Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: Татьяна Дубовик/Советская АдыгеяФото: Татьяна Дубовик/Советская Адыгея

Министерство внутренних дел по Адыгее через средства массовой информации регулярно обращается к жителям и гостям региона, предупреждая их о различных мошеннических схемах. Но до сих пор случаи обмана граждан, в основном представителей старшего поколения, не единичны. Наш давний подписчик Игорь Петрович А. рассказал «СА» о своем опыте общения с жуликами, решившими «развести» пенсионера.

Помочь «своим»

Игорь Петрович, кадровый военный, отдал службе под погонами более четверти века, а после выхода в запас продолжил работать «на гражданке» в одной из гос­организаций. Как офицер, «государственный человек», он всегда с особым пиететом относится к своим — тем, на чьих плечах погоны, вне зависимости от ведомственной принадлежности. Несколько раз он оказывал помощь сотрудникам полиции, был понятым.

Самому приятно бывает, когда понимаешь, что прикоснулся к важному делу, помог поддержанию правопорядка, — делится он.

Осенью прошлого года, когда на экране смартфона высветился логотип «Прокуратура России», отставной офицер даже внутренне подобрался: «Неужели я понадобился такому серьезному ведомству?»

— Игорь Петрович, с вами говорит старший следователь прокуратуры капитан полиции Ратманов, — услышал уверенный голос в трубке пенсионер. — Вам знаком Борисов Андрей, 1986 года рождения, уроженец Армавира? Он собирается взять на ваше имя большой кредит. С вашей помощью мы должны раскрыть преступную схему. Никому не рассказывайте о нашем разговоре, в противном случае за раскрытие тайны следствия вы будете привлечены к уголовной ответственности…

Пенсионер опешил от такого напора, отвечал лишь «да…да…». В течение часа с ним разговаривали и «прокурор», и «следователь по особо важным делам Главного управления МВД». В итоге Игорю Петровичу было дано указание:

В банке вы должны взять кредит на сумму 280 тысяч рублей, обналичить их и передать эту сумму нашим сотрудникам. Так как операция секретная, никому не сообщайте об участии в ней. Наличные средства от вас в непрозрачном пакете у прокуратуры республики заберет наш секретный сотрудник.

Возьмите кредит

Сейчас Игорь Петрович сам не понимает, почему пошел на поводу у лжесотрудников. Напор, невозможность спросить что-либо ввиду «чрезвычайной секретности», апелляция к многочисленным статьям Уголовного кодекса так убедили в серьезности и достоверности происходящего, что он даже сыну — кстати, тоже майору — не рассказал об участии в «секретной операции».

Весной я перенес инсульт, до сих пор иногда мысли путаются, периодически болит голова. А тут ко мне — военному пенсионеру — вдруг обращаются за содействием из прокуратуры, из главка МВД. Посчитал, что это мой долг — офицера, гражданина — прийти на помощь коллегам. Размечтался — может, наградят грамотой за сотрудничество, — горько улыбается пенсионер.

Игорь Петрович отправился за деньгами в банк, приняли его без очереди. Но, по счастливому для него банковскому правилу, специалисты вначале отправили заявку на одобрение кредита. Поскольку визит в банк состоялся в пятницу, то одобрение должно было прийти лишь в начале следующей недели. Все выходные отставной офицер провел как на иголках и в понедельник, придя в офис банка, отозвал заявку.

Показалось странным, когда в течение выходного дня постоянно звонят люди в больших чинах, из серьезных ведомств, чтоб поинтересоваться — взял ли кредит, обналичил ли его? Я даже спал урывками… Вспомнил публикации в вашей газете и вдруг понял, что едва не стал жертвой мошенников, — рассказывает пенсионер.

С вещами на выход

По дороге из банка Игорь Петрович зашел к сыну и, собравшись с духом, рассказал о попытке обмана.

Сын очень рассердился на меня за молчание, — рассказывает пенсионер. — Сказал: «Как ты мог поверить, что тебе в мессенджере звонит из прокуратуры капитан полиции и просит принять участие в оперативных мероприятиях? Нет в прокуратуре капитанов! Да еще и хотел взять кредит? Ты же окончил военное училище, военную академию, как можно быть таким доверчивым?!»

В этот момент на телефон пенсионера пришло сообщение от «прокурора», который прислал «фоторобот» потенциального мошенника, поимка которого стала причиной «привлечения вас к участию в ОРМ (оперативно-разыскных мероприятиях. — Прим. ред.)». Как Игорю Петровичу позже объяснил уже внук, фото оказалось… скриншотом из компьютерной игры.

На звонок с логотипом «Прокуратура России» трубку взял сын пенсионера, и с ним говорил уже не «капитан Ратманов», а «из прокуратуры Адыгеи советник юстиции Г.» (фамилию не называем, так как мошенники назвали фамилию реально проходящего службу в республиканском надзорном ведомстве сотрудника. — Прим. ред.). Он долго требовал передать трубку Игорю Петровичу, обвинял в срыве оперативных мероприятий и, в конце концов, пообещал огромные проблемы в жизни.

