации (окисления).

Собранный вечером лист мы завяливаем на специальных стеллажах. Утром в роллере скручиваем, выдавливая клеточный сок. Так проходит ферментация. Потом подсушиваем — получается черный чай. А зеленый в течение двух часов сразу нужно обрабатывать паром при температуре от 180 до 250 градусов. Но он в течение одного дня готов полностью. Можно делать и красный, и желтый. Но мы производим только черный и зеленый, — объясняет Эдуард Кимович.

Сейчас в филиале центра трудится 37 человек. Непосредственно на плантациях — на уходных работах и на сборе — занято 14 сотрудников. В основном все они жители Майкопского района. Здесь успели даже сложиться свои трудовые династии. У кого-то тут работали еще старшие родственники. Так что коллектив — как большая семья.

Есть люди, которые больше 20 лет работают и даже больше 30. Молодые тоже приходят. Стараемся их удержать. Смена поколений — уже сейчас думаем, кто после нас придет. Не хотим, чтобы то, что было воссоздано с таким трудом, пропало. Чай для меня уже как ребенок. Я его взращиваю 33 года. Даже мой день рождения по случайности совпадает с днем создания Адыгейского опорного пункта НПО «Сочинское» по цветоводству и субтропическим культурам. Это тоже знак, наверное, — улыбается Эдуард Пчихачев.

Туристические перспективы

Чай — это растение-долгожитель. Самыми старыми чайными кустами в мире гордятся Китай и Япония. Некоторым уже около тысячи лет.

Китайские коллеги как-то приезжали и рассказывали, что у них есть дерево, которому более тысячелетия. Одна кружка чая с него стоит тысячи долларов, — рассказывает директор.

Интересуемся, не привезли ли ему такой гостинец.

Нет, — смеется Эдуард Кимович. — Но привозили чай с 75-летних кустов. Но у нас тоже вот на этой плантации кусты есть, высаженные еще в 1938 году. Это растение, которое может жить очень долго, — с самшитом можно сравнить. Каждые 20 лет куст надо омолаживать. Делать тяжелую обрезку, например. И можно уже через год собирать урожай опять.

В общем, местных чайных мастеров удивить чем-то трудно. А вот сами они удивлять готовы. Помимо чая, Адыгейский филиал Субтропического научного центра Российской академии наук выращивает много чего интересного. Конечно, больше всего внимания привлекают другие редкие для нашего климата субтропические культуры — азимина, китайский финик унаби, несколько сортов хурмы, ремонтантный сорт грецкого ореха, который дает по два урожая в год.

Нередко к нам просятся на частные экскурсии и просто пофотографироваться. Поэтому решили попробовать организовать экскурсионные варианты посещения. Буквально неделю назад к нам с ознакомительной поездкой приезжали около двух десятков гидов из Адыгеи и Краснодарского края. Будем сотрудничать. Показать туристам есть что. И на плантациях, и в музее субтропических культур. У нас у самих есть подготовленный экскурсовод — наш ученый секретарь, — делится ближайшими планами Эдуард Кимович.

Первые уходные работы на плантациях начнутся ранней весной — с формовочной обрезки. За ней последует подкормка — растениям необходим азот. Сбор первого листа обычно начинается в мае. Всего за сезон при благоприятных погодных условиях здесь осуществляют 3-4 сбора. А пока у чая, можно сказать, тихий сезон — сезон цветов, горного тумана и дождей…

Елена ЮСЕФ.

Справка

15 декабря отмечается Международный день чая. Дата была учреждена во время Всемирного общественного форума, проходившего в Мумбае в 2004 году, и выбрана она неслучайно. Именно в этот день в 1773-м была принята Мировая декларация прав работников чайной индустрии. Сейчас это официальный профессиональный праздник для всех, кто выращивает чай или по роду своей деятельности связан с этим популярным напитком.

15.12.2023 в 10:07
Возрастная категория материалов: 16+