Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: архив семьи ШовгеновыхФото: архив семьи Шовгеновых

Многие приняли для себя очень важное решение — получить военную профессию и оставаться верными ей, какие бы испытания ни подкинула судьба. И выбор этот — осознанный, обусловленный воспитанием, зовом сердца, честью и совестью. Один из таких мужчин — Казбек Шовгенов из Тахтамукайского района Адыгеи.

Отец Казбека Абдулах — родоначальник династии военных. В начале 30-х годов прошлого столетия он окончил Высшую партийную школу в Москве.

Когда началась Великая Отечественная война, Абдулах Черыруович ушел на фронт. Был политруком в одной из воинских частей. В 1943 году получил тяжелое ранение и был комиссован.

В семье Абдулаха воспитывалось трое детей. Сын Ким окончил Ленинградский институт физкультуры и остался там же преподавателем. Родившаяся после войны дочь Саида стала медработником. А сын Казбек решил, что его стезя — военная служба. Судьба свела его с тренером по боксу Ваграмом Балаяном, учившимся в Бакинском Высшем военно-морском училище. Следуя примеру Балаяна, юноша твердо решил поступать туда же. Внука благословил любимый дедушка Бляу Барчо.

Море по твоему характеру, ты станешь мужчиной! А быть мужчиной — значит быть глубоко порядочным, настойчивым, целе­устремленным, — сказал дедушка.

Командир дивизиона

И Казбек поступил в училище, окончил его с редкой специальностью минера-торпедиста. Службу начал лейтенантом на тральщике. В то время продолжалось боевое траление, потому что еще встречались мины, выставленные в военные годы. 12 марта 1974 года по приказу командующего Черноморским флотом была сформирована бригада траления из трех дивизионов противоминных кораблей. Их задачей было обеспечение благоприятного оперативного режима военного и гражданского судоходства в проливных зонах Черного и Средиземного морей. Корабли соединения выполняли траление мин в Суэцком заливе, обеспечивали защиту советских траулеров у берегов Марокко и противоминную защиту судоходства в Красном море.

Казбек Шовгенов был уже командиром дивизиона противоминных кораблей, когда была сформирована эта бригада. И он получил новое назначение — командование бригадой таких кораблей Черноморского флота. Являясь основой противоминных сил на Черном море, бригада организовывала и проводила ежегодные совместные учения противоминных сил флотов стран — участниц Варшавского договора. На них осуществлялось обучение командования и экипажей кораблей союзников правилам эксплуатации и боевого применения минного и противоминного оружия в условиях современного морского боя. В руках капитана 1 ранга Казбека Шовгенова находились судьбы сотен моряков. К его мнению прислушивались командиры десятков кораблей.

На личном примере

Служба настолько заполняла все время, что на близких его почти не оставалось. Жена Тамара, врач, сетовала: «Сыновей видишь раз в полгода. Кем они вырастут?»

Их тоже поманит море. Ясно, в кого они пойдут, — отвечал ей муж с усталой улыбкой на лице.

Боевой офицер руководствовался принципом — учить личным примером. Он был строг в командирских оценках, нетерпим к недостаткам. Моряки видели в нем справедливого и знающего свое дело командира, к которому можно было подойти как с деловым предложением, так и просто за советом. Благодаря профессионализму Казбека Абдулаховича многочисленные инспекторские проверки командования флота проходили только на отлично, а сотни моряков получили путевку в большое плавание.

Строгий и непримиримый офицер в обстановке, требующей концентрации всех сил, в минуты отдыха мог тронуть сердца подчиненных добрым, задушевным словом, оказать поддержку в минуты сомнений.

Личные качества Шовгенова, особенно его дипломатические способности, оказались востребованы и в годы его работы старшим военным советником в Сирии в 1982-1985 годах. Здесь он впервые встретился с моряками из Сирии — адыгами по происхождению. Так получилось, что Казбек Абдулахович стал и свидетелем военного переворота в Египте. После возвращения на родину Шовгенова назначили командиром учебного отряда в Севастополе. Здесь он попал в сложный переплет, из которого удалось выбраться только благодаря оптимизму и сноровке.