В завершение общения пришло сообщение от лжепрокурора: «Через полчаса с вещами оба должны стоять перед прокуратурой, уже есть ордер на ваш арест по обвинению в срыве спецоперации. Выяснили адрес, за вами едет наряд полиции».

Не идти на поводу

Игорь Петрович тогда даже усомнился в правильности своего поступка — рассказать все сыну, так убедительно вел себя «в справедливом гневе» лжепрокурор, но сын предложил позвонить ему самому в республиканскую прокуратуру.

Позвонили дежурному прокурору, который расставил все точки над «i». Он ответил: «Конечно, это мошенники, которые, прикрываясь громкими именами сотрудников правоохранительных органов, пытаются вас обмануть, — говорит Игорь Петрович. — Ни в коем случае не идите у них на поводу. Напрямую звоните в прокуратуру, в ОВД, в следственный комитет — и настоящие сотрудники ведомств убедят вас в том, что просить пенсионера Министерства обороны взять кредит могут только мошенники». Кстати, когда я спросил, служит ли в прокуратуре советник юстиции Г., то дежурный прокурор ответил: «Да, служит, но, будьте уверены, он точно не будет вам писать в мессенджер по вопросу кредита!»

Потом был визит в дежурную часть ОВД, общение с участковым, и каждый сотрудник убеждал пенсионера, что нельзя верить «телефонным жуликам».

Каждый полицейский выслушивал меня, говорил, что я правильно поступил, отказавшись взять кредит для передачи мошенникам, — рассказывает пенсионер.

Криминальные таланты

Психолог Татьяна Белоусова отмечает:

Телефонные мошенники — безусловно, талантливые люди, с хорошими актерскими данными. При других обстоятельствах из них могли бы выйти артисты разговорного жанра, радиоведущие, дикторы, психологи. Найдя один раз эмоциональную точку-триггер у собеседника, они будут вновь и вновь пытаться воззвать к чувствам жертвы.

У Игоря Петровича, например, это было чувство долга, как у офицера и гражданина, у кого-то — стремление заработать, у кого-то — спасти близкого человека. Оказавшись в местах лишения свободы, мошенники, не стесняясь, говорят, что «это просто работа, ничем не лучше и не хуже других».

Наш герой теперь набрался опыта и научился добавлять подозрительные номера в «черный список», а в случае обращения знакомых и родственников с сомнительными просьбами — сразу звонить, чтобы выяснить ситуацию.

Нельзя верить незнакомцам, обращающимся с необычными просьбами по телефону, в социальных сетях. Аккаунты ваших друзей и родственников мошенники «взламывают», от вашего имени просят перевести денежные средства по телефонному номеру. Недавно внук Павел, студент московского вуза, прислал мне в мессенджере сообщение: «Переведи, пожалуйста, мне тысяч 50. Срочно надо. Это телефон Марины. Потом объясню». Но я все же позвонил ему — он был очень удивлен, когда я спросил , на что ему нужна такая сумма. «Дедушка, это жулики взломали мою «телефонную книжку». Никому не верь!» — рассказал еще про один случай пенсионер.

Сводки

Правоохранители Адыгеи призывают граждан быть бдительными и не поддаваться на уловки мошенников.

МВД по РА каждый день регистрирует факты дистанционного мошенничества. С начала января подобные преступления уже зарегистрированы в Майкопе и Тахтамукайском районе.

Например, согласно данным МВД, крупный единичный ущерб от мошенничества, зарегистрированный полицией Адыгеи, составил 225 тысяч рублей. 68-летний майкопчанин доверился телефонным незнакомцам, которые представились ему работниками банка, и перевел вышеуказанную сумму на «безопасный» счет.

Возбуждаются уголовные дела, следователи городов и районов Адыгеи ведут работу, проводят проверки, опросы. Но все это можно было предотвратить, сказав один раз «нет» и сбросив звонок. Нельзя верить фантастическим историям лживых банковских и соцработников, фальшивых полицейских и прокуроров.

Игорь Петрович долго переживал случившееся, радовался, что отделался «малой кровью».

Я теперь с подозрением отношусь к любому звонку с незнакомого номера. Наверное, все же у этих жуликов происходит деформация моральных принципов, и им неважно, кого они обманывают. Ни возраст, ни материальный достаток, ни социальное положение их не интересует, для них важно одно — деньги, — делится пенсионер.

Наш собеседник раньше, как уже говорилось выше, неоднократно оказывал помощь сотрудникам полиции. Решил он помочь и в этот раз, рассказав свою историю для печати. Чтобы случившееся с ним было примером для пенсионеров — не поддаваться на провокации мошенников.

Марта ЕЛЕНСКАЯ.

01.02.2024 в 12:16
Возрастная категория материалов: 16+