Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: Люсия БезкровнаяФото: Люсия Безкровная

В этом году отделению “Актерское искусство” Адыгейского республиканского колледжа искусств им.Умара Тхабисимова исполняется 20 лет. Важная дата совпала с личным юбилеем бессменного заведующего отделением заслуженного работника культуры Адыгеи Сарры Ачмиз. Единогласно коллектив решил отметить годовщину отделения в день рождения наставницы (11 февраля). У нее я и решила спросить, чему учат и как настраивают будущих мастеров сцены.  

 

Пытливость и открытость

Я пришла на интервью вечером трудного дня. Сарра Халидовна, посвятившая театру и педагогике почти полвека, безусловно интересный собеседник. И после часа общения я думала, что композиция интервью в моей голове четко сложилась. Признаться честно, я не собиралась менять заход, но героиня настоятельно позвала в гости к ребятам, которые в седьмом часу вечера работали над творческими заданиями. Я не могла отказать и, пообщавшись с ними, решила начать материал именно с этого.    

Я задавала обычные вопросы. Ребята отвечали вдумчиво и живо. В эпоху клипового, обрывистого мышления и мессенджеровых диалогов, с боязнью личного общения, слушать открытую миру молодежь, имеющую свои цели и мнения, было для меня сродни глотку чистой воды. Приведу обобщенно их ответы, чтобы и вы могли прочувствовать это. 

– Главное в актере — дисциплина, упорство и сдержанность. Умение чувствовать. Умение вживаться в образ и выходить из роли. Любить искусство в себе, а не себя в искусстве. 

– Важны наблюдательность и эмпатия. Я начал обращать внимание на все звуки на улице. У нас много вопросов, на которые мы сами себе пытаемся ответить.

– Я часто езжу в полном автобусе и наблюдаю за людьми. Это так интересно! Они все разные. Это помогает в роли. Например, на втором курсе я играла Нелю, которая шла под дождем с вокзала. И я вспоминала людей из переполненного автобуса. А когда на первом курсе мы играли бабушек, то ходили на вечера танцев для пожилых, смотрели, копировали их мимику и движения. 

Фото: Артур Лаутеншлегер/Советская Адыгея
Фото: Артур Лаутеншлегер/Советская Адыгея
– А животные? Это вообще наша любовь. Я снимала кота и просматривала в замедленном воспроизведении, чтобы понять, как он ходит, смотрит, кушает, спит. А предметы? Стиральная машина или холодильник. Я слушала, как они звучат, чтобы повторить. После изучения всего вокруг по-другому на мир смотришь. Мировоззрение меняется.       

– Отрицательных персонажей хотят играть чаще, потому что в негативных героев вкладывается много эмоций, а мы эмоциональные. Положительных героев играть сложнее. Чтобы найти интересное в позитивном герое, нужно брать глубже, искать подтекст, заложенный автором. 

В каждом добром герое ищи, где он злой, а в каждом злом – где он добрый.   

Рассуждать, видеть мир многогранным, а характеры интересными — это то, чему учат здесь в первую очередь. Без глубины хороших актеров не бывает, настаивает заведующая отделением.

 

“Несерьезная” профессия

Предтечей отделения “Актерское искусство” был экспериментальный курс в 90-х годах. Но в то экономически сложное время было не до искусства. А вот в 2003 году директор колледжа Заур Хот и его заместитель Светлана Хватова решились начать подготовку. Руководить отделением пригласили преподавателя Сарру Ачмиз. Разработка программ, учебных планов и получение лицензии отняли много сил, но цели были достигнуты. 

Сейчас на отделении учится 30 студентов, с которыми занимаются шестеро педагогов. Программа рассчитана на 4 года. Возраст студентов может быть разным — с 9-го класса и старше. В условиях, когда бюджетных мест в театральных вузах единицы, отделение актерского искусства в колледже для многих талантливых ребят становится тем самым шансом на самореализацию.    

– Мы не ставим возрастных ограничений. Кому-то 15 лет, а кому-то 21. Кто-то долго думал. Так бывает. Кому-то родители не разрешали, – рассказывает Сарра Ачмиз. 

– Родители считают, что это несерьезная профессия? – предполагаю я.  

– Сейчас уже не так часто сталкиваюсь с таким отношением. Но вот в мое время это было повсеместно. Когда я решила пойти учиться на актрису, в семье никто не понимал меня. Пришлось схитрить. Я сказала, что буду диктором. Тогда на радио работала Биба Черемит. Ее голос до сих пор помнят люди. Ее любили. Поэтому мне разрешили поступать, – вспоминает артистка. 

Фото: Люсия Безкровная
Фото: Люсия Безкровная

В 1971 году Сарра Ачмиз поступила в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Основы, которые заложили в студентов там, теперь дают плоды в новых творческих поколениях Адыгеи.   

– У нас очень сложно, но очень интересно учиться. Когда есть способности, сложностей не замечаешь, потому что процесс идет, он увлекает. Дети развиваются всесторонне, им интересно, – делится наставница. 