При расстановке учебных мин под Севастополем нога командира Шовгенова случайно попала в петлю, и его потащило под воду вместе с миной. Но судьба была благосклонна к нему. Казбек не поддался панике, с большим трудом освободившись от петли, выплыл на поверхность. В Севастополе Казбек Абдулахович прослужил вплоть до увольнения с флота в 1988 году.

За успехи в военной службе, которой Казбек Шовгенов посвятил 35 лет своей жизни, опытный офицер был представлен к высоким наградам — двум орденам Красной Звезды и ордену «За службу Родине».

В своей книге «Комбриг — это звучит гордо» контр-адмирал Флота СССР Валентин Прокопьевич Фатеев, когда-то бывший в подчинении Шовгенова, написал так: «Капитан 1 ранга Казбек Шовгенов являл собой преданного Советскому флоту, воспитанного и надежного руководителя. Лекций подчиненным он не читал, но порой вовремя и по делу сказанные им слова с традиционно флотским акцентом и юмором наставляли нас на путь истинный и заставляли думать о необходимости преданно служить Родине».

Два морских офицера

Сбылись пророческие слова боевого офицера, сказанные жене. Дети Роман и Аскер по примеру отца тоже стали морскими офицерами. Сейчас оба они уже военные пенсионеры. Роман — капитан второго ранга, проживает в Майкопе, капитан третьего ранга Аскер — в Новороссийске.

Супруга Тамара Васильевна окончила Краснодарский медицинский институт и всю жизнь проработала акушером-гинекологом в Севастополе, подарила жизнь многим детям и радость материнства женщинам. Она ушла из жизни в 2005 году.

Выросли внуки. Дети Романа Тимур и Мурат — студенты мед­институтов, Руслан учится в военном училище. Сам Роман Казбекович — председатель Совета ветеранов флота Адыгеи и заместитель председателя Совета ветеранов войны и труда республики.

Сын Аскера Евгений тоже имеет отношение к флоту. Получив квалификацию кока, он уже вторую вахту ходит на атомном ледоколе. Младший сын Аскера Егор — специалист по компьютерным технологиям.

В центре событий

Казбек Абдулахович, вернувшись в аул Старобжегокай, по-прежнему находится в центре событий, но уже мирного характера. Он много лет является председателем Совета ветеранов и общественного совета Старо­бжегокайского поселения. Казбеку Абдулаховичу удалось удивить земляков и в другом аспекте.

Еще в молодости он увлекся чеканкой. И, конечно, за время службы на флоте набил руку. Его работы занимают достойное место на различных мероприятиях. К примеру, на выставках народных промыслов работы Шовгенова привлекают немало зрителей. Особенно притягательно выглядит его чеканка с морским капитаном — этаким морским волком с трубкой во рту. Выразительное, загоревшее лицо капитана, трубка, колечки дыма, поднимающиеся вверх, переданы настолько тонко и естественно, что удивляешься тому, как человек смог ото­бразить такое на металле.

В доме Казбека Шовгенова есть очень важный уголок, можно сказать, музей, где с любовью хранятся фотографии, награды, поделки. В самом центре композиции штурвал — рулевое управление корабля, изготовленное его руками.

Сейчас Шовгенов приближается к почтенному возрасту — 90-летию. Эти годы вместили многое: Великую Отечественную войну, голод и разруху, восстановление разрушенного хозяйства, обновление жизни в СССР, годы перестройки. Казбек Шовгенов любит вспоминать о разных житейских событиях и продолжает оставаться таким же бодрым, оптимистичным, с прекрасным чувством юмора. С праздником, уважаемый Казбек Абдулахович, здоровья вам на долгие годы!

Разиет АЧОХ, аул Тахтамукай.

22.02.2024 в 14:32
Возрастная категория материалов: 16+