Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: архив Семьи КурашиновыхФото: архив Семьи Курашиновых

Талантливый театральный режиссер и актер, уважаемый педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР и Республики Ингушетия, народный артист Адыгеи — все это об Аскарбии Курашинове, которому в этом году исполнилось бы 85 лет. «СА» публикует воспоминания о нем самых родных и любимых людей — его семьи.

Путь на подмостки

Заслуженный деятель искусств РСФСР Аскарбий Курашинов в юности даже и не думал об актерской или режиссерской карьере — выбрал для себя профессию бухгалтера.

Он попал в ГИТИС совершенно случайно. Был у него друг с большим чувством юмора, и, когда набирали актерскую группу, он сказал: «Аскер, я буду артистом, поехали вместе! Будем с тобой учиться, а из окна Кремль будет видно, представляешь?» Но Аскер ответил ему, что совершенно к этому не готов и поедет только ради поддержки. А вышло наоборот: Аскер попал в театр, а его друг нет, — рассказала жена Аскарбия Хусейновича Сима Курашинова.

Будущий народный артист учился в национальной группе. Он понимал, что совсем не готовился к такой жизни, но делал все возможное, чтобы соответствовать окружению.

Он мне говорил, что, когда поступил в институт, у него было ощущение, будто он из XIX века попал в XX — такая колоссальная разница была между жизнью в ауле и тем, в какую среду он попал, — вспоминает дочь режиссера Лейла Курашинова.

После успешного окончания ГИТИСа Аскарбий Хусейнович вернулся в Майкоп и стал играть в труппе Адыгейского драматического театра. Все свои роли он исполнял искренне, блестяще и с большим воодушевлением. Вскоре стал пробовать себя и в постановках спектаклей. Талант Курашинова был настолько ярким, что ему предложили попробовать себя на режиссерском поприще.

Театральный режиссер

Тогда Аскарбий Хусейнович поступил на режиссерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии и с отличием окончил его. В 1971 году он поставил в родном театре свои первые спектакли «Счастье само не приходит» (Ереджиб Мамий) и «Плутни Скапена» (Мольер), ставшие ярким и запоминающимся режиссерским дебютом. Именно с ним национальная режиссура обрела свое творческое лицо и неповторимое своеобразие. Многие его постановки и сегодня востребованы, актуальны и являются украшением репертуара.

Курашинов первым рискнул обратиться к Шекспиру, поставив спектакль «Укрощение строптивой» в переводе Нальбия Куека. Свою режиссерскую идею он реализовал великолепно, впрочем, как и всегда, поэтому Министерство культуры приняло его режиссером-стажером в Московский театр сатиры. Там в течение двух лет Курашинов проходил стажировку у легендарного актера, режиссера, сценариста, народного артиста СССР Валентина Николаевича Плучека. Аскарбий Курашинов принимал участие в таких постановках, как «Гнездо глухаря», «Трехгрошовая опера», а также поставил «Закон вечности» на сцене Московского театра комедии.

По возвращении домой Аскарбий Хусейнович был назначен главным режиссером Армавирского театра драмы и комедии им. А. В. Луначарского, который некогда славился яркими постановками, но пребывал в то время в творческом упадке. Курашинов, с присущим ему воодушевлением, буквально вдохнул в театр новую жизнь. Он провел там реформы, набрал новых людей и поставил замечательный репертуар.

Армавир стал театральным городом в период, когда главным режиссером был мой папа. Люди ходили в театр семьями, и вообще театр стал местом, где горожане любили проводить время, — рассказала дочь Оксана Курашинова.

Следующие десять лет на сцене Армавирского театра игрались талантливые спектакли, и каждый раз был полный аншлаг. Это было время подъема театральной жизни в Армавире. За это Аскарбий Курашинов получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Ингушская студия

На факультете актеров театра и кино в КГУКИ существовала национальная студия, где обучались студенты из кавказских республик. Один из первых выпусков был ингушским.

Папа лично ездил в Ингушетию, проводил отбор среди желающих обучаться актерскому ремеслу, — рассказала Оксана Курашинова.

Многие из этих студентов были нечитающими, и Аскарбий Курашинов старательно прививал им любовь к чтению.

Он считал, что любой уважающий себя актер должен быть начитанным, насмотренным, чтобы понимать этот мир. Когда он сам поступил в адыгейскую студию в ГИТИСе, он был обычным аульским мальчиком, просто очень талантливым. И, как он сам говорил, был абсолютно необразованным человеком, — добавила Оксана Курашинова.

За выпуск ингушской студии Аскарбий Курашинов получил звание заслуженного деятеля искусств Республики Ингушетия.

Преданность родным

Аскарбий Хусейнович был выдающимся, талантливым режиссером своего времени и мог с легкостью устроиться в любой из ведущих театров Москвы. Но он остался на малой родине.

