Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: Ольга Ефимова/Советская АдыгеяФото: Ольга Ефимова/Советская Адыгея

Во время Великой Отечественной войны он защищал страну с оружием в руках, воевал на Восточном фронте. Всего в армии прослужил больше семнадцати лет. А в гражданской жизни посвятил себя строительству дорог. Созидательному труду отдал почти три десятка лет. «СА» рассказывает об Андрее Степановиче Гончаруке, который в текущем году готовится отметить столетний юбилей.

Крестьянский труд

Андрей Гончарук родился в 1924 году в деревне Марьяновка Приморского края в многодетной семье колхозника. Вместе со своими тремя сестрами и четырьмя братьями, как и все крестьянские дети, Андрей Степанович рано приобщился к крестьянскому труду, помогал родителям по хозяйству. Его отец держал 400 ульев пчел и занимался медом. В том, что в 30-е годы прошлого столетия отец со своей продукцией в Москве на ВДНХ получил почетную грамоту, немалая заслуга Андрея Степановича.

В 1942 году Андрея Гончарука призвали в Советскую армию, в которой он прослужил до 1950-го. В годы войны находился на Восточном фронте.

На корабле нас перебросили на Курильские острова. Там у нас был свой форпост и локаторная установка, которую я вместе со своими сослуживцами монтировал. В дальнейшем мы охраняли рубежи страны, — рассказывает Андрей Степанович.

Кроме того, там дислоцировался танковый полк, и я даже получил воинскую специальность танкиста. Но принять участие в боевых действиях в этом качестве не успел — война закончилась, и Япония подписала акт о капитуляции, — добавляет Андрей Степанович.

После демобилизации он приехал в Майкоп, окончил школу механизации в станице Ханской. В дальнейшем работал комбайнером, трактористом в станице Кужорской. Затем снова вернулся на воинскую службу и прослужил в саперном батальоне прапорщиком до 1960 года.

Машинист автогрейдера

После этого Андрей Гончарук окончил школу грейдеристов и с 1960 года перешел на работу в Майкопское ДРСУ в поселке Тульском, где и трудился бессменно на протяжении 27 лет.

Технология строительства дорог в то время была совсем другой — еще не было никаких смесителей, грунт просто рассыпался, заливался гудроном, все это перемешивалось. Я на грейдере эту смесь «стелил». А дальше каток участок выравнивал, — рассказывает Андрей Степанович.

Добрые слова о нем говорит и бывший коллега, один из руководителей подразделения Тембот Панеш.

В то время я работал с Андреем Степановичем в Майкопском ДРСУ. Мы обслуживали 300 км дорог в Майкопском районе, работали на трассе Армавир — Майкоп — Туапсе и ее ответвлениях в сторону Абадзехской, Новосвободной, Севастопольской, Ханской, Белореченской, Гиагинской. Он, как специалист, прекрасно справлялся со своими заданиями. Работая на автогрейдере, Андрей Степанович чувствовал, когда все частицы песка и материалов других фракций полностью покроются битумом. По его словам, асфальт в это время начинает «шевелиться» и «дышать», словно человек. Он мог работать и на асфальтоукладчике, строил полотно шириной 7 метров и толщиной до 7 см. Кроме того, Андрей Степанович мог качественно выполнить работы по поверхностной обработке, которая называется дорожной одеждой, защитой. Ее хватало на три года. Потом щебенка разрушается, изнашивается, и снова необходим ремонт, — рассказывает Тембот Панеш.

Дополнительно в обязанности ДРСУ входила и очистка дорог и кюветов, в том числе от снега. Андрей Гончарук и на этих работах зарекомендовал себя с лучшей стороны. Он был предан своему делу и даже после выхода на заслуженный отдых продолжал работать. За добросовестный труд Андрей Степанович отмечен различными наградами.

В экстремальных условиях

Немало было случаев, когда Андрей Гончарук проявлял свои самые лучшие качества в экстремальных ситуациях. Об одной из них вспоминает его сын Валентин.

Дело было поздней осенью, когда однажды в шесть утра начался сильный снегопад. А мой отец как раз в том году был закреплен за грейдером, который должен очищать дороги от снега. Он ждал вахтовую машину, а она все не приезжала. И тогда папа решил идти пешком от центра Майкопа до своей работы в поселке Тульском. Мы его отговаривали, мол, уже не тот возраст (ему было около 60 лет), ­чтобы столь длинные пешие прогулки совершать, да еще в снегопад. А он нам ответил: дети утром по заснеженным дорогам и тротуарам в школу и в детский садик как пойдут? И ушел. Тогда он успел добраться до работы, завести и прогреть технику и до начала уроков в школах очистить от снега всю территорию, закрепленную за ним, — рассказывает Валентин.

Чтобы понять, насколько важна работа машиниста автогрейдера, достаточно знать, что строительство любых дорог, магистралей и даже тротуаров начинается с того, что под них готовится основание — возводится насыпь и разравнивается поверхность, то есть выполняются земляные работы. Без квалифицированных специалистов, работающих на автогрейдере, здесь не обойтись. Переместить и равномерно распределить различные сыпучие вещества (гравий, песок, щебень, снег и так далее), очистить и выровнять поверхность — это работа грейдериста. И с ней отлично справлялся Андрей Степанович.

Работа эта разнообразная и интересная. Мне она нравилась, — говорит наш собеседник. — Одну дорогу строишь, другую, постоянно меняются пейзажи за окном. Работали не только в Адыгее, но и в Краснодарском крае. Выполняли порой довольно трудные задания, а для этого приходилось применять все свои знания и навыки. Но это и создавало особое настроение, задавало тон.

А еще, по словам Андрея Гончарука, обязательно нужно быть физически выносливым. Ведь приходилось трудиться в жару и в снег, при этом никто не отменял пыль и грязь. В общем, в каждой работе есть свои плюсы и минусы. Но, завершая работы на следующем объекте, Андрей Степанович осознавал, что для водителей созданы комфортные условия.

За свою трудовую деятельность Андрей Гончарук награжден орденами Октябрьской революции, «За трудовую доблесть» и «Знак Почета». Ему присвоено звание «Заслуженный дорожник Адыгеи».

Невзирая на возраст

Несмотря на свои почтенные годы, Андрей Степанович не любит лежать на диване, постоянно находится в движении, выполняет какую-то работу. Вот и сейчас, пока ждал гостей из «Советской Адыгеи», чистил территорию возле своего дома от снега, ловко орудуя большой совковой лопатой.

Думается, что секрет долголетия моего отца — в физической активности. Он ни минуты не сидит на месте. Недавно, к примеру, завез 10 машин грунта во двор дома, все это выровнял, теперь намерен заниматься благоустройством дальше, — рассказал Валентин.

По словам сына, Андрей Степанович любит работать в огороде — выращивает овощи, ягоды. С удовольствием ходит пешком, причем на большие расстояния. Так что старость его дома точно не застанет.

Владимир КИСЕЛЕВ.

18.01.2024 в 14:00
Возрастная категория материалов: 16+