Процесс актерского образования в колледже занимает много времени. Помимо общей школьной программы, студенты проходят творческие дисциплины — мастерство актера, сценическое движение, сценическую речь, вокал, танец, акробатику, фехтование, историю театра и драматургии. А когда дело доходит до работы над ролями на сцене, репетиции и поиски образа затягиваются до позднего вечера. 

 

Ученики Станиславского

– Мы подстраиваемся под новые веяния, но основы основ давно заложены, – говорит Сарра Халидовна. – Мы можем по-разному произносить букву “А”, но буквой “А” она быть не перестает. 

На первом курсе закладываются основы, формируется умение работать над образом, над ролью. Здесь говорят: “Нет маленьких ролей. Есть маленькие актеры”. Это идет от великого мэтра Константина Станиславского. 

СПРАВКА: Система Станиславского — это обширная теория сценического искусства, которую разработал в начале XX века педагог, режиссер и актер Константин Станиславский. В конце XIX века театр в России был достаточно консервативным: актеры стремились показывать эмоции, но не проживали их по-настоящему. Станиславский хотел добиться от артистов правдоподобной игры. Он побуждал их погрузиться в собственные переживания и эмоции, чтобы по-настоящему прочувствовать своих персонажей. Он подчеркивал важность тщательного анализа героя, понимания его мотивов. Также режиссер считал, что эмоции должны рождаться «здесь и сейчас», то есть во время самого спектакля, чтобы каждое действие актера на сцене было естественным и оправданным. Станиславский ввел такое понятие, как «предлагаемые обстоятельства». Актер должен был подробно продумать обстоятельства, в которых находится его персонаж, соотнести их с собственным опытом и разобраться в мотивах и внутренней логике героя. Также педагог настаивал на важности не только индивидуальной работы над ролью, но и органичного, прочувствованного взаимодействия с партнерами по сцене. Эта система остается основой обучения артистов по всему миру.

– Я считаю себя ученицей Станиславского, потому что педагог моего педагога учился у Станиславского. И я считаю, что и мои выпускники тоже имеют непосредственное отношение к нему. У нас идет обучение по его системе. Я уверена, что она не устареет, – делится Сарра Ачмиз.

Система подразумевает глубокое понимание людей и явлений, развитие наблюдательности, эмпатии и аналитики. Для того, чтобы развить это в современной молодежи, педагоги подключают все свои таланты и используют еще советские традиции.  

 

Наблюдать и размышлять

В колледж приходят дети, в основном не умеющие размышлять, думать, констатирует Сарра Халидовна. Чтобы активизировать мышление, используют старые проверенные способы. Например, еженедельные классные часы и работу в студенческом журнале, куда ребята пишут статьи о том, что увидели, услышали, чем заинтересовались.  

– Я придаю большое значение классным часам. Наши дети уже привыкли к ним и ждут. На них мы читаем и обсуждаем первые пробы пера в журнале. Каждый высказывает свое мнение. Это очень важно. А потом мы, педагоги, в конце даем свою оценку и анализ. Сначала молодежь “рубит”, говорит: это нравится, а это нет. А мы просим ответить почему. Обсуждаем все спектакли, концерты и мероприятия, которые посещаем. При этом настраиваем начать обсуждение с хорошего. Что хорошего вы сегодня увидели или услышали? Ведь видеть хорошее, прекрасное нужно учиться. К хорошему наш глаз привык, мы считаем, что так и надо, и мимо проходим. А вот негатив сразу замечаем. Поэтому мы говорим: сперва скажите позитивное, а потом об отрицательных моментах. И они начинают думать, – рассказывает завотделением. – Вы знаете, первое время многие не могут даже нескольких предложений выстроить. А на четвертом курсе могут говорить, размышлять, правильно излагать мысли на бумаге. Это важно. Это же будущая интеллигенция!       

В колледже дают образование выше среднего. И выпускников сразу приглашают в театр, куда полупрофессионалов не берут. Этому, кстати, помогают преддипломный спектакль на третьем курсе и дипломный на четвертом. Их защищают официально перед государственной комиссией, в состав которой колледж старается приглашать специалистов из других субъектов. Это хлопотно и затратно, но так эксперты видят ребят и приглашают для поступления в высшее учебное заведение или на работу. Чтобы таланты студентов замечали, коллектив участвует в масштабных конкурсах. 

СПРАВКА: В 2023 году группа студентов четвертого курса отделения «Актерское искусство»  под руководством Анастасии Сиюховой завоевала Гран-при во Всероссийском конкурсе ученических и студенческих театров на лучшую постановку спектакля по пьесе Гульнары Искалиевой «Трудный экзамен». На конкурс поступило более двух тысяч заявок от молодежных театральных коллективов из 89 субъектов России. В состав экспертного совета конкурса вошли ректор Российского института театрального искусства ГИТИС Григорий Заславский, художественный руководитель Московского драматического театра на Малой Бронной Константин Богомолов, ректор Театрального института имени Бориса Щукина Евгений Князев и другие. Спектакль ребята на правах победителей показали на выставке “Россия” на ВДНХ.