Это был очень преданный человек. Так случилось, что его отец погиб в 1941 году и воспитанием Аскера с братом занялся родной дядя. Он дал обоим мальчикам высшее образование и отцовскую любовь. Активное участие в их жизни принимала и тетя. Из-за них Аскер остался здесь, ведь дядя и тетя посвятили ему всю свою жизнь — как он мог их оставить? Когда они стали совсем старенькие, уже мы их опекали, — рассказала Сима Курашинова.

Стремление быть рядом с теми, кто заменил ему родителей, стало одной из причин, почему Аскарбий Хусейнович согласился на работу в Армавирском театре: от Армавира до Кошехабля было очень просто и быстро добраться на электричке.

Прекрасный семьянин

Муж он был замечательный. Ни одного «темного» дня я не вспомню с ним. Тридцать пять лет промчались как один день. Он был очень внимательный. Бывает, занимаемся каждый своим делом, он проходит мимо — приобнимет и дальше идет. Работал он ближе всех к дому — придет вечером первый и обязательно что-то вкусненькое нам приготовит. Все мне говорили — вот это у тебя муж! Находка! — улыбается Сима Курашинова.

Ни разу она и дети не слышали от него плохого слова или ругательства. Никогда Аскарбий не повышал на них голоса.

Папа для меня — идеал мужчины во всех отношениях. В детстве он уделял нам много времени, с ним можно было поговорить о чем угодно. С ним всегда было интересно, и даже когда уже в подростковом возрасте ко мне приходили друзья, им хотелось, чтобы папа поучаствовал в нашей беседе. Он был тактичным в отношении даже самых маленьких членов нашей семьи. Бывало, внучка ему что-то рассказывает про свои дела в песочнице, он ее внимательно выслушает, а потом говорит мне: «Оксана, она со мной поделилась по секрету, ее там мальчишки обижали. Пожалуйста, аккуратно выясни, вдруг это что-то серьезное», — вспоминает дочь.

По словам близких, Аскарбий Курашинов очень любил жизнь и никогда не отчаивался. Он вырастил троих прекрасных детей: дочерей Лейлу и Оксану и сына Тимура, воспитав их в строгости и большой любви.

Отец был строгим, но все-таки с определенными послаблениями. Он сам вырос без родителей в патриархальном кавказском обществе в суровые послевоенные годы. Пережив такое, меня он всеми силами пытался от подобного оградить, — поделился Тимур Курашинов. — Отец позволял мне делать то, что для него в юности было просто немыслимо. Я это чувствовал, но тем не менее старался соблюдать некий негласный договор, не переходил определенную черту.

Аскарбий Хусейнович был очень чутким и проницательным человеком, что позволяло ему искренне удивляться, казалось бы, обыденным вещам даже в преклонном возрасте.

В трогательных моментах в художественных произведениях, в кино, в стихах его глаза наливались слезами. Бывало, в такие минуты я смотрел на него, немного недоумевая от происходящего, а он снисходительно говорил: «Это ты потом поймешь», — добавил Тимур Курашинов.

Последний спектакль

Где бы он ни был, Аскарбий Курашинов не мог покинуть Национальный театр. Он продолжал ставить там спектакли всю свою жизнь. Достаточно лишь перечислить названия некоторых из них, чтобы рассказать о режиссерском таланте Аскарбия Хусейновича: «Гостиница Дахабарин», «Женихи», «Укрощение строптивой». Он создал яркие образы в спектаклях «Счастье само не приходит», «Свидание в предместье» и «Дочь шапсугов» по пьесе Тембота Керашева. Многие из них актуальны и по сей день.

Он не успел поставить свой последний спектакль. Аскер использовал в нем образы своих сокурсников, земляков — получилось очень легко, воздушно и с юмором. Я отдала этот спектакль в Национальный театр, где его планируют поставить, — поделилась Сима Курашинова.

Аскарбий Курашинов до последней минуты был полон жизни и планов. Он собирался ехать в Майкоп ставить свой заключительный спектакль, а потом на море — с женой и внучкой.

Мы ездили в Кошехабль накануне. Он успел обойти всех родных и близких в тот день и был так этому рад! У него было такое возвышенное настроение, он готов был обнять эту жизнь… — вспоминает жена Аскарбия Хусейновича.

Уже дома он почувствовал сильную боль в спине. Вызвали врача, который отнесся к проблеме не очень внимательно.

Он осмотрел Аскера и сказал: «От остеохондроза еще никто не умирал». К сожалению, причина боли была вовсе не в остеохондрозе, и Аскера в тот день не стало. В свои последние минуты он был радостным, говорил о жизни, о людях. Ушел очень легко, с улыбкой, никого не потревожив, — говорит Сима Курашинова.

Аскарбий Хусейнович ушел из жизни 7 августа 2014 года, но память о нем навсегда осталась в сердцах близких, коллег, учеников, зрителей. Спустя десять лет о нем говорят как о живом: вспоминают, смеются и любят.

Екатерина НУЖНАЯ.

25.03.2024 в 11:39
Возрастная категория материалов: 16+