Фото: Российское общество "Знание"
Фото: Российское общество "Знание"

Кроме того, выпускники колледжа могут работать преподавателями. Программа включает  педагогические знания и госэкзамен по методике преподавания театральных дисциплин. На итоговом заседании в конце обучения педагоги дают рекомендации выпускникам на будущее. 

– Мы же знаем своих детей. И говорим им, кому лучше быть артистом, кому педагогом, кому лучше развиваться в режиссуре, театроведении или написании сценариев. Показать возможности и потенциал – тоже важная задача педагога, – объясняет Сарра Халидовна. 

 

“Я – это не главное”

Так сказала наша героиня, настаивая на том, что в материале обязательно нужно рассказать о педагогическом составе. По ее словам, успехов добиться помогает именно то, что все наставники работают как единая команда — команда единомышленников. 

Мы обсуждаем процесс и результат. И важно, что у всех одна основа — “питерская” школа. Даже у молодых педагогов, которые учились в других вузах, есть эта основа, заложенная в колледже. У нас нет разнобоя. Мы дружный коллектив, в том числе и педагоги других отделений, которые преподают нашим студентам, объяснила завотделением. 

Здесь преподавали известные деятели республики: Станислав Сиюхов, Светлана Шхалахова, Аскарбий Хатхакумов. Позже к ним присоединилась молодая плеяда выпускников отделения, а ныне талантливых актеров и педагогов: Анастасия Сиюхова, Светлана Гармашева и Азамат Хуадоков. И у всех есть похожее понимание того, каким должен быть выпускник АРКИ им.У.Х.Тхабисимова. 

Сарра Ачмиз: Я хочу, чтобы мои выпускники были прежде всего хорошими профессионалами и личностями. Очень важно, какой ты человек. Нам приятно, когда просят передать педагогам “спасибо” за хорошую подготовку и воспитание — мы гордимся. Но, чтобы такого добиться, надо жестко и четко работать, ни себя не жалея, ни их.

Анастасия Сиюхова: Когда к нам приходят абитуриенты, они зачастую не понимают, какой им труд предстоит. Мы даем некий фундамент, базу, как в начальной школе. Поэтому мы их, как детей, опекаем, учим всему с нуля — читать, думать, размышлять. Мы готовим их к дальнейшему росту. Мы всегда рекомендуем выпускникам продолжать учиться, потому что никогда не бывает много базы. Позже ребята признаются, что, если бы не эта база, полученная в колледже, было бы очень тяжело поступить в вуз и идти дальше.

Фото: Артур Лаутеншлегер/Советская Адыгея
Фото: Артур Лаутеншлегер/Советская Адыгея
 Азамат Хуадоков: Мы пытаемся привить профессионализм. Это значит быть пунктуальным, сосредоточенным на работе, быть всегда в ресурсе. Важны и общечеловеческие качества — доброта, искренность, умение радоваться простым мелочам, всегда находить интересное для себя, открывать новые грани. Наши дети должны развивать фантазию, быть неординарными, креативными. Мы стараемся, чтобы они были продолжением нас, нашей опорой в будущем.  

Аскарбий Хатхакумов: Наши выпускники должны освоить систему Константина Станиславского и быть патриотами своей страны. Настоящий актер не может не любить страну, в которой вырос. Страну, которая подарила великих писателей, драматургов, режиссеров и мастеров сцены.  

Светлана Гармашева: Отделение «Актерское искусство» дает студентам актуальную, классическую, многогранную подготовку для развития и выявления актерских способностей. Мы радуемся, когда наши выпускники достигают серьезных творческих высот.  

Светлана Шхалахова: Студенты актерского отделения АРКИ им.У.Х.Тхабисимова отличаются крепкой основой, а также хорошей общей культурой и эрудицией. Наши выпускники умеют работать в ансамбле. Они покидают стены родного колледжа с таким уровнем практических и теоретических знаний, который заметно выделяет их лучшим образом. А главное — мы все, педагоги во главе с мастером, заслуженным работником культуры Адыгеи Саррой Ачмиз, выстраиваем для студентов студийный принцип учебы и жизни, где один за всех и все за одного. Лучшие наши выпускники тому подтверждение. Они свободно поступили и завершили высшее образование в лучших театральных учебных заведениях и украшают культуру и искусство России и Адыгеи!

Фото: Артур Лаутеншлегер/Советская Адыгея
Фото: Артур Лаутеншлегер/Советская Адыгея

Фрагмент репетиции юбилейного концерта

В юбилейный для отделения год выпускники уже готовят сразу два выпускных спектакля. Зрителя постараются покорить классической постановкой и сложной социальной пьесой. Ну а после в колледже отберут новую группу студентов-первокурсников — будущих покорителей человеческих душ и умов.

 

Валерия ВРУБЕЛЬ

11.02.2024 в 10:15
Возрастная категория материалов: 16+